Устройство для стабилизации скорости вращения электродвигателя Советский патент 1979 года по МПК H02P5/16 

Описание патента на изобретение SU655052A1

1

Изобретение относится к электротехнике, области управления электродвигателями, в частности к астатическим по скорости вращения прецизионным электроприводам с фазовым управлением.

В современном прецизионном электроприводе широкое распространение получили устройства, использующие дискретно-фазовый способ управления исполнительными электродвигателями, который основан на сравнении по фазовому положению импульсов высокостабильного задающего генератора эталонной частоты и импульсов датчика скорости вращения, установленного на валу электродвигателя {1, 2.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является устройство, содержащее генератор опорной частоты, импульсный таходатчик, усилитель и блок управления, в состав которого входят триггер с раздельным запуском и триггер со счетным входом, коллектор одного из транзисторов которого через RC-цепь соединен с коллектором транзистора с раздельным запуском, а общая точка элементов указанной цепи подключена к базе другого транзистора триггера с раздельным запуском через вентильный элемент 3.

Известные устройства обладают следующими существенными недостатками. В режиме синхронизированной работы изменение напряжения, подводимого к электродвигателю, достигается за счет изменения фазового полол ения импульсов обратной связи, снимаемых с вала двигателя, относительно импульсов опорного генератора, т. е. иными словами, будучи астатической по

скорости вращения, система обладает статической ощибкой по угловому положению вала относительно опорной последовательности, что в переходных режимах может привести к недопустимо больщим колебаниям мгновенной скорости электродвигателя.

Кроме того, запас устойчивости фазовой системы, как правило, невелик, а введение корректирующих сигналов, обычно представленных в аналоговой форме, в такую импульсную систему затруднено.

Целью изобретения является повыщение статической точности системы по фазовому положению вала и улучшения качества регулирования.

Для этого в устройство введены щиротноимпульсный демодулятор, щиротно-импульсный модулятор и блок коррекции, причем генератор опорной частоты со скважностью

импульсов, близкой к двум, подключен к одному из входов триггера и к конденсатору RC-цепи, выход триггера подключен к входу широтно-импульсного демодулятора, выход которого подключен к входу широтно-импульсного модулятора, на который подсоединен блок коррекции, а выход широтно-импульсного модулятора подключен к входу усилителя.

На чертеже изображено предлагаемое устройство.

Устройство содержит генератор 1 опорной частоты, к выходу которого подключена емкость 2 блокируюш,ей RC-цепи и один из выходов триггера 3 с раздельным запуском, к одному из выходов последнего подключен резистор 4 RC-цепи, обш,ая точка элементов которой через вентильный элемент (диод) 5 подключена к тому же входу триггера 3, другой выход триггера 3 подключен к входу широтно-импульсного демодулятора 6, а выход последнего подключен к входу широтно-импульсного модулятора (ШИМ) 7, куда при необходимости подсоединяется блок коррекции 8.

Сигнал с выхода ШИМ подается на усилитель 9, питающий электродвигатель 10, с валом котброго соединен ротор импульсного таходатчика И. Выход таходатчика И подключен к входу формирователя импульсов 12, а выход последнего к другому входу триггера 3.

Информация о фазовом рассогласовании импульсов генератора 1 и гаходатчика И, яолучаемая на выходе триггера 3, в импульсной форме преобразуется демодулятором 6 в непрерывную величину, используемую для управления широтно-импульсным модулятором 7, характеристика которого выбрана таким образом, чтобы изменение коэффициента заполнения его выходного сигнала превосходило в К раз изменение коэффициента заполнения сигнала на выходе триггера 3. Очевидно, что статическая точность системы при этом повысится в К раз, а узел «демодулятор 6-модулятор 7 будет представлять собой линейный усилитель ширины импульсов с одной или двумя областями насьвдения на протяжении периода опорной частоты Го с общей длиК-1

Го.

тельностью, равной К

Выходные импульсы ШИМ усиливаются усилителем 9, а их ширина определяет подводимое к двигателю 10 напряжение.

Напряжение, подводимое к двигателю, при скоростях ниже и выще синхронизированной, будет определяться блокирующей RC-цепью, а также видом характеристики «вход-выход демодулятора 6 и модулятора 7.

Изменяя местонахождение линейного участка последней, можно получить в предельных случаях при скоростях ниже синхронизированной напряжение на двигателе,

равное 6п, а выше - 0,5/7п, или соответственно 0,5 t/jj и 0.

Требуемое повышение статической точности по фазовому положению вала достигается в устройстве выбором характеристики «вход-выход ШИМ, на вход которого при необходимости могут быть заведены аналоговые корректирующие сигналы. Управление двигателем остается импульсным, т. е. энергетические показатели системы не ухудшаются, но могут быть и улучшены путем снижения выходной частоты ШИМ. Вводя на вход ШИМ постоянное смещение, можно изменять рабочий угол системы между опорными импульсами и импульсами обратной связи и тем самым изменять в некоторых пределах напряжение, подводимое к двигателю, при скорости вращения электродвигателя ниже и выше синхронизированной, увеличив разницу между средними значениями напряжений в указанных режимах с 0,325 f/n при использовании прототипа до 0,5iLn при использовании данного устройства.

При использовании устройства для стабилизации скорости малоьшерционного двигателя при низкой опорной частоте с целью уменьшения пульсации скорости выходная частота ШИМ может быть выбрана более высокой по сравнению с опорной.

Использование новых элементов (широтно-импульсных демодулятора и модулятора) позволило значительно повысить статическую точность фазовой системы электропривода, обеспечить удобство введения корректирующих сигналов.

Кроме того, в устройстве легко может быть осуществлена перестройка системы при изменении нагрузки электродвигателя и питающего напряжения, расширен диапазон допустимых изменений указанных возмущений, благодаря увеличению разности среднего напряжения на электродвигателе при скоростях вращения ниже и выше синхронизированной.

Логическая схема устройства является простой, так как содержит один триггер, RC-цепь и вентильный элемент. Выходная частота широтно-импульсного модулятора может быть выбрана отличной от частоты опорного генератора с целью улучшения энергетических показателей системы или снижения пульсации скорости электродвигателя.

Использование устройства может быть рекомендовано в прецизионных синхронизированных и регулируемых электроприводах.

Формула изобретения

Устройство для стабилизации скорости вращения электродвигателя, содержащее генератор опорной частоты, импульсный таходатчик, зсилитель, триггер с раздельным запуском и блокирующую RC-цепь, общая точка элементов которой подключена к одному из входов триггера с раздельным запуском через вентильный элемент, отличающееся тем, что, с целью повышения статической точности системы по фазовому положению вала и улучшения качества регулирования, в устройство введены широтно-импульсиый демодулятор, широтно-импульсный модулятор и блок коррекции, причем генератор опорной частоты подключен к одному из входов триггера и к конденсатору RC-цепи, выход триггера подключен к входу широтно-импульсного демодулятора, выход которого подключен к входу широтно-импульсного модулятора, на который подсоединен блок коррекции, а выход широтно-импульсного модулятора подключен к входу усилителя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 379031, кл. Н 02Р 5/16, 1973.

2.Авторское свидетельство СССР № 399989, кл. Н 02Р 5/16, 1974.

3.Авторское свидетельство СССР № 478407, кл. Н 02Р 5/16, 1973.

Похожие патенты SU655052A1

название год авторы номер документа
Электропривод 1981
  • Мищенко Иван Федорович
  • Ковалев Ремилий Николаевич
  • Напираев Леонид Брониславович
  • Прозоров Валентин Алексеевич
SU1003285A1
Устройство для частотно-фазового регулирования скорости движения магнитной ленты 1979
  • Каяцкас Альгимантас Антанович
  • Толочка Зенонас-Юозас Казимерович
  • Улдукис Антанас Ионович
SU858090A1
Лентопротяжный механизм аэрофотоаппарата 1977
  • Кигель Натан Владимирович
SU708286A1
УСТРОЙСТВО для СТАБИЛИЗАЦИИ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1971
SU299930A1
Устройство для стабилизации скорости вращения электродвигателя 1973
  • Мищенко Иван Федорович
  • Ковалев Ремилий Николаевич
SU478407A1
Устройство для стабилизации частоты вращения электродвигателя 1982
  • Сумачев Юрий Николаевич
SU1051678A1
Реверсивный электропривод 1983
  • Гольц Марк Ефимович
  • Литвин Николай Сергеевич
  • Процерова Наталья Александровна
  • Шпиглер Людвиг Александрович
  • Подлесный Вячеслав Иванович
SU1116514A1
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ 2006
  • Рожнов Евгений Иванович
RU2300774C1
Устройство для управления N - фазным импульсным преобразователем напряжения 1989
  • Дюрягин Виктор Романович
  • Кардаев Юрий Викторович
  • Гудилин Алексей Евгеньевич
  • Манахов Владимир Александрович
SU1791925A1
ЛИНИЯ РАДИОСВЯЗИ 2005
  • Безгинов Иван Гаврилович
  • Малышев Иван Иосифович
  • Заплетин Юрий Владимирович
  • Тимохин Александр Анатольевич
  • Поволяев Геннадий Иванович
RU2279763C1

Реферат патента 1979 года Устройство для стабилизации скорости вращения электродвигателя

Формула изобретения SU 655 052 A1

SU 655 052 A1

Авторы

Мищенко Иван Федорович

Ковалев Ремилий Николаевич

Напираев Леонид Брониславович

Прозоров Валентин Алексеевич

Даты

1979-03-30Публикация

1976-04-21Подача