Настоящее изобретениеотносится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в пнев матической тормозной системе - колесного транспортного средства, например автомобиля. Известно устройство, предотвращающее блокирование колес транспортного средства, в системе управления Тормозами, содержащее корпус, вал, соединенный при помощи механической передачи с колесами транспортного средства, установленное на валу с возможностью вращения инерционное колесо, сдединенное с валом муфтой, снабженной толкателем и втулкой, вну ренняя спиральная поверхность которой контактирует с толкателем, взаимодействующим с подпружиненным рычажным механизмом, связанным с электрическим контактным устройством. Инерционное колесо связано со втулкой при помощи предельного пружинно го тормоза, который срабатывает пос ле выработки сигнала управления ij Использование устройства в тормо ной системе не исключает блокирование колеса транспортного средства при низких значениях коэффициента сцепления колеса с дорогой, а при высоких значениях коэффициента сцепления тормозной путь увеличивается по сравнению с тормозным путем транспортного средства, в тормозной системе которого отсутствует данное устройство. Это является следствием того, что порог срабатывания устройства фиксирован и настроен на определенную величину замедления транспортного средства, которая достигается созданием определенного тормозного момента на колесах независимо от состояния трущихся поверхностей. Вследствие этого снижается устойчивость транспортного средства, процесс торможения происходит не в .оптимальном режиме, энергия текучей среды, необходимая для торможения, расходуется не эффективно. Известно и другое устройство, используемое в пневматической тормозной системе для предотврашения блокирования колес, содержай;ее корпус, в котором размещены вал, кинематически связанный с колесом трайспортногр средства, инерционное колесо, установленное на валу с возможностью вращения, и связанный с валом толкатель с упорами, контактирующий с подпружиненным плунжером, выполненным с
кольцевой канавкой и размещенным в полости корпуса, сообщенной каналами с магистралью управления, тормозной камерой и атмосферой 2 .
Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.
Однако в процессе торможения расходуется значительное количество сжатого воздуха, вследствие воздействия давления из тормозной камеры на плунжер, т.е. вследствие отсутствия обратной связи в процессе регулирования величины тормозного момента в зависимости от состояния затормаживаемого колеса. Энергия сжатого воздуха расходуется в процессе торможения не эффективно.
Целью настоящего изобретения является повышение эффективности использования энергии сжатого воздуха в процессе торможения.
Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено втулкой, наружная поверхность которой изготовлена конической, а внутренняя - со спиральными направляющими, выполненными с возрастающим шагом и контактирующим с упорами толкателя, в инеционном колесе выполнено коническое отверстие пар втулку, толкатель связан с валом винтовым соединением, а на плунжере выполнен запорный хвостовик магистрали управления.
На фиг. 1 изображено противоблокировочное устройство; на фиг. 2 коническая втулка и толкатель.
Устройство содержит вал 1, связанный с колесом транспортного средства при помощи механической передачи (не показано), установленный в корпусе 2 на подшипниках 3 и 4. Инеционное колесо 5 установлено с возможностью вреццения подшипников вала 1. Толкатель 6 с упорами 7 и 8 связан с валом 1 винтовым соединени Упоры 7 и 8 контактируют со спиральными направляющими 9 и 10 на внутреней поверхности втулки 11. Наружная поверхность втулки 11 изготовлена конической. Втулка 11 размещена в кническом отверстии, выполненном в инерционном колесе 5. Толкатель 6 контактирует с подпружиненным плунжером 12,на котором выполнена кольцвая канавка 13 и запорный хвостовик 14. Плунжер 12 установлен в полости 15 корпуса, сообщенной каналом 16 с магистралью управления, каналом 17 с тормозной камерой каналом 18 с атмЬсферой,
Устройстве работает следующим образом.
При торможении сжатый воздух на магистрали управления по каналу 16 поступает в полость 15, и далее в тормозную камеру по каналу 17. Колесо тормозного средства затормажива.ется. Уменьшается скорость вращения вала 1 и инерционного колеса 5, связанного с валом 1 посредством конической втулки 11 и толкателя б. Однако скорость вращения вала 1 уменьшается быстрее, чем скорость инерционного колеса 5. Рассогласование в скоростях вращения приводит к тому что толкатель 6 начинает свинчиваться с вала 1. Перемещению толкателя 6 противодействует усилие на плунжере 12.
При блокировании колеса реакция от выворачивания толкателя 6 преодолевает усилие действующее на плунжер 12 от пружины и усилие от действия давления из полости 15 на хвостовую часть плунжера 12. Плунжер 12 перемещается влево и запорным хвостовиком 14 перекрывает канал 16, а кольцевая канавка 13 сообщает каналы 17 и 18, вследствие чего снижается величина давления в тормозной камере и полости 15, Колесо начинает ускоряться, скорость вращения вала 1 увеличивается быстрее, чем скорость инерционного колеса проскальзывающего относительно втулки 11, находящейся под действием незначительного осевого усилия со стороны упоров 7 и 8 толкателя 6. Вследствие различия скорости вращения и под действием осевого усилия стороны плунжера 12 толкатель 6 ввинчивается в вал 1 перемещаясь вправо. Плунжер 12 перемещается также вправо, перекрывая канал 18 и сообщая канал 17 с магистралью управления. Давление В тормозной камере повышается колесо затормаживается, цикл повторяется до полной остановки транспортного средства.
Усилие, действующее на плунжер 12 от давления воздуха из полости 15 пропорционально величине давления создающего тормозной момент на колесе. Это усилие, действующее на втулку 11 через упоры 7 и 8 толкателя 6, обеспечивает переменное усилие прижимающее втулку 11 к инерционному колесу 5, благодаря выполнению напраляющих 9 и 10. с возрастающим шагом. Создание переменного усилия между втулкой 11 и колесом 5 необходимо дл моделирования процесса торможения колеса, находящегося в разблокированном состоянии в начале цикла торможения.
Использование устройства в пневматической тормозной системе позволит уменьщить расход сжатого воздуха за счет быстродействия процесса регулирования, уменьшить тормозной путь транспортного средства, что повышает эффективность использования энергии сжатого воздуха необходимой для торможения.
Формула изобретения
Противоблокировочное устройство для пневматической тормозной систем транспортного средства, содержащее корпус, в котором размещены вал, кинематически связанный с колесом транспортного средства, инерционное колесо, установленное на валу с возможностью вращения, и связанный с валом толкатель с упорами, контактирующий с подпружиненным плунжером, выполненным с кольцевой канавкой и размещенным в полости корпуса, сообщенной каналами с магистралью управления, тормозной камерой и атмосферой, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности использования энергии сжатого воздуха, устройство снабжено
1втулкой, наружная поверхность которой изготовлена конической, а внутренняя - со спиральными направляющими, выполненными с возрастающим шагом и контактирукяцими с упорами толкателя, в инерционном колесе выполнено коническое отверстие под упомянутую втулку, толкатель связан с валом посредством винтового соединения, а на плунжере выполнен запорный хвостовик магистрали управления.
, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Оржевский И, С. Исследование работы системы предотвращения блоки5рования колес автомобиля при торможении. М., НАМИ, 1966, с. 21-22.
2.Патент США 2163731, кл. 188-181, 1939 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ предотвращения виляния прицепов автопоезда | 1984 |
|
SU1221005A1 |
АНТИБЛОКИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ | 1998 |
|
RU2163873C2 |
Регулятор давления в пневматическом тормозном приводе транспортного средства | 1983 |
|
SU1122530A1 |
Рулевое управление трактора | 1984 |
|
SU1221002A1 |
МАГИСТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2020 |
|
RU2739235C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЗОРА БАРАБАННО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА | 1993 |
|
RU2091627C1 |
Регулятор тормозных сил | 1987 |
|
SU1437272A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2007 |
|
RU2361750C2 |
Воздухораспределитель тормоза железнодорожного транспортного средства | 1981 |
|
SU958184A1 |
ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2248284C1 |
/1 fSiZ М
яг,У 3
.г
Авторы
Даты
1979-04-25—Публикация
1976-04-05—Подача