1
Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортному машиностроению.
Известна муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через фрикционные диски, смазываемые маслом 1.
Недостатком ее является нестабильное давление смазки.
Известна муфта, содержащая фрикционные диски, смонтированные на ведущей и ведомой полумуфтах, имеющих ступицы с канавами для подвода смазки 2.
Данная муфта наиболее близка к изобретению но технической сущности и достигаемому результату.
Недостатком ее является низкая радиальная нагрузка.
Цель изобретения - обеспечение возможности увеличения р.;диальной нагрузки.
Поставленная цель достигается тем, что муфта снабжена неподвижной осью, имеющей маелянные каналы, и закрепленны.ми на ней подщипниками, а обе полумуфты смонтированы на ней, при этом ступица г;еломой полумуфты выполнена с полостью
И каналами, соединяющими ее с фрикционными дисками, подщипниками и маслянным каналом оси, а торец ступицы ведущей полумуфты снабжен выступами и размещен в полости ведо.мой полумуфты и снабжен разбрызгивателем смазки в виде выступов.
На чертеже изображена муфта в разрезе.
На центральной оси 1 сонтирована ведущая полумуфта 2 со ступицей 3 и наружным ободом 4, на котором на щлицах установлены фрикционные диски 5. На оси 1 смонтирована ведомая полумуфта 6 с установленными на ней на щлицах металлокерамическими д сками 7. С одной стороны пакета фрикционны.ч дисков 5 и 7 установлены оноры, диск 8 и стопорное кольцо 9, а с другой стороны - нажимной диск 10.
Нажимной диск 10 является поршнем исполнительного гидроцилиндра 11 включения муфты. Нажимной диск - поршень уплотнен манжетой 12. К нажимному диску 10 по пери.метру прикреплено несколько стержней 13, на которых в гнездах ведущей полумуфты 2 установлены отжимные пружины 14.
Ось 1 муфты выполнена неподвижной. Ведущая 2 и ведомая 6 полумуфты установлены на ней на подшипниках 15 и 16, которые зафиксированы стопорными кольцами и распорной втулкой 17. Связь ведущей полумуфты 2 с приводным двигателем осуществляется посредством зубчатого венца 18, закрепленного на ободе 4.
Связь ведомой полумуфты 6 с исполнительным механизмом осуществляется посредством конической зубчатой передачи (на чертеже не показана).
Между осью 1, ведомой полумуфтой 6 и подщипниками 15 и 16 образована полость 19 (внутренная полость ведомой полумуфты) , в которую входит один торец ступицы 3 ведущей полумуфты 2. На этом торце выполнены выступы - лопатки 20. Магистраль смазки и охлаждения пакета дисков 5 и 7, а также подшипников 15 и 16 полумуфт включает осевой 21 и радиальные 22 каналы оси 1, отверстия во втулке 17, полость 19 ведомой полумуфты, отверстия 23 в ведомой полумуфте и зазоры между торцами полумуфты. При работе приводного двигателя масло из системы смазки и охлаждения трансмиссии через каналы 21 и 22 поступает в полость 19 ведомой полумуфты. Проходное сечение каналов 22 меньше, чем суммарное проходное сечение отверстий 23 и зазоров между полумуфтами, поэтому полость 19 заполняется .маслом лишь частично. Выступы - лопатки 20 на торце ступицы вращаюидейся полумуфты 2 разбрызгивают масло, поступающее в полость 19, и раскручивают его. Под действием выступов лопаток 20 и центробежных сил масло из полости 19 поступает в подщипники 15 и 16, а через отверстия 23 и зазоры между полумуфтами - на диски муфты. На чертеже выступы - лопатки 20 показаны выполненными простейшим способом - разрезанием полото торца ступицы 3 на ряд кольцевых секторов, однако они могут HMeEJj и другую форму, .лишь бы она обеспечивала разбрызгивание и раскручивание масла.
Магистраль включения муфты включает осевой 24 и радиальною 25 каналы оси 1, стыковой узел между неподвижным валом 1 и вращающейся ведущей полумуфтой 2, состоящий из двух фторопластовых манжет 26, и каналы 27 между стыковым узлом и исполнительным гидроцилиндром 11 включения муфтЬ), выполненные в ведущей полумуфте 2.
При запуске приводного двигателя начинает вращаться связанная с ним ведущая нолумуфта 2, одновременно включается в работу система смазки и охлаждение трансмиссии. Масло по каналам 21 и 22 через отверстия во влутке 17 поступает в полость 19 ведомой полумуфты, разбрызгивается и раскручивается выступами-лоцатками 20 и затем, через отверстия 23 и зазоры между полумуфтами 2 и 6 подается на смазку и охлаждение пакета дисков 5 и 7. Кроме того, из полости 19 масло поступает на смазку и охлаждение подшипников 15 и 16 полумуфт.
Для плавного включения муфты включают устройство (на чертеже не показано) и масло по каналам 24, 25 и 27 поступает в исполнительный гидроцилиндр 11 включения муфты и перемещает порщень-нажимной диск 10 с манжетой 12. Нажимной диск 10 по закону, заданному устройством включения муфты, сжимает диски 5 и 7 соответственно ведущей 2 и ведомой 6 полумуфт, муфта нлавно переходит на рабочий режим.
С начала вращения ведомой полумуфты 6 масло для смазки и охлаждения дисков 5 и 7 поступает по той же магистрали, но к действию выступов - лопаток 20, разбрызгивающих и раскручивающих масло, добавляется действие центробежных сил, создаваемых ведомой полумуфтой 6 - смазка охлаждение дисков улучщаются.
При включении управляющего устройства исполнительный гидроцилиндр 11 включения муфты по каналам 27, 25 и 24 соединяется со сливом. Ная имной диск 10 под действием пружин 14 возвращается в исходное положение и освобождает диски 5 и 7. Последние расходятся, и ведомая полумуфта отключается от ведущей.
Смазка и охлаждение дисков и подшипников муфты прекращаются только с выключением приводного двигателя.
Формула изобретения
Муфта, содержащая фрикционные диски, смонтированные на ведущей и ведомой полумуфтах, имеющих ступицы с каналами для подвода смазки, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения возможности увеличения радиальной нагрузки, она снабжена неподвижной осью, имеющей каналы для подвода смазки и закрепленными на ней подщипниками, а обе полумуфты смонтированы на ней,при этом ступица ведомой полумуфты выполнена с полостью каналами, соединяющими ее с фрикционными дисками, подшипниками и маслянным каналом оси, а торец ступицы ведущей полумуфты размещен в полости ведомой полумуфты и снабжен разбрызгивателе..м смазки в виде выступов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 323581, кл. 7 16 D 13/52, 1970.
2.С. Кожевников, Я. И. Есипенко, Я. М. Раскин, Механизмы М., Машиностроение. 1976, с. 405, рис. 6.56.,
ie 17 2t
18 10
15 J
25 2t
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2708963C1 |
Устройство,передающее крутящий момент,преимущественно трактора К-700 роторного траншейного экскаватора | 1984 |
|
SU1163065A1 |
ДВУХПОТОЧНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2357125C1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1984 |
|
SU1180578A1 |
МУФТА | 2008 |
|
RU2357128C1 |
Фрикционная многодисковая муфта | 1983 |
|
SU1200024A1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1987 |
|
SU1479752A1 |
Фрикционная муфта | 1977 |
|
SU703698A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2003 |
|
RU2251632C1 |
ШАРИКОВАЯ ГИДРОУПОРНАЯ МУФТА С РЕГУЛИРУЕМОЙ ЧАСТОТОЙ ВРАЩЕНИЯ ВЫХОДНОГО ВАЛА | 2007 |
|
RU2374525C2 |
Авторы
Даты
1979-05-05—Публикация
1977-07-18—Подача