, . 1 . Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к,конструкции крепления лобовых частей обмотки статора электрических машин, пре имушественно, турбогенераторов. Известно крепление лобовых частей обмотки статора электрической машины, осуществляемое с помощью стеклошнура черезопорные кольца l. Недостатком такой конструкции являе ся то, что в ней отсутствует устройство для осуществления натяга стеюющнура и это не позволяет контролировать усилие утяжки стержней обмотки. Известно и другое устройство для 1фепления лобовых частей обмотки статора, содержащее гибкие .тяги, утяжка которых осуществляется с помощью узла натяга, устанавливаемого в верхнем и нижнем кронштейнах, расположенных вдоль лобовых частей и укрепленных на нажимных фланцах сердечника статора 2 В известном устройстве утяжка голо вок лобовых, частей стержней обмотки статора производится с помощью гибких тяг которые располагаются между верхним и нижним кронштейном, а узел натя га выполнен в виде серьги с резьбой и гайкой. Недостатком такого крепления частей обмотки статора с помощью гибких тяг является то, что для установки узлов на тяга дополнительно требуется верхний кронштейн, а это повышает трудоемкость изготовления статора и вместе с тем не обеспечивает надежного крепления лобо вых частей обмотки статора, так , как усви ЛИЯ от утяжки с помощью гибких тяг сос редотаЧивается на конце жёстко защем ленной балки, а не рассредоточены по всей длине балки. Кроме того, гибкие тяги располагаются не перпендикулярно к верхним и нижним плоскостям стержней обмотки статора, а под углом. В резуль. тате несоответствия направления сил, действующих на стержень в процессе ра боты и при коротком замыкании, с нап равлением натяга, ос пдествляемого с по
063027
мощью узла натяга, пыполненного в випе серьги с резьбой и гайкой на прогивоположном конце; усилие угяжки стержней не соответствует натягу.
Целью настоящего изобретения являемся повышение надежности закрепления обмотки.
Указанная цель достигается тем, что в устройстве для крепления лобовых частей обмотки статора электрической Maujnны, содержащем гибкие тяги, снабженные по концам узлами натяга, соединенными с кронштейном, в отверстиях, выполненных в кронштейне установлены перпендикулярно ему стержни, на концах которых закреплены узлы натяга. Стержень может быть выполнен из двух частей, связанных между собой ftoc редсгвом разъемного соединения. С целью уменьшения узлов крепления в каждом стержне могут быть выполнены углубления, в которых размешены свободные от узлов натяга концы гибких тяг. Сушнос гь изобретения поясняется чер- тежами. На фиг. 1 изображен общий вид устройства для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 1 на фиг. 3 - то же (вариант выполнения). Верхний стержень 1 и нижний стержен 2 обмотки статора, разделенные в лобсвой части дистационной колодкой 3, прикреплены к кронштейнам 4 посредством гибких тяг 5. Концы гибких тяг 5 снабжены по концам узлами натяга, выполненнымн в виде втулок 6 с наружной резьбой и гаек 7. В кронштейне 4 выполнены отверстия, в которых перпендикулярно ему установлены стержни 8. На выступающих из кронштейна опорных частях стержней 8 закреплены втулки 6 и гайки 7. Поскольку лобовые части стержней наружного и внутреннего слоев расположены на двух конических по.верхностях с различными углами конусов, то для исключения непараллельности концов гибких тяг 5 между собой в плоскости, перпендикулярной оси стержня 8, он выполнен из двух частей, связанных друг с другом йбсрёдствЬм разьемного соединения (в прйВёдёйНом случае посредством резьбового соединения, фиг, 2). Это делает возможнымпроворот вокруг оси стержня 8 его ошой опорной части, выступакядей из кронштейна 4, относительно другое. Такая воа можность проворота позволяет устранить изгиб тяги в месте ее входа ар вгуяку 6 с наружной резьбой в плоокосги, перпенликулярной оси стержня 8, при пыгтолпении натяга гайкой 7, При этом достигают соотпетстЕшя усилий утяжки стержней усилию натяга,
Р видоизмененном исполнении предложенного устройства для уменьшения количества узлов крепления на Л5ыступаю111их из кронштейна 4 опорных частях стержня 8 вг шолнены углубления 9, В одной из опорных частей стержня 8 размешают свободный от узла натяга конец гибкой тяги 5, закрепляющей, например, нижний стержень 2, а в углублении 9 другой опорной части стержня 8 размешают свободный от узла натяга конец гибкой тяги 5, закрепляюгцей верхний стержень 1. В описанном устройстве нйтяг гибких тяг 5 осуществляют гайкой. 7 и втулкой 6 с наружной резьбой. Направление натяга, осуществляемого упомянутым способом, соответствует направлению сил, действующих на стержни 1 и 2. При этом способе - предотвращаются перегибы гибкой тяги 5 и , .следовательно уменьщение усилия утяжки стержня по сравнению с величиной натяга, осуществленного гайкой 7 и втулкой 6 с наружной резьбой. Усилие утяжки может быть достигнуто любой наперед заданной (расчетной ) величины путем осушествления соответствующего натяга гибких -яр , . Таким образом, предложенное устрой тво для крепления лобовых частей обмотки статдра электрической машины, позволяющее достигнуть любой, наперед заданной (расчетной/ величины усилия утяжки путем осуществления соответствующего натяга гибких тяг, повышает надежность крепления обмотки. Формула изобретения .Устройство для крепления лобовых чаотей обмотки статора электрической машиы, содержащее гибкие тяги, снабженные по концам узлами натяга, соединенными с кронштейном, отдичающее с я тем, что, с целью повышения надежности закрепления обмотки, в отверотиях, выполненных в кронштейне, установлены перпендикулярно ему стержни, на концах которых закреплены узлы натяга. 2. Устройство по п. 1, о т л и ч а Kvщ е е с я тем, что CTepjfceHb выполнен из двух частей, связанных между собой посредством разъемного соединения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины | 1982 |
|
SU1051650A2 |
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины | 1987 |
|
SU1457075A1 |
УСТРОЙСТВО КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ ОБМОТКИ СТАТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА | 2014 |
|
RU2550085C1 |
Статор электрической машины | 1977 |
|
SU792483A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2275728C1 |
Автоматическое устройство термомеханического управления радиальным зазором между концами рабочих лопаток ротора и статора компрессора или турбины газотурбинного двигателя | 2018 |
|
RU2691000C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1994 |
|
RU2088025C1 |
Автоматическое устройство термомеханического управления радиальным зазором между концами рабочих лопаток ротора и статора компрессора или турбины двухконтурного газотурбинного двигателя | 2018 |
|
RU2684073C1 |
Устройство для крепления лобовых частей многослойной стержневой обмотки статора электрической машины | 1977 |
|
SU694941A1 |
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины | 1990 |
|
SU1767620A1 |
Авторы
Даты
1979-05-15—Публикация
1973-01-03—Подача