(54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Статор электрической машины | 1975 |
|
SU613447A1 |
Устройство для крепления лобовых частей стержневой обмотки статора электрической машины | 1981 |
|
SU1072183A1 |
Статор электрической машины | 1977 |
|
SU674153A2 |
Устройство для крепления стержней обмотки электрической машины | 1973 |
|
SU490231A1 |
Устройство для крепления стержней обмотки статора в пазу | 1973 |
|
SU484603A1 |
Беспазовый статор электрической машины | 1988 |
|
SU1670745A1 |
Статор электрической машины | 1977 |
|
SU746822A1 |
Статор электрической машины | 1983 |
|
SU1119125A1 |
Статор электрической машины | 1977 |
|
SU815841A1 |
Устройство для крепления обмотки в пазу электрической машины | 1973 |
|
SU521634A1 |
1
Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в неподвижных статорах и во вращающихся якорях крупных электрических мгииин, обмотка которых расположена частично в пазах и частично выступает в воздушный зазор между обмоткой возбуждения и сердечником якоря.
Известны электрические машины с обмотками, частично расположенными в пазах и частично выступающими в зазор. В этих конструкциях в сердечнике имеются пазы, в которых частично расположены стержни и элементы их радиального крепления .1 .
Эти конструкции сложны и требуют наличия дополнительного пространства для размещения элементов крепления, выходящего за пределы пространства, занимаемого обмоткой.
Известна также конструкция статора электрической машины, содержащей сердечник с пазами, имеюсцими в поперечном сечении форму треугольника и многослойную стержневую обмотку, в которой стержни соседних слоев расположены в шахматном порядке и примыкают друг к другу по двум .граням, а стержни нижнего слоя размещены частично в пазах сердечника,., а частично в рабочем зазоре машины, в котором размещены остальные слои, зафиксированные относительно нижнего слоя посредством изоляционных клиновидных элементов, расположенных между верхним слоем обмотки и цилиндром из изоляционного материала 2. Этот цилиндр воспринимает на себя все радиальные усилия, что приводит к необходимости выполнения его значительной толщины, что существенно снижает коэффициент заполнения слоя обмотки и эффективность всей
15 конструкции.
Другим недостатком такого статора электрической машины является недостаточно высокая ремонтоспособность. Так, при необходимости замены только одного из стержней, цилиндр должен быть снят, для чего потребуется раскрепление всей обмотки.
Целью изобретения является улучшение ремонтоспособности.
Цель достигается тем, что между стержнями обмотки расположены прокладки, в пазах которых размещены элементы крепления, каждый из кото3Q рых закреплен на двух валиках,причем в сердечнике выполнены полузакрытые аксиальные пазы, в каждом из которых расположена пружинящая обойма, охватываквдая один из валиков,а второй валик размещен в резьбовом пальце, закрепленном в отверстиях клиновидных элементов с помощью гайки. На фиг. 1 изображен статор электрической машины, продольный разрез , на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - узел I на фиг. 2; на фиг. 4 - узел il на фиг. 2, на фиг. 5 - схема образования гибкой части элемента крепления,на фиг.б узел 1J на фиг. 2 (модификация испол нения); на фиг. 7 - разрез 5-Б на фиг. 2. На чертежах изображена двухслойная обмотка. При зыполнении обмотки в три и более слоев, крепление осуществляется аналогично. В воздушном зазоре 1 между статором 2 и ротором 3 расположена обмотка 4. В сегментах 5 сердечника стато ра 2 выполнены треугольные пазы б,в которых уложен первый слой стержней обмотки 4. В образовавшихся пазах первого слоя стержней обмотки 4 рас положен второй слой стержней обмотки 4. в образовавшиеся пазы последне го слоя уложены клиновидные элементы 7. Между стержнями обмотки 4 располо жены прокладки 8, которые в нескольких местах по длине имеют вырезки 9 (фиг. 7), образуя наклонные к радиусам щелевые зазоры, в которых расположены элементы крепления 10. Элемент крепления 10 может быть выполнен в виде гибкой тяги (например, из стеклошнура), снабженной жесткими концами (не показано). Однако преим щественно исполнение, при котором элемент крепления 10 состоит из намо танной по спирали стальной полосы 1 (фиг. 5) с высоким электрическим и магнианым сопротивлением, охватываю щей с одной стороны валик 12, а с другой стороны валик 13. Валик 13 вместе с полосой 11 закреплен внутри пружинящей: 14 (фиг. 4, Фиг. 6), а валик 12 в резьбовом пал це 15 (фиг. 3). В сердечнике статор 2выполнены полузакры-тые пазы 16, 3которых через изоляционную прокла ку 17 установлены пружинящие о&оЛма 14, охватыванадие валики 13.. Резьбов пальцы 15 элементов крепления 10 вх дят в отверстия, выполненные в клин видных элементах 7. На резьбовой па лец 15 навинчена гайка 18, которая через стопорную шайбу 19 опирается на клиновидный элемент 7. Для созда ния подпружинивающего действия на случай усыхания обмотки 4 пружинная обойма 14 снабжена выступакхцим в за зор гибким пружинящим выступом 20, который до затяжки гайки 18 занимает положение 21 (фиг. 6 - модификация исполнения до фиг. 4). При работе машины тангенциальное усилие от обмотки 4 передается на сердечник 2 через стенки треугольных пазов. Радиальное усилие создается путем навинчивания гаек 18 на резьбовые пальцы 15. При этом клиновидные элементы 7 давят на стенки верхнего слоя стержней обмотки 4, которые прижимают нижний слой стержней к стенкам треугольных пазов сердечника. Таким образом, создается общая монолитная система, хорошо противостоящая как радисшьным, так и тангенциальным усилиям. При необходимости замены какого-либо стержня достаточно .снять два рядом лежащих клиновидных элемента, не расслабляя остальной обмотки. Использование изобретения позволяет вследствие того, что элементы радиального крепления вписываются в объем, занимаемый самой обмоткой, коэффициент заполнения слоя повысить примерно на 20%; улучшить ремонтоспособность, доведя ее до уровня ремонтоспособности обычных пазовых электрических машин. формула изобретения 1.Статор электрической машины, содержащий сердечник с пазами,имеющими в поперечном сечении форму треугольника и многослойную стержневую обмотку, в которой стержни соседних слоев расположены в шахматном порядке и примыкают друг к другу по двум граням, а стержни нижнего слоя размещены частично в пазах сердечника, а частично в рабочем зазоре машины, в которюм размещены остальные слои, зафиксированные относительно нижнего слои посредством изоляционных клиновидных элементов, отличающийся тем, что, с целью улучшения ремонтоспособности, между стержнями обмотки расположены прокладки, в пазах которых размещены элементы крепления, каждый из которых закреплен на двух валиках, причем в сердечнике выполнены полузакрытые аксиальные пазы, в каждом из которых расположена пружинящая обойма, охватывающая один из валиков, а второй валик размещен в резьбовом пальце, закрепленном в отверстиях клиновидных элементов с помощью гайки. 2.Статор по п. 1, отличающийся тем, что элементы крапления выполнены в виде гибких тяг,снабженных жесткими концами. 3.Статор по п. 1, о т л-и ч а ющ и и с я тем, что элемент крепления выполнен из намотанной в несколько слоев стальной полосы с высоким электрическим и магнитным сопротивлением.
Источники информации, , принятые во внимание при экспертизе
кл. Н 02 К 3/46, 1975.
1S
« It
I If
и
(Put.3
/
n
fr
13
lffut.5
AiL
Авторы
Даты
1980-12-30—Публикация
1977-12-22—Подача