Статор электрической машины Советский патент 1980 года по МПК H02K3/46 

Описание патента на изобретение SU792483A1

(54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Похожие патенты SU792483A1

название год авторы номер документа
Статор электрической машины 1975
  • Чигиринский Александр Абрамович
  • Данько Владимир Григорьевич
  • Третевич Роман Илларионович
  • Зозулин Юрий Васильевич
  • Ружинский Леонид Никитович
  • Кильдишев Василий Семенович
  • Черемисов Иван Яковлевич
SU613447A1
Устройство для крепления лобовых частей стержневой обмотки статора электрической машины 1981
  • Дегиль Григорий Степанович
  • Дегиль Борис Григорьевич
SU1072183A1
Статор электрической машины 1977
  • Данько Владимир Григорьевич
  • Чигиринский Александр Абрамович
  • Третевич Роман Илларионович
  • Грабовский Юрий Григорьевич
SU674153A2
Устройство для крепления стержней обмотки электрической машины 1973
  • Ревенко Виктор Васильевич
  • Стратиенко Борис Зиновьевич
  • Минацевич Эдуард Николаевич
  • Симбирский Николай Абрамович
  • Пустоветов Владимир Фомич
  • Кудряшов Владимир Григорьевич
  • Ильницкий Анатолий Васильевич
SU490231A1
Устройство для крепления стержней обмотки статора в пазу 1973
  • Глидер Евгений Хаймович
  • Гордиенко Юрий Васильевич
  • Кильдишев Василий Семенович
  • Ракогон Владимир Григорьевич
  • Руднев Алексей Александрович
SU484603A1
Беспазовый статор электрической машины 1988
  • Болюх Владимир Федорович
  • Данько Владимир Григорьевич
  • Кожемякин Сергей Михайлович
  • Станкевич Анатолий Иванович
SU1670745A1
Статор электрической машины 1977
  • Маламуд Римма Ефимовна
  • Черемисов Иван Яковлевич
  • Шумовская Галина Евгеньевна
SU746822A1
Статор электрической машины 1983
  • Яковлев Валерий Иванович
SU1119125A1
Статор электрической машины 1977
  • Маламуд Римма Ефимовна
SU815841A1
Устройство для крепления обмотки в пазу электрической машины 1973
  • Сергеев Алексей Владимирович
  • Левицкий Анатолий Кузьмич
  • Хаймович Лев Львович
  • Кильдишев Василий Семенович
SU521634A1

Иллюстрации к изобретению SU 792 483 A1

Реферат патента 1980 года Статор электрической машины

Формула изобретения SU 792 483 A1

1

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в неподвижных статорах и во вращающихся якорях крупных электрических мгииин, обмотка которых расположена частично в пазах и частично выступает в воздушный зазор между обмоткой возбуждения и сердечником якоря.

Известны электрические машины с обмотками, частично расположенными в пазах и частично выступающими в зазор. В этих конструкциях в сердечнике имеются пазы, в которых частично расположены стержни и элементы их радиального крепления .1 .

Эти конструкции сложны и требуют наличия дополнительного пространства для размещения элементов крепления, выходящего за пределы пространства, занимаемого обмоткой.

Известна также конструкция статора электрической машины, содержащей сердечник с пазами, имеюсцими в поперечном сечении форму треугольника и многослойную стержневую обмотку, в которой стержни соседних слоев расположены в шахматном порядке и примыкают друг к другу по двум .граням, а стержни нижнего слоя размещены частично в пазах сердечника,., а частично в рабочем зазоре машины, в котором размещены остальные слои, зафиксированные относительно нижнего слоя посредством изоляционных клиновидных элементов, расположенных между верхним слоем обмотки и цилиндром из изоляционного материала 2. Этот цилиндр воспринимает на себя все радиальные усилия, что приводит к необходимости выполнения его значительной толщины, что существенно снижает коэффициент заполнения слоя обмотки и эффективность всей

15 конструкции.

Другим недостатком такого статора электрической машины является недостаточно высокая ремонтоспособность. Так, при необходимости замены только одного из стержней, цилиндр должен быть снят, для чего потребуется раскрепление всей обмотки.

Целью изобретения является улучшение ремонтоспособности.

Цель достигается тем, что между стержнями обмотки расположены прокладки, в пазах которых размещены элементы крепления, каждый из кото3Q рых закреплен на двух валиках,причем в сердечнике выполнены полузакрытые аксиальные пазы, в каждом из которых расположена пружинящая обойма, охватываквдая один из валиков,а второй валик размещен в резьбовом пальце, закрепленном в отверстиях клиновидных элементов с помощью гайки. На фиг. 1 изображен статор электрической машины, продольный разрез , на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - узел I на фиг. 2; на фиг. 4 - узел il на фиг. 2, на фиг. 5 - схема образования гибкой части элемента крепления,на фиг.б узел 1J на фиг. 2 (модификация испол нения); на фиг. 7 - разрез 5-Б на фиг. 2. На чертежах изображена двухслойная обмотка. При зыполнении обмотки в три и более слоев, крепление осуществляется аналогично. В воздушном зазоре 1 между статором 2 и ротором 3 расположена обмотка 4. В сегментах 5 сердечника стато ра 2 выполнены треугольные пазы б,в которых уложен первый слой стержней обмотки 4. В образовавшихся пазах первого слоя стержней обмотки 4 рас положен второй слой стержней обмотки 4. в образовавшиеся пазы последне го слоя уложены клиновидные элементы 7. Между стержнями обмотки 4 располо жены прокладки 8, которые в нескольких местах по длине имеют вырезки 9 (фиг. 7), образуя наклонные к радиусам щелевые зазоры, в которых расположены элементы крепления 10. Элемент крепления 10 может быть выполнен в виде гибкой тяги (например, из стеклошнура), снабженной жесткими концами (не показано). Однако преим щественно исполнение, при котором элемент крепления 10 состоит из намо танной по спирали стальной полосы 1 (фиг. 5) с высоким электрическим и магнианым сопротивлением, охватываю щей с одной стороны валик 12, а с другой стороны валик 13. Валик 13 вместе с полосой 11 закреплен внутри пружинящей: 14 (фиг. 4, Фиг. 6), а валик 12 в резьбовом пал це 15 (фиг. 3). В сердечнике статор 2выполнены полузакры-тые пазы 16, 3которых через изоляционную прокла ку 17 установлены пружинящие о&оЛма 14, охватыванадие валики 13.. Резьбов пальцы 15 элементов крепления 10 вх дят в отверстия, выполненные в клин видных элементах 7. На резьбовой па лец 15 навинчена гайка 18, которая через стопорную шайбу 19 опирается на клиновидный элемент 7. Для созда ния подпружинивающего действия на случай усыхания обмотки 4 пружинная обойма 14 снабжена выступакхцим в за зор гибким пружинящим выступом 20, который до затяжки гайки 18 занимает положение 21 (фиг. 6 - модификация исполнения до фиг. 4). При работе машины тангенциальное усилие от обмотки 4 передается на сердечник 2 через стенки треугольных пазов. Радиальное усилие создается путем навинчивания гаек 18 на резьбовые пальцы 15. При этом клиновидные элементы 7 давят на стенки верхнего слоя стержней обмотки 4, которые прижимают нижний слой стержней к стенкам треугольных пазов сердечника. Таким образом, создается общая монолитная система, хорошо противостоящая как радисшьным, так и тангенциальным усилиям. При необходимости замены какого-либо стержня достаточно .снять два рядом лежащих клиновидных элемента, не расслабляя остальной обмотки. Использование изобретения позволяет вследствие того, что элементы радиального крепления вписываются в объем, занимаемый самой обмоткой, коэффициент заполнения слоя повысить примерно на 20%; улучшить ремонтоспособность, доведя ее до уровня ремонтоспособности обычных пазовых электрических машин. формула изобретения 1.Статор электрической машины, содержащий сердечник с пазами,имеющими в поперечном сечении форму треугольника и многослойную стержневую обмотку, в которой стержни соседних слоев расположены в шахматном порядке и примыкают друг к другу по двум граням, а стержни нижнего слоя размещены частично в пазах сердечника, а частично в рабочем зазоре машины, в которюм размещены остальные слои, зафиксированные относительно нижнего слои посредством изоляционных клиновидных элементов, отличающийся тем, что, с целью улучшения ремонтоспособности, между стержнями обмотки расположены прокладки, в пазах которых размещены элементы крепления, каждый из которых закреплен на двух валиках, причем в сердечнике выполнены полузакрытые аксиальные пазы, в каждом из которых расположена пружинящая обойма, охватывающая один из валиков, а второй валик размещен в резьбовом пальце, закрепленном в отверстиях клиновидных элементов с помощью гайки. 2.Статор по п. 1, отличающийся тем, что элементы крапления выполнены в виде гибких тяг,снабженных жесткими концами. 3.Статор по п. 1, о т л-и ч а ющ и и с я тем, что элемент крепления выполнен из намотанной в несколько слоев стальной полосы с высоким электрическим и магнитным сопротивлением.

4. Статор по п. 1-3, отличающийся тем, что, с целью обеспечения подпружинивания элементов крепления, пружинящая обойма снабжена выступающим в зазор гибким пружинящим выступом, на который опирается элемент крепления.

Источники информации, , принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР 340024, кл. Н 02К 3/46,.1968.2.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2139458/24-07,

кл. Н 02 К 3/46, 1975.

1S

« It

I If

и

(Put.3

/

n

fr

13

lffut.5

AiL

SU 792 483 A1

Авторы

Чигиринский Александр Абрамович

Данько Владимир Григорьевич

Гринченко Николай Григорьевич

Черемисов Иван Яковлевич

Третевич Роман Илларионович

Пенкина Галина Васильевна

Даты

1980-12-30Публикация

1977-12-22Подача