Система подготовки воздуха Советский патент 1979 года по МПК B60H3/00 

Описание патента на изобретение SU663611A1

I

Изобретение относится к пневматическим системам общего чазначения и может быть использовано, например, в системах управления тормозами транспортного средства.

Известна система подготовки возду- ха, содержащая соединенные по ходу движения воздуха компрессор, воздухоохладитель, водомаслоотделитель, адсорбционный осушитель с двумя адсорберами, поочередно переключаемыми посредством входного и выходного управляющих устройств в режимы сорбции влаги и нагревной регенерации, а также подогреватель регенерирующего воздуха, связанный выходом с выходным управляющим устройством, а входом через дроссель с воздухосборником.

В одной из позиций входного упрвшля- ющего устройства один из адсорберов соединен с воромаслротделнтелем(т, е, включен в режим сорбции влаги), а второй с атмосферой, т. е. в режим регенерации). Во второй позиции входного

управляющего устройства наоборот, - второй адсорбер включен в режим сорбции, а первый - в режим регенерации.

В каждой из позиций выходного управляющего устройства адсорбер, включенный в режим сорбции, соединен с воздухосборником, а адсорбер, вк поченный в режим регенерации - с подогревателем регенерирующего воздуха l.

Известна также система подготовки воздуха, применяемая в управлении тор мозами локомотива, содержащая соединенные по ходу движения воздута компрессор, змеевиксжый воздухоохладитель,

5 водомаслоотделитель, воздухосборник, выполненный двух последовательно соединенных резервуаров, адсорбционный осушитель с двумя пбо редно переключаемыми посредством входного и выхсщного управляющих устройств в режимы сорбции влаги в нагревной регенерации адсорберами, подогреватель регенерирующего воздуха, связанный вы-

ходом с выходным управляющим устройством, а входом через фильтр и дроссель с нагнетателем дизеля локомотива, у.стрюйство для перепуска части неосу- шенного воздуха мимо адсор)бционного осушителя, устройства для включения воздухосборника после адсорбционного осушителя на зимний период эксплуатации. При этом линии связи управляющих устройств, выполненных в .виде крановых четырехлинейных распределителей, соединены соответственно: входного - со входами адсорберов, выходе воздухосборника (через устройство включения воздухосборника после адсорбционного осушителя) и атмосферой; выходного - с выходами адсорберов, выходом подогревателя регенерирующего воздуха и потребителями подготовленного воздуха. В одной из позиций входного управляющего устройства первый адсорбер соединен с возду-хосбор- НИКОМ (т. е. включен в режим сорбции влаги), а второй - с атмосферой (т. е. в режим регенерации). В каждой из позиций выходного управляющего устройства адсорбер, включенный в режим сорбции, с.оединен с потребителями подготов- ленного воздуха, а адсорбер, включенный в режим регенерации, с подогревателем регенерирующего вохдуха 2.

Общими недостатками известных систем являются сложность конструкции, большие энергозатраты на подготовку воздуха, невысокая надежность работы. Это обусловлено наличием подогревателя регенерирующего воздуха и дросселя, расходом энергии на сжатие и очистку используемой для регенерации части воздуха, которая в процессе регенерации сбрасывается в атмосферу, а также той части воздуха, которая сбрас:ы вается из адсорберов и трубопроводов в атмосферу при каждом переключении адсорберов из режима сорбции в режим регенерации. Невысокая надежность системы обуславливается повышенным износом (истиранием) адсорбента при имеющем место резком изменении давления (от рабочего до близкого к атмосферному) при каждом переключении адсорберов из режима сорбции влаги в режим регенерации и наоборот.

Цель изобретения - упрощение конетрукции, сокращение энергозатрат и повышение надежности системы. Эта цель достигается тем, что компрессор соединен через маслоотделитель с входным управляющим устройством, к одному из

выходов которого через воздухоохладитель присоединен воздухосборник, а к двум другим выходам параллельно выходам адсорберов - входы выходного управляющего устройства, к выходу которого подсоединен пьшеотделитель, при этом входы адсорберов сообщаются с воздухосборником. Входное управляющее устройство может быть выполнено в виде четырехлинейного трехпозиционного распределителя, при средней позиций которого маслоотделитель сообщается с воздухоохладителем, а в крайних - с одним или другим адсорбером. Выходное

управляющее устройство может быть выполнено в виде трехлинейного двухпозиционного распределителя, при одной из позиций которого с пылеотделителем сообщается один адсорбер, а прк другой

позиции - другой адсорбер.

На чертеже изображена принципиальная схема системы подготовки воздуха.

СисТейа включает последовательно соединенные по ходу движения воздуха

компрессор 1, маслоотделитель 2, входное управляющее устройство 3. К выходам входного управляющего устройства 3 присоединен вход воздухоохладителя 4, связанного своим выходом с воздухосборНИКОМ 5, а также выходы адсорберов 6 и 7, входы которых через водортделители 8 и 9 сообщаются с воздухосборником 5,

Параллельно выходам адсорберов 6

и 7 к выходам входного управляющего устройства 3 подсоединен вход выходного управляющего устройства 10, к выходу которого присоединен пьшеотделитель 11. Входное управляющее устройство 3

и выходное управляющее устройство 1О связаны с командным устройством 12. Система работает следующим оБра- зом.

Компрессор 1 сжимает всасываемый

атмосферный воздух и нагнетает нагретый в процессе компрессии воздух через маслоотделитель 2, к входному управляющему устройству 3, которое при средней позиции пропускает сжатый воздух в воз-

духоохладитель 4, и далее в воздухосборник 5, где происходит дальнейшее охлаждение и ксдаденсация из воздуха влаги. Сконденсировавшуюся в прсщессе охлаждения влагу периодически удаляют из

воздухосборника 5 через спускное устройств6 { на чертеже не показано). Из воздухосборника 5 частично очищенный от влаги сжатый воздух проходит через

водоотделитбЛь 9, далее в адсорбер 7 (включенный в режим сорбции влаги), в котором заполняющий его адсорбент, например, цеолит, сорбирует (прглощает) из воздуха парообразную влагу. Выходящий из адсорбера 7, очищенный от влаги т, е. осушенный оадук через выходное управляющее устройство 10 поступает в пылеотделитель 11, где очищается от адсорбентной пыли и далее подается к потребителям. В положении показанном на схеме, через адсорбер 6 воздух не проходит, так как со стороны выхода его линии связл перекрыты посредством управляющих устройств 3 и 10 и, следо- вэтёльно, адсорбер б находится в режиме регенерации, в стадии остывания.

После насыщения влагой адсорбера 7, посредством выходного управляющего ;. устройства 10, которое переводят во вторую позицию, производят включение в режим сорбции влаги адсорбер 6, при этом воздух, из воздухосборника через водоотделитель 8 поступает в адсорбер 6, а после него через выходное управляющее устройство 10 и пылеотделитель 11 подается к потребителям. Одновременно переключением входного управляющего устройства 3, в соответствующее крайнее положение, производят включение насыщенного шшгой адсорбера 7 в режим регенерации, в стадию десорбции, в процессе которой используемый в качестве регенерирующего потока нагретый в процессе сжатия и имеющий низкую относительную влажность, воздух от компрессора 1 через маслоотделитель 2, входное управляющее устройство 3 поступает в адсорбер 7 в котором под действием тепла, вносимого нагретым воздухом, происходит десорбция из адсорбента поглощенной парообразной влаги, которая переходит в проходящий через адсорбер 7 поток, и уносится вмес те с потоком через водоотделитель 9 в воздухосборник 5, Десорбция влаги происходит с поглощением тепла, вследствие чего температура воздуха при прохождении через адсобер 7 снижается, т.е. воздух частично охлаждается, а относительна я влажность вслед ста ие насыщения десорбированной: влагой и, охлаждения повышается. После адсорбера 7 воздух, проходя противотоком через водоотдели- тель 9, испаряет и уносит скопившуюся в нем в процессе предшествующего режима сорбции жидкую влагу, осущеСт- ляя регенерацию водоотделителя. В про6636H

цессе испарения этой влаги происходит дальнейшее снижение температуры воздуха, из которого при последующем охлаждении ниже температуры точки росы в воздухосборнике конденсируется избыточная влага. Таким образом осуществляется закрытый прсяцесс регенерации, при котором регенерирующий поток в атмосферу не сбрасывается, система на рабочих режимах с атмосферой не соединяется и находится под рабочим давлением.

После окончания стадии десорбции в адсорбере 7, входное управляющее устройство 3 снова переводят в среднюю позицию, таким образом, прекращая поддачу нагретого потока в адсорбер 7 и направляя его через воздухоохладитель 4 в воздухосборник 5. Адсорбер 7 будет находиться в режиме регенерации, в стадии осгывания до окончания режима сорбции в адсорберу 6, после чего посредством выходного управляющего устройства 10 . он будет снова включен в режим сорбции. Вышеуказанные переключения режимов производят автоматически . в соответствии с заданной длительностью режимов и стадий по- редством командного устройства 12, воздействующего на входное и выходное управляющее устройства 3 и 10.

Формула из об р е т е н и я

1. Система подготовки воздуха, например, управления тормозами транспортного средства, включающая компрессор, воздухоохладитель, маслоотделитель, воздухосборник, пылеотделитель иадсорбер поочередно переключаек ые посредством входного и выходного многопозиционных управляющих устройств в режим сорбции влаги и нагревной регенерации, о т л rf чающаяся тем, что, с целью уп-, рощения конструкдии и повышения надежности работы системы, а также сокращения энергозатрат на подготовкувоздуха, компрессор через маслоотделитель соединен со входом входного управляющего устройства, к одному из выходов которого через воздухоохладитель присоединен воздухосборник, а к двум другим выходам параллельно выходам адсорбероввхсщы выходного управляющего устройства, к выходу которого подсоединен пылеотделитель, при этом входы адсорберов сообщаются с воздухосборником.

7

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что входное упраеляюще устройство выполнено в виде четырехлинейного трехпоэиционного распределителя, при средней позиции которого маслоотделитель сообщается с воздухоохладителем, а при крайних - с одним или другим адсорбером.

3, Система по п. 1, отличаю - щ а я с я тем, что выходное управляющее устройство выполнено ввиде трехлинейного двухпозиционного распредели663611

8

теля, при одной из позиции которого с пылеотделителем сообщается, один адсорбер, а при другой позиции - другой адсорбер.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 236351, кл. Б 02 F 9/2О, 1969

2.Труды Всесоюзного научно-исследовательского тепловозного института, выпуск 38, г. Коломна, 1973, с. 6368. -

Похожие патенты SU663611A1

название год авторы номер документа
Система снабжения транспортного средства сжатым воздухом 1976
  • Михайлов Леонид Георгиевич
  • Гибалов Анатолий Иванович
  • Филонов Степан Павлович
  • Игнатович Владимир Михайлович
SU608675A1
Способ подготовки воздуха для железнодорожных транспортных средств 1976
  • Михайлов Леонид Георгиевич
  • Филонов Степан Павлович
  • Гибалов Анатолий Иванович
SU610687A1
Установка для осушки сжатого воздуха 1985
  • Волобоев Иван Николаевич
  • Муськин Геннадий Иванович
  • Жолобов Борис Хрисанфович
  • Науменко Тамара Николаевна
SU1353486A1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОДЪЕМНО-КОПАЮЩИМИ МЕХАНИЗМАМИ 1999
  • Кобелев Н.С.
RU2158805C1
Установка для очистки сжатого воздуха 1979
  • Копшаков Вячеслав Иванович
SU850180A1
АДСОРБЦИОННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ТРАНСПОРТА 2006
  • Головач Юлий Николаевич
  • Скогорев Иван Васильевич
  • Рыбин Петр Федорович
RU2304536C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОДЪЕМНО-КОПАЮЩИМИ МЕХАНИЗМАМИ 2009
  • Кобелев Николай Сергеевич
  • Алябьева Татьяна Васильевна
  • Свиридов Виктор Васильевич
  • Косьяненко Наталья Леонидовна
  • Храмцова Елена Георгиевна
RU2400598C1
ОСУШИТЕЛЬ ГАЗОВ 2013
  • Шаповалов Юрий Николаевич
  • Корнеева Юлия Сергеевна
RU2552546C2
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОДЪЕМНО-КОПАЮЩИМИ МЕХАНИЗМАМИ 2011
  • Кобелев Николай Сергеевич
  • Емельянов Сергей Геннадьевич
  • Алябьева Татьяна Васильевна
  • Храмцова Елена Георгиевна
  • Свиридов Виктор Васильевич
  • Катунин Сергей Валерьевич
  • Дубяга Анатолий Платонович
RU2487216C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОДЪЕМНО-КОПАЮЩИМИ МЕХАНИЗМАМИ 2011
  • Кобелев Николай Сергеевич
  • Емельянов Сергей Геннадьевич
  • Алябьева Татьяна Васильевна
  • Храмцова Елена Георгиевна
  • Свиридов Виктор Васильевич
RU2478758C1

Реферат патента 1979 года Система подготовки воздуха

Формула изобретения SU 663 611 A1

SU 663 611 A1

Авторы

Михайлов Леонид Георгиевич

Филонов Степан Павлович

Гибалов Анатолий Иванович

Даты

1979-05-25Публикация

1976-09-01Подача