Предметом настоящего изобретения является «авигациовная линейка, снабженная на одном конце транспортиром, а на ребре масштабной шкалой. Линейка имеет расноложенную параллельно масштабной шкале номограмму для расчета по навигационным данным величины пройденного пути, отсчитываемого от центра транспортира по масштабной шкале.
Навигационная линейка изготовляется из .листового целлулоида или органического стекла, толщиной 0,5-1,5 мм и представляет собой круг, диаметром 80 мм, соединенный в одно целое с масштабной линейкой, длиной 280 мм; посередине линейки имеется прорезь для направления карандаша, идущая от центра круга до конца линейки. В центре круга находится иголочка с ограничителем для прокола карты на необходимую глуби«у. Из центра круга проведены риски, отмечающие направления: север, запад, юг и восток. Вокруг центра круга ради1ально нанесены буквы азбукой Морзе, согласно палетки радиомаяка, работающего типовым колесом.
Палетка расположена по внутренней шкале круга, на который нанесены деления через 11 - 15° и написаны соответствующие им буквы русского алфавита. Внешняя шкала
круга представляет собой круговой транспортир, с делениями, равными 1°. Оцифровка транспортира произведена через 20°, чтобы не затемнять его шкалы.
Оцифрованные десятки градусов на транспортире выделены рисками с точками на их концах. Масштабная линейка соединяется с кругом в одно целое таким образом, чтобы направляющая карандаш прямолинейная прорезь, сделанная вдоль линейки, приходилась возле деления транспортира, равного 0°, н совпадала с направлением Р палетки радиомаяка с типовым колесом. После этого круговой транспортир вместе с масштабной линейкой превращается в леленгационный круг с приспособлением, удобным для прокладки прямых и обратных пеленгов -радиостанций, наземных пеленгаторов и радиомаяков.
Отсчет градусов для прокладки истинных прямых пеленгов производится от северного направления меридиана станции, а пеленгов обратных - от южного направления. Вдоль прорези, направляющей карандаш, нанесена шкала масштаба М 1 : 1 000 000 и шкала для работы на бортовой штурманской карте М 1:2500000. Цена деления шкал: 1 и 5 км. Вдоль одной из продольных сторон линейки нанесе341
на шкала : 500 000 для работы на карте «полмиллионке. Эта же шкала используется как вынесенная сантиметровая линейка, цена деления которой равна 2 мм.
Вдоль стороны прбрези, на которой нанесен масштаб «миллионки, расположена номограмма, позволяюш;ая определять путь и время для скоростей от 160-600 км/час. Верхнему ряду чисел времени (от О до 60 минут) соответствует верхний рядскоростей (160- 300 км1час), нанесенных вдоль срезанной части линейки, а нижнему ряду (от О до 30 мин.) соответствует нижний ряд скоростей (от 320 до 600 кл1/час).
В номограмме линии скоростей проведены параллельно прорези через 20-40 км, линии расстояний проведены тонкими наклонными линиями через 20 км, а линии времени - жирными наклонными линиями через 2-4 мин- для интервала времени 30-60 мин.
Свободное пространство на линейке заполнено фигурами, взятыми с обычной командирской линейки и требующимися при прокладке маршрута, нанесения средств ЗОС и других топографических знаков на карте, необходимых для разведывательной и дальне-бомбардировочной авиации.
Основное применение .динейки заключается в прокладке Пеленгов на карте для засечки своего расчетного места, определяемого при помоши радиосредств следующим образом.
По буквам типового колеса, нанесенным -на линейке, прослушать работу радиомаяка. Определив выпадающую бзкву, приложить линейку к карте, поставив иголку в месторасположение принимаемого радиомаяка так, чтобы эта буква совмещалась с проведенной заранеелинией его меридиана; поместив острие карандаша в прорезь линейки, прочертить линию пеленга, согласно которой можно взять курс на радиомаяк, выдерживая его по лучу молчания выпадающей буквы. Если необходимо определить своеместо .по этому же маяку, то нужно взять курс, перпендикулярный проложенной линии пеленга, заметив при этом время. Строга выдерживая скорость и курс, пройти до момента выпадания следующей буквы (для больщей точности можно пропустить 2-3 буквы), согласнокоторой также проложить пеленг, определив его сторону по выпаданию одной из двух возможных букв, на этом направлении. Затем по времени и скорости определить OTipesoK пройденного пути ( ,t), который необходимо перенести параллельно курсу, чтобы он упирался в линии проложенных пеленгов. Тогда точки касания и будут означать РМ самолета iB моменты определения первого и второго пеленга. Скоростью ветра при этом пренебрегаем.
Предмет изобретения
Навигационная линейка, снабженная на одном из концов транспортиром, а на ребре - масщтабной щкалою, отличающаяся тем, что параллельно масштабной шкале на ней нанесена номограмма для расчета по навигационным данным пройденного пути, отсчитываемого от центра транспортира по. масштабной шкале.
йSS ;Q 5 .:
5 о § сч, с,
t§ -J §-1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Прибор для решения штурманских задач | 1982 |
|
SU1137483A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПУТЕВОГО УГЛА И РАССТОЯНИЯ ДО САМОЛЕТА ПО КРИВОЙ ПОЛЕТА | 1949 |
|
SU82822A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИНТЕРПОЛИРОВАНИЯ ГОРИЗОНТАЛЕЙ fИ НАКЛАДКИ ПИКЕТОВ | 1970 |
|
SU265469A1 |
Планшет Подорова | 1987 |
|
SU1451728A1 |
ВОЕННЫЙ ТРАНСПОРТИР | 2017 |
|
RU2653586C1 |
Прибор для решения штурманских задач | 1982 |
|
SU1068948A1 |
Прибор для определения курса самолета | 1928 |
|
SU17766A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕШЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ЗАДАЧ | 1990 |
|
RU2028667C1 |
ПРИБОР ДЛЯ ПРОКЛАДКИ КУРСОВ И РЕШЕНИЯ ДРУГИХ ЗАДАЧ ТАКТИЧЕСКОЙ НАВИГАЦИИ | 1947 |
|
SU78091A1 |
Палетка для накладки планов | 1976 |
|
SU573711A1 |
Авторы
Даты
1947-01-01—Публикация
1943-12-04—Подача