(54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ ОСИ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Иэофетение относится к железнодоромшому транспорту, а именно к деталям ходовых частей подвижного состава. Известен подшипник скольжения подвижного состава ийэлезных дорог, содержащий стальной корпус с поперечными и продольными пазами для крепления антифрикционного слоя р.. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности, Поставленная иель достигается тем, что центральный поперечный, центральный и средние продольные пазы предлагаемого подшипника а поперечном сечении имеют форму ласточкиного хвоста, а крайние продольные и остальные поперечные - полукруга. На фиг, 1 изображен описываемый подшипник вид снизу (часть антифрикционного слоя удалена до корпуса); на фиг, 2 - раз рез А-А фиг. 1. Подшипник состоит из антифрикционного слоя 1 (неприлуживающийся натрокальциевый баббит) и коршуса 2 (литая сталь) В корпусе имеются пазы для крепления антифрикционного слоя: поперечные - 3, 4, 5, 6 и 7 и продольные 8, 9, 10, 11 и 12, Пересекающиеся поперечные и продольные пазы делят цилиндрическую поверхность корпуса, к которой прилегает антифрикционный слой, на множество секций. Центральный поперечный паз 3, центральный 1О и средние продольные пазы 9, 11 имеют сечение в форме ласточкиного хвоста, а крайние продольные 8, 12 и остальные поперечные пазы - полукруг- лые. Принцип работы предлагаемого подшипника заключается в следующем. К подшипнику пр1шагается радиальная нагрузка по вертикали. Продольный паз в центре нагруженной зоны (по оси симметрии подшипника ) и два продольных паза 9, 11 в пределах этой зоны ликвидируют условия возникновения растягивающих напряжений в антифрикционном слое в поперечном направлении. Сплошные по длине подшипника пазы обеспечивают равномерную деформацию слоя в поперечном направлении при изменениях температуры. Центральный по перечный 3 и средние продольные пазы 9, 11 имеют сечение в форме ласточкино го хвоста и обеспечивают плотное прилегание антифрикционного слоя к корпусу подшипника в нагруженной зоне в случазах когда площадь контакта подшипника с шей кой оси составляет значительную -часть поверхности антифрикционного слоя; в процессе приработки, при наибольшем допустимом радиальном зазоре, а также при изменении направления вращения шейки оси и при уменьшении нагрузЮ (порожний вагон). Крайние продольные пазы 8. 12 предохраняют антнфрикшюнный слой от пластических деформаций при нагреве и, благодаря полукруглому сечению, ликвидируют условия возтадкновения растягивающих напряжений в боковых, ненагруженных зонах подшипника. Центральный поперечный паз 3 делит антифрикшюнный слой в осевом направлении на две половины, а сечение этого паза в форме ласточкиного хвоста обеспе. чивает независимые деформации каждой половины от действия основной радиальной нагрузки, осевой нагрузки и темпера туры. Крайние поперечные пазы 5, 7 на торцах корпуса имеют полукруглое сечение, в результате чего обеспечиваются свободные деформации антифрикционного слоя на крайних секциях в продольном направлений при изменении температуры, Поперечные пазы 4, 6 полукруглого сечения на концах цилиндрической части ко пуса обеспечивают свободную деформацию при изменениях температуры и предохраняют антифрикционный слой от пластических деформаций в случае -высокого нагре подшипника, В результате ликвидируется ВОЗМОЖНОСТЬ образования поперечных трещин и разрывов антифрикционного слоя, являющихся основной причиной отказов подшипника, т, е, увеличивается срок службы .антифрикционного слоя, При сухом трении корпуса подшипника о шейку оси происходит интенсивный иэнос трущихся поверхностей. Пазы в корпусе, предназначенные для крепления антифрикционного слоя, в этом случае являются каналами для удаления продуктов из носа с поверхности секций на корпусе, В результате замедляется рост температуры нагрева и уменьшается вероятность схватывания трущихся поверхностей, т. е, также увеличивается живучесть подшипника. Предлагаемый подшипник, в сравнении с известными, обладает повышенной надежностью и долговечностью. Формула изобретения Пошлипник скольжения для оси колесной пары железнодорожного подвижного состава, состоящий из , на поверхноста которого, обращенной к оси, выполнены поперечные-,, и продольные пазы для крепления антифрикционного слоя, о тличаюшийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, центральный поперечный, центральный и средние продольные пазы в поперечном сечении имеют форму ласточкиного хвоста, а крайние продольные и остальные поперечные - полукруга. Источники инфо{ 4ашга, принятию во внимание при экспертизе 1, Авторское свидетельство СССР NO 126136, кл. В 61 F 15/20, 1959 (прототип).
иг.2
Авторы
Даты
1979-08-15—Публикация
1977-07-18—Подача