1
Изобретение относится к химии полимеров, а именно к получению полиолефинов, которые могут быть использованы в качестве базовых компонентов смазочных масел.
Известен способ получения полиолефинов полимеризацией альфа-олефинов в присутствии катализатора 1.
Однако получаемые сополимеры не обладают комплексом свойств, необходимых для смазочных масел.
Наиболее близким к предлагаемому является известный способ получения полиолефинов полимеризацией Cs-Си - альфаолефинов в массе с применением в качестве катализатора хлористого алюминия 2.
Однако полученный полимер не обладает достаточно высокими вязкостно-температурными показателями.
Целью изобретения является улучшение вязкостно-температурных свойств конечного продукта.
Эта цель достигается тем, что 0,5- 0,7 масс. % от мономерной смеси хлористого алюминия вводят в предварительно нагретую до 70-80°С мономерную смесь и последовательно повышают температуру до 140-170°С, выдерживают 5-15 мин, охлаждают до 120-140°С, вводят дополнительно 0,3-0,8 масс. % хлористого алюминия и выдерживают полученную смесь в течение 3-5 ч.
Суш;ество способа заключается в изменении технологии процесса полимеризации, а именно: катализатор - хлористый алюминий подают частями, причем после подачи первой порции катализатора реакционную массу нагревают до температуры 140-170°С, затем охлаждают до
120-140°С, при этой температуре вводят вторую порцию катализатора и выдерживают в течение 3-5 ч.
После полимеризации смесь охлаждают до 20-30°С, катализаторный комплекс
отстаивают и отделяют, полимеризат нейтрализуют смесью Са(ОН)2 с водой, фильтруют, отгоняют фракцию до 350°С. Остаток подвергают гидрогенизации и получают полиолефин, обладаюш,ий требуемыми вязкостно-температурными свойствами.
Пример 1. В нагретую до 70°С смесь олефинов Сю-Си добавляют хлористый алюминий в количестве 0,5 масс. %, температуру повышают до 170°С, выдерживают при этой температуре 5 мин, затем охлаждают до 120°С, вводят хлористый алюминий в количестве 1,0 масс. % и выдерживают при температуре 120°С в течение 3 ч. Смесь охлаждают до 30°С, катализаторный комплекс отстаивают и отделяют, полимеризат нейтрализуют смесью Са (ОН)2 с водой, фильтруют, отгоняют фракцию до 350°С. Остаток подвергают гидрогенизации и получают полиолефин со следующими свойствами:
Вязкость кинематическая при
100°С8 сСт
Вязкость динамическая при
40°150 П
Температура застывания -56°С Полиолефин, полученный по известному способу 2, имеет следующие свойства: Вязкость кинематическая
при 100°С8 сСт
Вязкость динамическая
при 40°С250 П
Температура застывания -47°С Пример 2. Полимеризацию олефинов Сб-Ci6 осуществляют по способу, описанному в примере 1. В смесь олефинов, нагретую до 80°С, добавляют хлористый алюминий в количестве 0,7 масс. %, нагревают до 140°С, выдерживают при этой температуре 15 мин охлаждают до 130°С, добавляют 0,3 масс. % хлористого алюминия, и при температуре 130° выдерживают в течение 5 ч. Полимеризат подвергают обработке аналогично примеру 1 и получают полиолефин со следующими свойствами: Вязкость кинематическая
при сСт
Температура застывания -50°С Полиолефин, полученный по известному способу 2, имеет следующие свойства: Вязкость кинематическая
при 100°С10 сСт
Вязкость динамическая
при 40°С340 П
Температура застывания -45°С Пример 3. Полимеризацию олефинов Cg-Си осуществляют по способу, описанному в примере 1. В смесь олефинов, нагретую до 75°С, добавляют хлористый алюминий в количестве 0,6 масс. -%, нагревают до 160°С, выдерживают при этой температуре 10 мин, охлаждают до 140°С, вводят 0,8 масс. % хлористого алюминия и при температуре 140°С выдерживают в течение 4 ч. Полимеризат подвергают обработке аналогично примеру 1 и получают полиолефин со следующими свойствами: Вязкость кинематическая
при 100°С8,5 сСт
Вязкость динамическая
при 40°С170 П
Температура застывания -54°С Полиолефин, полученный по известному способу , имеет следующие свойства: Вязкость кинематическая
при 100°С8,5 сСт
Вязкость динамическая
при 40°С280 П
Температура застывания -45°С Из примеров следует, что полиолефины, полученные согласно изобретению, обладают улучщенными вязкостно-температурными свойствами. При использовании полиолефинов, полученных в соответствии с изобретением, в качестве базовых компонентов моторных масел «северных сортов достигается экономия топлива около 5% на 1 км пробега машины.
Пароднохозяйственный эффект от применения полиолефинов в качестве базовых компонентов моторных масел составляет 500 тыс. руб.
Формула изобретения
Способ получения полиолефинов полимеризацией альфаолефинов в массе с применением в качестве катализатора хлористого алюминия, отличающийся тем, что, с целью улучшения вязкостно-температурных свойств конечного продукта, 0,5- 0,7 масс. % от мономерной смеси хлористого алюминия вводят в предварительно нагретую до 70-80°С мономерную смесь и последовательно повышают температуру до
140-170°С, выдерживают 5-15 мин, охлаждают до 120-140°С, вводят дополнительно 0,3-0,8 масс. % хлористого алюминия и выдерживают полученную смесь в течение 3-5 ч.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Патент ФРГ № 2005207, кл. С 08 F 210/08, опубл. 1976.
2.Патент США № 3812036, кл. 252-59 опубл. 1974.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ получения полиэтилена | 1980 |
|
SU975720A1 |
Способ получения полиолефинов | 1983 |
|
SU1154289A1 |
Способ получения полиолефинов | 1978 |
|
SU711044A1 |
Способ получения вакуумного масла | 1979 |
|
SU806667A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКОМОЛЕКУЛЯРНОГО ПОЛИБУТЕНА | 1999 |
|
RU2160285C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИОЛЕФИНОВЫХ ОСНОВ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАСЕЛ | 2004 |
|
RU2287552C2 |
Способ получения полиальфаолефинов с кинематической вязкостью 10-25 сСт | 2018 |
|
RU2666725C1 |
Способ получения противотурбулентных присадок для применения в условиях низких температур транспортируемой среды | 2020 |
|
RU2754173C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БАЗОВОГО МАСЛА | 2007 |
|
RU2427564C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИИЗОБУТИЛЕНА ИЛИ СОПОЛИМЕРОВ ИЗОБУТИЛЕНА | 1996 |
|
RU2124527C1 |
Авторы
Даты
1979-08-30—Публикация
1978-10-02—Подача