Изобретение касается машиностроения, в частности систем отопления и вентиляции, электромобиля. Известны системы отопления и вен тиляции электромобиля, содержащие воздухозаборники, вентилятор, источники тепла, образованные силовым бло ком пускорегулирукяаей аппаратуры и тяговым электродвигателем, отсек аккумуляторных батарей и поворотные за слонки Ц . Недостатке такой системы является ее низкая эффективность, так как тепловые в тяговом электродви гателе и силовом блоке пускорегулирующей аппаратуры не используются для отопления кабины электрсмобиля. Кроме того, в системе отсутствует щ)инудительная вентиляция отсека аккумуляторных батарей, что необходимо при подзарядке батарей ез съема их с электрсмобиля. Наиболее близкой к предлагаемой является система отопления и вентиля ции электромобиля,: содержащая воздухозаборники, вентилятор, источники тепла, образованные силовым блоком пускорегулирующей ;аппаратуры и тяговым электродвигателем электромобиля. воздуховоды, отсек аккумуляторных батарей и поворотные заслонки 2. Однако эта с истема имеет низкую эффективность ввиду неиспользования тепла, выделяемого при нагреве тягового элJeк poдвигaтeля и силового блока пускорегулирующей аппаратуры, и не позволяет осуществлять принудительную вентиляцию отсека аккумуляторных батарей. Цель изобретения - повышения эффективности системы отопления и вентиляции. Это достигается тем, что источники тепла соединены между собой последовательно, вентилятор установлен между источникёи«1 тепла, отсек аккумуляторных батарей связан с источниками тепла патрубком, а одна из упомянутых поворотных заслонок установлена в этом патрубке. С целью интенсификации вентиляции отсека аккумуляторных батарей, система снабжена эжектором, установленным в патрубке, причем последний сообщен с атмосферой, Кроме того, еще одной отличительной особенностью изобретения является то, чл-о заслонка, размещенная в
патрубкЭг снабжена перепускным клапаном.
На фиг. 1 схематично представлена система отопления и вентиляции при ее работе в режиме отопления на фиг. 2 - то же, при втором варианте выполнения системы; на фиг. 3 то же, при ее работе в режиме вентиляции; на фиг. 4 - то же, при втором варианте выполнения системы; на фиг. 5 - то же, при ее работе во время заряда аккумуляторных батарей. Система содержит воздухозаборники 1 , расположенные в нижней части лобовой .1анели 2 электромобиля. Через поворотную заслонку 3 воздухозаборники сообщаются с отсеком 4, где расположен первый источник тепла, функции которого выполняет силовой блок пускорегулирующей аппаратуры, размещенный в направляющем кожухе 5. С помощью1 кожуха 5 сообщен вентилятор б, выпускной патрубок которого соединен воздуховодом 7 с впускными отверстиями а второго источника тепла. Его функции выполняет тяговый., электродвигатель 8. Таким образом, источники тепла в системе расположены последовательно. Патрубок 9 связывает источники тепла с отсеком 10 аккумуляторных батарей через поворотную заслонку 11.
Согласно первому варианту выполнения системы, патрубок 9 сообщается с кабиной 12 электромобиля; Кроме того, в этом патрубке.установлены поворотная заслонка 13 и эжектор 14, через которые он посредством патрубка 15 и заслонки 16 сообщается с атмосферой.
Согласно второму варианту выполнения системы, в заслонке 11 установле перепускной клапан 17 одностороннего действия, а второй источник тепла посредством воздуховода 18 с заслон-кой 19 связан с кабиной 12 электромобиля.
При низких температурах окружаюшего воздуха (см. фир. 1, 2) заслонка 3 перекрывает отверстие б и воздух из кабины 12 водителя забираеся вентилятором б через отверстие в и поступает в направляющий кожух 5. Нагретый около тепловыделяющих элементов силового блока, то ест первого источника тепла, воздух подается вентилятором из полости кожуха в тягоЕЫй электродвигатель 8, то ест второй источник тепла.
По первому варианту выполнения системы, нагретый от двух источников тепла воздух поступает в патру бок 9, Так как заслонка 13 отключает эжектор, то нагретый воздух подается в кабину 12, причем часть воздуха через приоткрытую заслонку 11 отбирается для.вентиляции под давлением отсека 10 аккумуляторных
батарей. Воздух из отсека 10 выходит в атмосферу через вентиляционные отверстия в его боковых крышках (на чертеже не показаны). Интенсивность отопления кабины водителя и вентиляции отсека аккумуляторных батарей регулируется заслонками 3 и 11
По второму варианту выполнения системы, часть воздуха, нагретого от первого источника, через перепускной клапан 17 заслонки 11 по патрубку 9 поступает в отсек 10 аккумуляторных батарей, откуда он выходит в атмосферу через вентиляционные отверстия в его боковых крышках. Основной же поток воздуха, пройдя чере второй ИСТОЧНИК- тепла - тяговый элекродвигатель 8 и дополнительно нагревщись, по воздуховоду 18 поступает в кабину 12.
При работе системы в режиме вентиляции, в случае высоких температур окружающего воздуха (см. фиг. 3, 4) заслонка 3 перекрывает отверстие в и наружный воздух через воздухозаборники 1 посредством вентилятора б засасывается в отсек 4, откуда он. поступает в кожух 5 силового блока, то есть первого источника тепла. Далее нагретый от этого источника тепла воздух нагнетается вентилятором в воздуховод , откуда он постпает во второй источник тепла.
По первому варианту выполнения системы, весь поток воздуха поступает в патрубок 9, где заслонка 13 отклоняет поток воздуха в эжектор 14, в котором происходит.подсос воздуха из аккумуляторного отсека, тем самым осуществляется его вытяжная вентиляция. Из эжектора через открытую заслонку 16 воздух выходит в атмосферу .
По второму варианту выполнения системы, часть потока воздуха после первого источника тепла поступает в патрубок 9, откуда через перепускной клапан 17 в заслонке 11 поступает в отсек 10 аккумуляторных батарей Основной же поток воздуха, проходя через второй источник тепла и отобрав у него тепло, через заслонку 19 выбрасывается в атмосферу.
При ускоренном заряде аккумулятор ных батарей, когда нагрев батарей и выделения паров кислоты наибольшие (см. фиг. 5), заслонка 11 с закрытым клапаном 17 перекрывает доступ воздуха в тяговый электродвигатель 8 и весь поток воздуха направляется в отсек 10 аккумуляторных батарей, откуда выходит в атмосферу через вентиляционные отверстия в его боковых крышках.
Формула изобретения
, 1. Система., отопления и вентиляции (.электромобиля, содержащая возлухозаборники, вентилятор, источники теп ла, образованные силовым блоком пуска регулирующей аппаратуры и тяговым электродвигателем электромобиля, воз духоводы, отсек аккумуляторных батарей и поворотные заслонки, о т л и«ающа яся тем, что,.с целью повышения ее эффективности, источник епла соедин15ны между собой последовательно, вентилятор установлен между источниками тепла, отсек аккумуля торных батарей связан с источниками тепла патрубке, а одна из упомянутых поворотных заслонок установлена в этом патрубке. 2. Система по п. 1, отличаю щая с я тем, что, с целью интенсификации вентиляции отсека аккумуУ It S в IS 670 S П S J3 И Фме.1 е f 8 а 7Ш7 S Ф(л.2 ляторных батарей, она снабжена эжектором, установленным в патрубке, причем последний сообщен с атмосферой. 3. Система по п. 1, отличающая с я тем, что заслонка, размещенная в патрубке, снабжена перепускным клапаном. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Ставров О.А. Электрокюбили (зарубежные).. М., ВИНИТИ.Итоги науки и техники. Автомобилестроение, 1976 т. 2, с. 98. 2.Хубаев Б.Г. электромобили. М., НИИавтопром/ Автомобилестроение, 1967, с. 40 (прототип). -3 15 }S (О
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для вентиляции и кондиционирования воздуха в кабине транспортного средства | 1984 |
|
SU1263553A1 |
Устройство для вентиляции и отопления кабины транспортного средства | 1988 |
|
SU1627426A1 |
Устройство для вентиляции и отопления транспортного средства | 1986 |
|
SU1399187A1 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ СЕЛЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ВПУСКА ВОЗДУХА ДЛЯ СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА | 2011 |
|
RU2569974C2 |
Устройство для подачи воздуха в салон транспортного средства | 1983 |
|
SU1144899A1 |
ОХЛАЖДАЮЩАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА НАКОПЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ | 2010 |
|
RU2505425C1 |
РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ТИПА ТРАМВАЙНОГО ВАГОНА, МОТОРНОГО ВАГОНА ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ИЛИ ЛОКОМОТИВА НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ, ТРАМВАЙНЫЙ ВАГОН С ПОНИЖЕННЫМ УРОВНЕМ ПОЛА | 2005 |
|
RU2294294C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЕНТИЛЯЦИИ И ОТОПЛЕНИЯ САЛОНА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1998 |
|
RU2147006C1 |
"Аэростатический летательный аппарат "Вакула" | 1990 |
|
SU1816708A1 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ НАБЕГАЮЩИМ ПОТОКОМ ВОЗДУХА ДЛЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА | 2007 |
|
RU2449925C2 |
19
Ю
11 17
Фиг.5
Авторы
Даты
1979-09-25—Публикация
1977-07-19—Подача