Система управления навигацией и судовождением судна Советский патент 1984 года по МПК G05B15/02 B63H25/00 

Описание патента на изобретение SU691038A1

Изобретение относится к области автоматического управления и может использовано при автоматизации процессов навигации и судовождения судов морского флота. Известна система комплексной автоматизации процессов навигаций и судовождения, которая позволяет с помощью блока обнаружений целей обнаруживать и:захватйвать автоматически цели по всему ПОЛЮ экрана индикатора ситуаций с.выводом на экран индикатора ситуаций только вторичной информацииtl Недостатками этой системы являются отсутствие управления усйлением в стробе сопровождения, вследствие чего имеет место плохая помехоустойчи вость автосопрово: сдения целей в зоне действия помех от моря; отсутствие ; информации от радиолокационной сгандйи (РЛС) на экрайеййдйкатора ситуаций, может привести к пропуску цепей в условиях помех, необходимость иметь больйгук) опёративную памятьЭШ1для обработки целей по всему полю экрана индикатора ситуаций, включая цели, находящиеся в сектора, не представляйщйх интереса для судойЬдй1«ёйя. Наиболее близким по технической сущности к изобрётеник явлйё сйсистё ма, содержащая ЭВМ,пбдключенйую черезsi устройство сопряжения к устройству управления и отображения информации, к nejpBOMy выходу устройства опреде:т лёнйя скорости, первому выходу курсоуказателя через формирователь признаRU маневра курсом, телетайпу, индикаторуоситуаций, блоку сопровождения целей, планшету йепосредственно и через формирователь координат, блоку управлени:я усилением приемников РЛС, бЛйкУ к61)р екцйги координат,оптический пеленгатор, приемоиндикаторы радионавигационных систем и блок сопровождения целей, подключенные к блоку коррекции координат, вторые выходы курсоуказателя и устройства определейия скорости подключены к РЛС первого и второго частотных диапазонов, выход блока обнаружения целей подключен к первому входу блока српровождения целей, диспетчер, соединенный с ЭВМ и устройством сопряженияL21, Система позволяет по данн1Е й.1 устрой ства определения скорости и курсоуказателя определить параметры движения судна и с Помощью ЭВМ осуществлять расчет пути судна, по данным навигаг ционной обстановки РЛС радионавига682 ционных систем, оптического пеленгатора и с помощью ЭВМ определять мёстот положение судна с помощью РЛС, коэффициент усиления видеоусилителей которых регулируются ЭВМ в момент отбора сопровождения через блок управления усилением приемников РЛС, блока сопровождения целей и ЭВМ определять параметры сопровождаемых целей, взятых вручную по экрану индикатора ситуаций на сопровождение, решать на индиКаторе ситуаций с помощью ЭВМ задачу безопасного расхождения с встречными судами и обеспечивать регистрацию на телетайпе навигационных параметров, поступающих от навигационных датчиков по программе ЭВМ. Недостатками данной системы являются невозможность одновременного задач навигации и судовождения, мала эффективность регулировки усилителем в стробг сопровождения защиты устройства сопровождения от помех мОря из-за малого динамического диапазона регулировки по видеосигналу (глубина регулировки 15-20 дб, , в то время как динамический диапазон си.гналов, отраженных от морской поверхности 40-60 дб), отсутствие возможности прокладки собственной траекторйи На карте, отсутствие регистрации навигационных параметров при маневре собственного судна, увеличение ошибки счисления мейта собственного судна за Счет погрешностей в работе курсоуказател я .и устройства опреде- . ленйя скорости судна , обусловленных течениями и ветрами. Цель изобретения - повышение точности работы системы путём увеличения точности определения кординат параметров движения цеЛей в зоне действия помех от моря. Эта цель достигается тем, что в предложенную систему введен блок совместной обработки видеосигналов, входы которого подключены к выходам РЛС первого и второго частотных диапазонов, а выход - к индикатору ситуаций, второму входу блока сопровождения целей и блоку о&каружения целей, выходы блока управленйя усилением приемников РЛС подключены к управляющим входам приемником РЛС первого и второго частотных диапазонов.Структурная схема системы представлена на чертеже. Система содержит РЛС 1 первого частотного диапазона, РЛС 2 второго частотного диапазона,блок 3 совместно 1 обработки видеосигналов, индикатор 4 ситуаций, блок 5 сопровождения целей, блок 6 обнаружения целей, устройство 7 сопряжения, устройст.во 8 упр1авления и отображения ин, формации, диспетчер 9, ЭВМ 10, блок управления усиления приемников РЛС, приемоиндикаторы 12 радионавигационных систем (РНС), блок 13 коррекций координат, оптический пеленгатор 14, устройство 15 определения корости, , курсоуказатель 16, планшет 17, Tejjeтайп 18, формирователь 19 признака маневра .курсом, формирователь 20 коо динат, выходные шины 21 к машинному телеграфу и выходные шины 22 к авторулевому. Система работает следующим образо . Включение системы и выбор режима работы осуществляются устройством 8 управления и отображения информации, .управление работой режимов РЛС 1 и 2 индикатором ситуаций. В зависимости от вида решаемых задач система работ ет в следующих основных режимах: -освещения навигационной обета. новки; -предупреждения столкновений; -счисления пути с коррекцией; -решения эпизодических навигационных задач; -регистрации навигационньЬс параметров. В режиме освещения навигационной обстановки РЛС 1 и 2 обеспечивают круговой обзор окружающей обстановки и выдают С01этветствующую видеокартину. Видеосигналы РЛС ,1 и 2 чере блок 3 сов 4естной обработки видеосигналов поступают на индикатор 4 ситуаций и на экране индикатора отоб ражается навигационная обстановка ,(первичная информация)., При этом курс и скорость судна вводятся в РЛС 1, 2 с соответствующих датчиков устройства 15 определения скорости, курсоуказателя 16, акоординаты це- лей определяются с помощью визира индикатора 4 ситуаций. Использование взаимнокоррелированных видеосигналов целей от двух РЛС Т и 2 в блоке 3 позволяет повысить вероятность обнаружения и сопровождения целей в зоне действия помех от моря. В режиме предупреждения, столкновений совметсно с РЛС .1,2 дополнительно paбoтaюt ЭВМ 10, блок 5 сопровождения целей, блок 6 обнаружения целей, устройство 7 сопряжения и блок 11 управления усилением приемников РЛС 1,2 в стробе сопровождения,. В этом режиме цель может захватываться на сопровождение либо вручную путем наложения конца визира индикатора 4 ситуаций .на цель и врода координат цели в ЭВМ 10, либо автоматически с помощью блока 6 обнаружения целей на расстоянии 12, 9 и 5 миль в зависимости, от тоннажа судна. Блок 6 предусматривает возможность изменения величины дуги от 45 до 180 и поворота ее в пределах 90 для захвата целей в необходимом секторе и избежания захвата береговой черты. Такое построение позволяет сократить число целей, которые автоматически сопровождаются с помощью блока 5 сопровождения целей на ЭВМ 10, а следовательно, сократить объем оперативной-памяти ЭВМ 10 и снизить требования к ее пропускной способности.;, Учитывая, что одновременно с решением задач предупреждения-столкновений возможно решение и других задач на ЭВМ 10, а также необходимость решения данной задачи в реальном масштабе времени выЬор ср01ТвётствуюЩей подпрограммы ЭВМ 10 осуще.ствляется диспетчером 9, управление работой которого осуществляется устройст- . вом 8 управления и отображения информации и иидкатора 4 ситуаций через устройство 7 сопряжеййя. :- - - - - При автоматическом сопровождении целей ЭВМ 10 формирует строб сопровождения и вырабатывает сигналы управления в блок 11 управления усилением приемников РЛС в стробе сопровождения, поступающие на вхоД блока t1 через устройство 7 сопряжения. Блок 11, в свою очередь, вырабатывает управления коэффициентом усиления усилителя промежуточной частоты приемников РЛС 1,2 в стробе сопровождения для вьщеления полезного сигнала на фоне помех. ЭВМ 10 обрабатывает данные целей и вырабатывает рекомендованньтй курс и ско- . рость на безопасное расхождение в случае опасных целей и сигнал управления на/авторулевой. В режиме счисления пути с .коррекцией данные о курсе и скбрости судна йрступают соответственно с кур соуказателя 16 и устройства 15 определения .скорости в ЭВМ 10 через устройство 7 сопряжения, а ЭВМ 10 управляет движением пера планшета 7 на карте. Для обеспечения коррекции счисления с использованием РНС, РЛС или оптического пеленгатора 14 информация с приемоиндикаторов 12 РНС или РЛС 1,2 или оЛтйческого пеленгатора 14 соответственно через блок 13 коррекция координат и устройство 7 сопряжения поступает в ЭВМ 10. Управление программой, обеспечивающей решение соответствующей з адачи коррекции, осуществляется с телетайпа 18. На телетайпе 18 набирается и вводится в ЭВМ 10 уст ройство 7 сопряжения условный код цепочки РНС, а при необходимости и дополнительные йараметры, характе 1)изу1ощйе данную цепочку. Результаты коррекции отображаются на ленте теле тайпа 18 или на цифровом табло устро ства 8 управления и отображения инфо Мацйи.i В режиме решения эпизодических за дач (например,- определения времени Движения судна до определенной точки определения точек поворота при йвиже йии судкапо дуге большого круга, определения местоположения судна по звез дам. Солнцу, береговым ориентирам и т.д.) участвуют соответствзпощие нави ционЛыё датчики. . Управление программой, обеспечивающей решение той или иной задачи, осу ществляется с телетайпа 18. В режиме диалога Судоводитель вводит в ЭВМ 10 через устройство 7 сопряжения необходимые значения параметров, запрашиваемых ЭВМ 10. При необходимости можно ввЬдить координаты пара планшета 17 через формирователь 20 координат и устройство 7 сопряжения в ЭВМ 10. В режиме регистрации навигационных данных последние автоматически регистрируются на ленте телетайпа 18 ежечасно. При маневре судна скоростью или курсом определенный набор навигационных параметров, снимается с соответству1 ощих навигационных датчиков по определенной программе ЭВМ 10. Данный набо( параметров может быть отпечатан на лейте телетайпа-18 и по запросу судоводителя, бсуществляемо о с устройства 8 управления и отображения информации. Признаком маневра судна скоростью слуясит появлеHiife соответствующего игнала на вьскоде 21, идущем к машинному телеграфу главной силовой установки судна. Признак маневра курсом судна вырабатывается формирователем 19 (призйакаманевра курсон совместно с ЭВМ 10. Предлагаемая система управления на вигацией и судовождением судна позво ляет повысить вероятность обнаружения и сопровождения целей в зоне действия помех от моря, повысить точность счислймого места на карте, обеспе чить регистрацию навигационных napaMefров при собственном .маневре судна, ав toMaTHHeCKoe обнаружение Целей на определенных дальностях и в определенных секторах окружающей обстановки, обеспечивает Сокращение времени и повышение досто§е1 ности выявления маневра сопровождаемых целей.

Похожие патенты SU691038A1

название год авторы номер документа
Информационно-вычислительное устройство для системы управления навигацией и судовождением 1976
  • Лапий Виктор Юрьевич
  • Чернов Борис Павлович
  • Георгизон Евгений Борисович
  • Кошевой Анатолий Андреевич
  • Яворский Геральд Иванович
  • Глазьев Валентин Ильич
  • Бабенко Игорь Павлович
  • Якушенков Андрей Андреевич
SU641401A1
НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ СУДОВ 2004
  • Чернявец В.В.
  • Пирогов Н.Н.
  • Алексеев Ю.Н.
  • Полозова Л.Д.
  • Федоров А.А.
  • Чернявец А.В.
RU2260191C1
НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС 2012
  • Чернявец Антон Владимирович
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Зеньков Андрей Федорович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Федоров Александр Анатольевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2483280C1
Комплекс навигации и управления кораблем 2022
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2786251C1
СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СУДОВОДИТЕЛЮ ОБОБЩЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДНА 1992
  • Касьянов Владимир Викторович
RU2077450C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСТИННОЙ СКОРОСТИ СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Чернявец А.В.
  • Дубинко Ю.С.
  • Алексеев Ю.Н.
  • Полозова Л.Д.
  • Федоров А.А.
  • Чернявец В.В.
RU2263329C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ СУДНА 2012
  • Лобанов Андрей Александрович
  • Адамов Николай Олегович
  • Румянцев Юрий Владимирович
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2501708C1
Морское патрульное судно для экологического контроля территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны 2015
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2610156C1
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЭКРАНОПЛАН 2013
  • Илюхин Виктор Николаевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Лобанов Андрей Алесандрович
  • Бухов Денис Михайлович
  • Шарков Андрей Михайлович
  • Свиридов Валерий Петрович
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2546357C2
СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СУДОВОДИТЕЛЮ ОБОБЩЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДНА 2006
  • Добротворский Александр Николаевич
  • Жуков Юрий Николаевич
  • Гавриленко Сергей Михайлович
  • Дружевский Сергей Анатольевич
  • Лобойко Борис Иванович
  • Чернявец Антон Владимирович
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2334996C2

Реферат патента 1984 года Система управления навигацией и судовождением судна

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАВИГАЦИЕЙ И СУДОВОЖЦЁНИЕМ СУДНА, содержащая ЭВМ, подключённую через устройство сопряжения к устройству управления и отображения информации, к первому выходу устройства определения скорости, первому выходу курсоуказатепя через формирователь признака маневра курсом,телетайпу, индикатору ситуаций, блоку сопровоз*яе- 'ния целей, планшету непосредственно и через формирователь координат, бло-/.» ку управления усилением приемников радиолокационных станций, блокуiкоррекции коориднат, оптический '.пеленгатор, приемОиндикаторы радионавигационных систем и блок сопровождения целей, подключенные к блоку коррекции координат, вторые выходы курсоукаэателя и устройства оп- 'ределения, скорости подключены к радйолокациЬннь1м~ с?а;йцй:ям neJidOrO и второго частотньк диапазонов, выход блока обнаружения целей подключен к первому входу блока сопровождениг: целей, диспетчер, ёбединенный с ЭВМ и устройством сопряжения, о т ji и- ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повьшения -гочнобтй работы системь!, оМа содб1)5кйт блок: совмё<:тной обработки видеЬсигпалов, входь! которого подклк)чены к выходам радиолокационных станций пё]рйого\ и второго 4acTof- ных диапазонов, а выход - к индикатору ситуаций, в-гсрому входу блока со" прбвождейия целей и блоку обнаруже- 'нйя целей, выходы блока управления • усилением приёмников радиолоха^йион- ; ных станций подключены к \управляю- i щим входам приемников радиолокаци- ; онных станций первого и второго частотных диапазонов .,

Формула изобретения SU 691 038 A1

SU 691 038 A1

Авторы

Лапий В.Ю.

Черной Б.П.

Георгизон Е.Б.

Кошевой А.А.

Яворский Г.И.

Глазьев В.И.

Ривкин Б.С.

Якушенков А.А.

Курочкин С.Ф.

Даты

1984-05-30Публикация

1976-07-19Подача