Информационно-вычислительное устройство для системы управления навигацией и судовождением Советский патент 1979 года по МПК G05B15/00 

Описание патента на изобретение SU641401A1

анализа сочетаний поступающих заявок, что снижает достоверность одновременного решения различных задач судовождения, навигации и эксптгуатации и, следовательно, в цепом, снижает безопасность плавания.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей устройCTJBa за счет Повьшения достоверности одновременного решения различных задач судовождения, задач навигации и эксплуатации в реальном масштабе времени на одной ЭВМ и повышения эффективности работы судоводителя. Эта цель достигнута благодаря тому, что в известное устьpofsCTBo введены блок задания режимов диалога, блок контроля диалога и блок управления приоритетом, входы которого подключены соответственно к выходам вавигадионного пульта, блока обнаружения целей, индикатора ситуаций, второму выходу блока ведения судового журнала, к первым выходам блока задания режимов диалога и блока контроля диалога, а выход - к управляющему входу блока диспетчера, вторые выходы блока задания режимов диалога и блока контроля диало га соединены с блоком сопряжения, а управляющие входы с выходом первого телетайпа.

Блок- жема устройства представлена ва чертеже и содержит ЭВМ I, блок диспетчера 2, блок сопряжения 3, первый и второй телетайпы 4 и 5, блок кодарования видеосигналов 6, блок обн ужедия целей 7, индикатор ситуаций 8, многоканальный,преобразователь напряжение ™ код 9, блок ведения судового журнала 10, блок управления авторулевым 11, блок задания режимов диалога 12, блок контроля диалога 13 блок управления приоритетом 14, навитаци- онный пульт 15, выходные шины 16 к редиолокациовной станнии (РЛС), выход ные шины 17 к навигационным датчикам, выходные шины 18 к датчикам судовых текнических средств, выходные швны 19. к приёмникам редиовавигадионвых систем выходные шины 20 к авторулевому.

Устройство работает следующим 56разом. С навигационного пульта 15 или индикатора ситуаций 8 задается соответ ствуюший режим работы. Информация от датчиков информации поступает через со- отВетствукяние преобразователи и блок сопряжения 3 в ЭВМ 1. Для обесвече ния ояновременной работы режимов устройства ( определения параметров

движения своего судна и встречных судов; местоопределения своего судка по данным аатчиков РНС, РЛС или по счислению места; определения степени опасности сопровождаемых судов и выбора маневра на безопасное расхождение; фор-мирования управляющих сигналов на авто рулевой; автоматического ведения судового журнала; решения различных эпизоди ческих навигационных задач и проведения экономико-эксплутационных расчетов) в реальном масштабе времени используется блок диспетчера 2, управляющий вход которого подключен к выходу блока управления приоритетом 14 При этом в зависимости от вида сочетаний заявок, поступаемых от абонегггов (например, от блока обнаружения целей 7, блока кодирования видеобйгналов 6, от схемы ручного ввода на сопровождение индикатора ситуаций 8 блока задания режимов диалога 12), их важности и предыдущего состояния блока диспетчера 2, блок управления приоритетом 14 вырабатывает тот или иной управл5осщий сигнал в блок диспетчера 2, по которому ЭВМ 1 выходит на соответствующую подхфограмму. После обслуживания заявки ЭВМ 1 вы полняет действия в установленном цикле блока .диспетчера 2 до прихода следующего соотве-тствующего управляющего сигнала (заявки) с блока управления приоритетом.

Таким образом устройство осуществляет непрерывную автоматическую обрабо-рку текущей информации с наглядным отображением результатов на индикаторе си туаций 8, телетайпах 4 S, табло навигационного пульта Г5. Блок ведения судового журнала 10 обеспечивает формирование соответствующей заявки на автоматическую регистрацию по установленной форме определенного набора параметров, действий судоводителя и по команде ЭВМ 1 формирует управляющие сигналы для опроса датчиков в преобразует информадшо в вид необходимый для вывода яа телетайп. 5. ,

Для защиты устройства от грубых субъективных ощибок при вводе данных предусмотрен обмен судоводителя с ЭВМ 1 в Виде диалога, для чего служит блок задания режимов диалога 12 (например, режим диалога при решении задачи поправки компаса или задачи определения места судна по звездам). При этом -на первом телетайпе 4 набирается соответствующий код задачи, который анализируется в блоке задания .режимов диалога, и по результатам анализа выбирается с помощью блока управления приоритетом .14 соответствующая подпрограмма ЭВМ 1, по которой ЭВМ запрашивает данные по соответствующим параметрам и проиавошгт анализ на достоверность. В спучае, если допущена ошибка при вводе с первого телетайпа 4, что часто бьтает при большом объеме информации, с помощью блока контроля диалога 13 иь(еется возможность проведения коррекции соответствующей информации. Это позволяет устранить повторное решение задачи при неправильном вводе. В этом режиме по соответствую щей команде с бпока контроля диалога 13 блок управления приоритетом 14 вйрабатьгоает управляющий сигнал на блок диспетчера 2 доя выбора соответствующей программы ЭВМ 1, и в ЭВМ 1 в режиме диалога с судоводителем вносятся соответствующие корректировки. Блок управления авторулевым 11 по командам, выдаваемым с. ЭВМ 1 через блок conpsiжения 3, формирует управлгоощий сигнал на авторулевой.

Предлагаемое информационно-вычислительное устройство позволяет повысить безопасность плавания за счет увеличения достоверности одновременного решения различных задач судовождения, навигации и эксп туатации в реальном масштабе времени на одной ЭВМ и повысить эффективность работы судоводителя. При таком блочном составе устройства и наличии диалогового режима имеется возможность наращивания объема решаемых задач путем ввода новых программ. Автоматический ввод текущей информации для режима задач предупреждения стрпк жжений и непрерьшная коррекция освобождает судоводителя от оперативного управления. Автоматическая регнстрапия данных судового журнала облегчает работу судоводителя и позволяет оценивать его действия в сложной обстановке. Режим диалога позволяет более полно использовать вычислительные ресурсы и создать оптимальные режимы работы судоводителя.

Ф

рмула изобретения

Информационно-вычислительное устройство для системы управления навигацией и судовождением, содержащее блок сопряжения, соединенный с электронно- ы

числительной машиной, шшикаторомситуаиий, навигационным пультом, блоком ведения судового журнала, блоком кодирования видеосигналов, блоком обнаружения целей, многоканальным преофазоватепем

напряжение - код, блоком управления авторулевым, первым телетайпом, вторым тетдатайпом, подсоединенным к первоксу выходу блока ведения судового журнаяа, и блок диспетчера, соединенный с элекгронно-вычислительной машиной, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей устройства, оно содержит блок задания режимов диалога, блок контроля диалога

и блок управления приоритетом, входы которого подключены соответственно. к выходам навигационного пульта, блока обнаружения нелей, индикатора ситуаций, второму выходу блока ведения судового журнала, к первым выходам блока задания режимов диалога и бпока контроля диалога, а выход - к управляющему входу блока диспетчера, вторые выходы блока режимов диалога и бпока контроля

диалога соединены с блоком сопряжения, а управляющие входы - с выходом первого телетайпа.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Техническое описание комплексной автоматизации судовождевия теплохода Михаил Лермонтов, ЦНИИМФ, Л., 1974.

2. Техническое описание системы

Тонак -Mitsutbtii Топас System (Functions ),M.it ubi5lii tiectvv -industHes, LTI3.Notgasoi1 i diipvar-d. wor-ksj Td,

Похожие патенты SU641401A1

название год авторы номер документа
Система управления навигацией и судовождением судна 1976
  • Лапий В.Ю.
  • Черной Б.П.
  • Георгизон Е.Б.
  • Кошевой А.А.
  • Яворский Г.И.
  • Глазьев В.И.
  • Ривкин Б.С.
  • Якушенков А.А.
  • Курочкин С.Ф.
SU691038A1
НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ СУДОВ 2004
  • Чернявец В.В.
  • Пирогов Н.Н.
  • Алексеев Ю.Н.
  • Полозова Л.Д.
  • Федоров А.А.
  • Чернявец А.В.
RU2260191C1
НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС 2012
  • Чернявец Антон Владимирович
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Зеньков Андрей Федорович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Федоров Александр Анатольевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2483280C1
СПОСОБ ВИЗУАЛИЗАЦИИ НАВИГАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ ПРИ СУДОВОЖДЕНИИ 2001
  • Лосев Г.П.
  • Маханек Е.Н.
  • Соловьев А.В.
RU2207585C2
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ СУДНА 2012
  • Лобанов Андрей Александрович
  • Адамов Николай Олегович
  • Румянцев Юрий Владимирович
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2501708C1
Комплекс навигации и управления кораблем 2022
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2786251C1
Система управления полётами, заходом на посадку и посадкой вертолетов для оборудования стартовых командных пунктов надводных кораблей и диспетчерских пунктов, размещаемых на судах и морских платформах 2017
  • Музыченко Олег Николаевич
  • Пегушин Владимир Александрович
RU2667654C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗАВАРИЙНОГО ДВИЖЕНИЯ НАДВОДНОГО ИЛИ ПОДВОДНОГО СУДНА ПРИ НАЛИЧИИ ПОДВОДНЫХ ИЛИ НАДВОДНЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ 2012
  • Небабин Виктор Георгиевич
RU2513198C2
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДНА 2011
  • Орлов Григорий Константинович
RU2463205C2
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ СУДНА 2021
  • Бурылин Ярослав Васильевич
  • Кондратьев Алексей Иванович
  • Попов Анатолий Николаевич
RU2759068C1

Иллюстрации к изобретению SU 641 401 A1

Реферат патента 1979 года Информационно-вычислительное устройство для системы управления навигацией и судовождением

Формула изобретения SU 641 401 A1

SU 641 401 A1

Авторы

Лапий Виктор Юрьевич

Чернов Борис Павлович

Георгизон Евгений Борисович

Кошевой Анатолий Андреевич

Яворский Геральд Иванович

Глазьев Валентин Ильич

Бабенко Игорь Павлович

Якушенков Андрей Андреевич

Даты

1979-01-05Публикация

1976-03-22Подача