Тиристорный импульсный преобразователь для управления двигателем постоянного тока Советский патент 1979 года по МПК H02P5/06 H02M3/135 

Описание патента на изобретение SU692045A1

(54) ТИРИСТОРНЫЙ ИМПУЛЬСНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ

ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ постоянного

..ТСЖА 36 вйется к источнику питания возвращается jie только та относительно небольшая энер гия магнитного поля, которая была запасена в коммутационном интервале, но и риачителыю большая энергия, запасенная при протекании нагрузочного тока. После очередного включения основного тиристора эта энергия вновь запасается в магнитном поле. Циркуляция количеств энергии приводит к возрастанию действующего напряжения на обмотках и действующего тока во вторичной обмотке, а это увеличивает потери энергии. Конечное значение индукти 5ности линейного реактора создаёт также дополнительную токовую нагрузку на узел принудительной коммутации, что требует увеличения массы его элементов и ведет к дополнительным потерям, понижает надежность устройства и его КПД. Цель настоящего изобретения - повышение КПД и надежности работы устройства, а тйкже расширение функциональных возможностей преобразователя. Поставленная цель достигается тем, что тиристорный импульсный преобразователь для управления двигателем постоянного тока, содержаш;ий источник питания, связанный через токоограничивак щий реактор, вторичная обмотка которого включена последовательно с возвратным диодом, а рабочая - связана с катодом обратного диода, и через разделительный диод с узлом последовательной коммутации, непосредственно - с анодом шунтирующего диода, а через основной тиристф - с анодом офатного диода и разделительным реактором, соединенным с клеммой для подключения якоря двигателя, снабжен дополнительным токоограНИЧИЁЙЮ11СИМ реактором с дополнительной подмагничивающей обмоткой, разделитель ным реактором, тормозным тиристфом, тормознымреостатом и тиристором тормозного реостата, причем рабочая и вто ричная обмотки дополнительного токоогр ничивающего реактора включены посйедо. вательно и согласно с соответствующими обмотками токоограничивающего реактора, а подмагничивающиё обмотки вклю чены последовательно и встречно между второй клеммой для подключения якоря двигателя и точкой соединения рабочих обмоток дополнительный разделительный реактор включен между вторым выводом якоря двигателяи точкой соединения катодов шунтирующего диода, тормозного тиристора в тиристора тормозного рео5тата, анод тормозного тиристора и втоой вывод тормозного реостата подклюены к катоду обратного диода. На фиг, 1 приведена схема преобразоателя для управления .двигателем постонного тока; на фиг, 2 - временные диараммы токов и напряжений, протекак их в устройстве в режиме разгона двиателя; на фиг, 3 - перемещение рабо чей точки токоограничивающего реактора в режиме разгона; на фиг, 4 - перемещение рабочей точки дополнительного токоограничивающего реактора в режиме рйзгона; на фиг, 5 - временные диаграммы токов и напряжений, протекающ.их в устройстве в режиме торможения двигателя; на фиг, 6 - перемещение рабочей точки токоограничивающего реактора в режиме торможения; на фиг, 7 - перемещение рабочей точки дополнительного токоограничивающего реактора в режиме торможения. К положительному полюсу источника питания преобразователя подключено начало рабочей обмотки токоограничивающе- го реактора 1, конец рабочей обмотки 2 которого соединен с началом подмагничивающей обмотки 3, а конец этой обмотки соединен с кондом подмагничивающей обмотки 4 Дополнительного токоограничивающего реактора 5, начало обмотки 4 подсоединено к якорю 6 двигателя постоянного тока 7, второй вывод якоря 6 через разделительный реактор 8 и основной тиристор 9 подключен к- отрицательному полюсу источника питания. К общей точке разделительного реактора 8 и тиристфа 9 подсоединён анод обратного диода 10, катод которого соединен с концом рабочей обмотки 11 токоограничивающего реактора 5, а начало обмотки 11 подключено к общей точке соединения обмоток 2 и 3 реактора 1, Конец вторичной обмотки 12 реактора 1 соединен с началом обмотки 2, а начало обмотки1 12соединено с концомвторичной обмотки 13реактора 5, конец обмотки 13 соединен с катодом возвратного диода 14, анод которого Подключен к отрицательному полюсу источника питания, К точке соединения катода диода Юн конца обмотки 11 подключены анод тормозного тнристора 15, тормозной реостат 16 и узел 17 последовательной коммутации. Катод тирнстсфа 15 через дополнительный разделительный реактор 18 подключен к общей точке якоря 6 и реактора 8. Второй вывод тормозного реостата 16 через тиристор 19 тормозного реостата в прямом направлении соединен с общей точкой тиристора 15 и реактора 18. Катод обратного диода iO соединен с началом вторичной обмотки 20 импульсного трансформатора узла последовательной коммутации 17, а конец обмотки 20 через коммутирующий тиристо ,21 узла последовательной коммутации |И разделительный диод 22 в прямом на.правлении соединен с отрйцатёльйым полюсом источника питания и с анодом Шу :тирующего диода 23, катод которого подключен к катоду тормозного тй рнстора 15. Для питания обмотки возбуждения 24 независимо от обмотки якоря 6 обмотка возбуждения 24 подключена к тому же источнику.) Преобразователь работает следукйцим образом. При подаче напряжения питания происходит заряд конденсаторов узла последовательной коммутации. С вклюHeKHejCi силового тиристс|)а 0 к нагрузке прикладываетсй напряжение 1яйтанйя и йО цепи через рабочую обмОтку 2, подмагничивакмцую обмотку 3 реактора 1, подмагиичивающую обмотку 4 реактора 5, якорь 6 двигателя 7, разделительньй реактор 8, тиристор 9 начинает протв кать ток. Двигатель 7 последовательно возбуждения работает по схеме независимого возбуждения с целью улучшения электромеханических характеристик Привода. При достаточно большом якорном токе под воздействием подмагнйчййания рабочая точка на петле гистерезиса peaiKTqpa 1 (фиг. 3) перемещается в нрлржевне на верхней насыщенной веТви, а рабочая точка реактора 5 (фиг. 4) - в положение . на нижней насыщенной ветви Число витков в обмотках подмагничввани невелико (как правило, Н 1 ) поэтому иевелика и напряженность магнитного поля HQ. В интервале О - t (фиг. 2 а) ток якоря протекает в обмотке 2 и в обмотке 3 согласно, поэтому рабочая точка на петле гистерезиса реактора 1 перемещает ся далыие По верхней насьиценной ветвн в положение 2 (фиг. 3). Реактор 1 в интервале импульса остается насыщенным. Рабочая точка напетле гвстерезвса реактора 5 остается в положении 1 (фиг. 4) до конка импульса. Якорный тол насыщает также разделительный реактор 8, чем улушиается включение ткрвстарй 8 при пуске схемы. В момент времени -t включается коммутирующий тиристор 21 и на вторичной обмотке 20 импульсного трансформатора формируется импульс запирающего напряже {ия, который через диод 22 прикладывается к катоду тиристора 9, а через диод 10 - к аноду тиристора 9. Реактор 8 в двигательном режиме насыщен, реактор 18 - ненасыщен, нагрузка на узел последовательной коммутации снижена, а это повышает надежность ком мутации, так как Исключено снижение Ьапирающего напряжений ва сИловом тиристоре 9. В момент /fc при включении тиристора 21 к обмотке 11 реактора 5 прикладываетсй сумма напряжений источника питания и вторичной обмотки 20 импульсного трансф6рма:тора. В цепи от источника пита11Ия через обмотку 2, обмотку 11, обмотку 20, тиристор 21, диод 22 начинает протекать ток (фиг. 2 в). Рабочая точка peaKTojpa 5 при этом выходит на нёйась1щёнйу1Ь1зё 1ВЬ и успевает за время коммутации переместиться до некоторого положения 2 (фиг« 4). Ненасыщенный : реактор 5 ограничввает этим короткое ;замыкание источника питания. : Поскольку с включением тиристора 21 К тиристору 9 прикладывается запирак щеё ИафялкёйИе обмотки 20, то трк якоря 6 начинает протекать по цепи через обратный диод 10, обмотку 2О, тиристор 21, диод 22, В момент времени i 2 , (фиг. 2 в) тиристор 21 выключен, напряжение на коммутирующем конденсаторе узла принудительной коммутации становится равным на111 яжёвию Источника питания, разделительный диод 22 запирается и препятствует разряду койденсатора узла принудительной коммутации на источник питания. После запирания диода 22 на обмотке 11 реактора 5 возникает ЭДС самОиндукци пОл ЦОсть напряжения на вторичной обмотке 13 обеспечивает о пирание возвратного диода 14, подключение обмоток 12 и 13 к источнику питания и возврат энергии, накопленной в реакторе 5 за интервал коммутации -Ь -t В интервале t2 -t в цепи: начало обмотки 11, обмотка 3, обмотка 4, якорь 6, реактор 8, диод 10, конец обмотки 11 - HpOTejEaer ток нагрузки. Рабочая точка реактора 5 возвращается на нижнюю ненасыщенную ветвь и успевает остичь положения 3 (фиг. 4), опредеяемого суммой ампервитков обмоток 11 4. Напряжение обмотки 13 становнтся равным нулю и диод 14 запирается источником питания. При последующем включении в момент времени -t (фиг. 2 а) процессы в устройстве повторяются. В случае регулирования длительности импульса напряжения на якоре 6 (фиг. 2 б) изменяется скорость вращения двигателя. Когда среднее напряжение на якоре 6 двигателя 7 (фиг. 2 б) достигает уровня напряжения питания, узел 17 не вклю чается, т. е. управляющие импульсы на тиристор 21 не поступают. По цепи от источника питания через обмотки- 2, 3 и 4, якорь 6, реактор 8, тиристор 9 пр текает постоянный ток и двигатель рабо тает на естественной характеристике. Приращение индукции А В в реакторе 5 определяется лишь напряжением на обмотке реактора 5 в коммутационном интервале и продолжительностью этого интервала. От величины тока якоря при величине этого тока, большей 15-2О% от часовогО| прирашение индукции практически не зависит. При насыщающихся реакторах не запасается энергия магнит ного поля при.протекании нагрузочного тока, поэтому энергия, циркулирующая между источ ником и магнитным полем, уменьшается до малых величин. Кроме того, ненасыщенный реактор 5 обладает большим сопроти1вленйем, в результате чего дополнительная токовая нагрузка н узел йоследовательной коммутации умен шается до малых величин. Все это ведет к снижению потерь 3|Нергии и повышает КПД устройства. Переход к режиму торможения двигателя происходит бесконтактным способо Управляющие импульсы на силовой тирис тор 9 не поступают, а переводятся на тормозной тиристор 15. Ток обмотки во буждения 24 при тор. ожении направления не изменяет. При включении тирисTqpa 15 ток дкоря 6 протекает через н чало обмотки 4, обмотку 3, обмотку 1 тиристор 15, реактор 18. Насыщающийс реактор 18 улучшает процесс включения iтиристора 15. Рабочая точка на петле гистерезиса реактора 1 находится на н ней насыщенной ветви в положении 1 (фиг. 6), рабочая точка реактора 5 на верхней насыщенной ветви в положении (фиг. 7). В момент времени i (фиг, 5 в) включается тиристор 21. За пирающее напряжение обмотки 20 импульсного трансформатора узла принуди тельной коммутации 17 по цепи через 458 тиристбр 21 и диод 23 прикладывается к тиристору 15. Ток якоря 6 протекает по цепи: обмотка 4, обмотка 3, обмотка 11, обмотка 20, тиристор 21, диод 23, peakTOp 18.В режиме торможения ток якоря 6 через разделительный реактор 8 не протекает, так как тиристор 9 не включается, а диод 1О заперт под действием ЭДС двигателя. Ненасыщенный разделительный реактор 8 повышает надежность коммутации, так как исключает короткое замыкани;е запирающего напряжения обмотки 2О по цепи: тиристор 21, диод 22, диод 23, реактор 18, реактор 8, диод 10, обмотка 20. ; При включении тиристора 21 начинает протекать ток и от источника питания по цепи: обмотка 2, обмотка 11, обмотка 20, тиристор 21, диод 22. Рабочая точ.ка реактора 1 переходит на ненасыщенную ветвь в положение 2 (фиг. 6), этим ограничивается короткое замыкание источника питания. После выключения тиристора 21 происходит заряд коммутирующего конденсатора узла принудительной коммутации. При равенстве напряжений источника питания и коммутирующего конденсатора разделительный диод 22 запирается. ЭДС самоиндукции реактора 1 обеспечивает отпирание возвратного диода 14, подключение обмоток 12 и 13 к источнику питания и возврат энергии, накопленной в реакторе 1 при коммутации. Ток якфя 6 под действием ЭДС двигателя протекает в источник питания по цепи: обмотка 4, обмотка 3, обмотка 2, диод 23 и насыщенный реактор 18 (фиг, 5 г). Реактор 1 насыщается (рабочая точка 3 на фиг, 6), диод 14 .запирается. Происходит передача энергии от нагрузки в обратном направлении в источник, т. е, рекуперативное торможение. Если мощность источника питания недостаточна для принятия всей энергии, поступающей от двигателя в режиме рекуперации, то напряжение источника повыщается. При пре ьплении напряжения источника питания вьние установленного предела дальнейшая передача энергии от двига- . Геля в источник прекращается, включает v ся тиристор 19 тормозного реостата 16, Ток якоря 6 замыкается в цепи: обмотка 4, обмотка 3, обмотка 11, тфмозной реостат 16,. тиристор 19, разделительный реактор 18, Запасенная в двигателе энергия передается в обратном направлении в тормозной реостат 16, т. е. осущестВ1Ляется реостатное торможение. При включении тормозного тиристора 15 в момент времени fc (фиг. 5 а) ток чере тормозйой реостат 16 прерывается, процессы в устройстве повторяются до полного торможения,. Формула изобретения Тиристорный импульсный преобразователь для управления двигателем постоянного тока, содержащий источник постоянного тока, связанный через токоограничнвающий реактор, вторичная обмотка которого включена последовательно с возвратным диодом, а рабочая - связана с катодом обратного диода, и через разделитель ный диод с узлом последователь ой коммутации, непосредственно - с анодом шун тирующегчх диода, а через основной тиристор - с анодом обратного диода и раздели тельным реактором, соединенным с клёммой: для подключения якоря двигателя, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД и надежности, а также расширения функциональных возмож ностей преофазователя, он снабжен дополнительным токоограничивающнм реактором с дополнительной подмагничивающей обмоткой, разделительным реактором, 6 45 тормозным тиристором, тормозным реостатом и тиристором тормозного реостата, причем рабочая и вторичная обмотки дополнительного токоограничивающего реактора включены последовательно и согласно с соответствующими обмотками токоограничивающего реактора, а подмагничивакадие обмотки включены последовательно и встречно между второй клеммой для подключения якоря двигателя и точкой соединения рабочих обмоток,дополнительный разделительный реактор включен между клеммой для подключения якоря двигателя в точкой соединения катодов шунтирующего диода, тормозного ти{1 истора п тиристора тормозного реостата анод тормозного тиристора и втфой вывод тормозного реостата подключены к катоду обратного диода. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР N 531238, кл. Н 02 М 3/135, 1974. 2.Патент ФРГ № 2424369,, кл. Н 02 М 7/1S5, 1974. 3.Автономные инверторы. Под ред. Тончарова КХП,-; Кишинев Щтиинда, 1974, стр. 144, рис. в9 (прототип).

Фм.г

Похожие патенты SU692045A1

название год авторы номер документа
Тиристорный преобразователь постоянного напряжения для управления двигателем постоянного тока 1979
  • Гончаров Юрий Петрович
  • Тимченко Николай Александрович
  • Гапчинский Евгений Станиславович
  • Сердюков Юрий Павлович
  • Шеенко Владимир Алексеевич
  • Чикотило Иван Иванович
SU855893A1
Тиристорный импульсный преобразователь постоянного напряжения 1982
  • Гончаров Юрий Петрович
  • Тимченко Николай Александрович
  • Шеенко Владимир Алексеевич
SU1101996A1
Устройство для регулирования скорости электроподвижного состава 1980
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Боголюбов Юрий Сергеевич
  • Шевцов Юрий Александрович
SU919910A2
Устройство для регулирования скорости электроподвижного состава 1980
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Шевцов Юрий Александрович
  • Боголюбов Юрий Сергеевич
  • Корнев Александр Сергеевич
  • Червяков Виктор Васильевич
SU933492A1
Электропривод 1981
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Шевцов Юрий Александрович
  • Рогов Александр Николаевич
SU1008873A1
Электропривод 1983
  • Шевцов Юрий Александрович
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Сулейманов Рашид Яхъевич
SU1141548A1
Устройство для рекуперативного торможения тяговых двигателей последовательного возбуждения транспортного средства 1984
  • Хоменко Анатолий Иосифович
  • Рябцев Геннадий Георгиевич
  • Касаткин Владимир Павлович
  • Липатов Николай Николаевич
  • Бойцов Станислав Сергеевич
SU1147607A1
Устройство для реостатно-рекуперативного торможения тяговых двигателей электроподвижного состава 1980
  • Гаврилов Яков Иосифович
SU919909A1
Устройство для регулирования скорости тяговых двигателей постоянного тока (его варианты) 1981
  • Шевцов Юрий Александрович
  • Мазнев Александр Сергеевич
SU1094770A1
Электропривод 1986
  • Гаврилов Яков Иосифович
  • Комаров Владимир Георгиевич
  • Скибинский Валерий Александрович
  • Карасев Сергей Иванович
  • Фельдман Юрий Израилевич
SU1387158A1

Иллюстрации к изобретению SU 692 045 A1

Реферат патента 1979 года Тиристорный импульсный преобразователь для управления двигателем постоянного тока

Формула изобретения SU 692 045 A1

...

SU 692 045 A1

Авторы

Гончаров Юрий Петрович

Панасенко Николай Васильевич

Тимченко Николай Александрович

Сердюков Юрий Павлович

Вирченко Николай Дмитриевич

Гапчинский Евгений Станиславович

Никулин Виктор Сергеевич

Даты

1979-10-15Публикация

1977-05-27Подача