Коробка скоростей Советский патент 1979 года по МПК F16H3/06 

Описание патента на изобретение SU693078A1

1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании коробок скоростей.

Известна коробка скоростей, содержащая ведущий и ведомый валы, установленные на валах зубчатые колеса - на ведущем жестко, на ведомом с возможностью вращения относительно оси вала, и механизм соединения ведомого вала с установленными на нем колесами, представляющий собой включающий элемент, и взаимодействующие с ним щарики, в одном из соединяемых элементов выполнены радиальные отверстия, в другом пазы, а шарики размещеныв радиальных отверстиях и взаимодействуют с пазами 1.

Недостатком этой коробки скоростей является малая надежность и невозможность синхронизации при переключении.

Для повышения надежности и обеспечения синхронизации при переключении часть щариков и пазы, с которыми взаимодействуют эти щарики, выполнены большего размера, на элементе, имеющем пазы, выполнены кольцевые канавки, смещенные относительно пазов в сторону включаемого

колеса и соединенные с пазами больщего размера плавными переходами дугообразной формы, зубчатые колеса ведомого вала установлены на нем с возможностью осевого перемещения, а на ведомом валу выполнены буртики, с которыми взаимодействуют, перемещающиеся колеса.

На фиг. 1 изображена предлагаемая коробка скоростей; на фиг. 2 дан разрез А - А на фиг. 1.

Коробка скоростей содержит ведущий и ведомый валы 1 и 2. На ведущем валу 1 жестко установлены колеса 3 и 4. На ведомом валу 2 установлены с возможностью вращения относительно его оси и перемещения вдоль него колеса 5 и 6.

Механизм соединения ведомого вала с установленными на нем колесами выполнен в виде включающего элемента 7, взаимодействующих с ним щариков 8 и 9 (щарики 8 имеют малый размер, а щарики 9 - большой размер), размещенных в соответствующих радиальных отверстиях колес 5, 6.

На ведомом валу 2 выполнены сферические пазы 10 и 11 для взаимодействия с щариками 8 и 9 соответственно и кольцевые канавки 12 и 13, соединенные с пазами плавными переходами дугообразной формы. На ведомом валу выполнены буртики 14 и 15 для ограничения перемещения колес 5 и 6. На шарики воздействуют пружины 16. От .выпадания шарики удерживаются кольцами 17. Работает коробка скоростей следуюш,им образом. В исходном положении шарики -8 и 9 отжаты пружинами 16 к кольцам 17. При переключении или включении соответствующей скорости включаюший элемент 7 перемещается в сторону включаемого колеса, например колеса 5, и устанавливает размещенные в его радиальных отверстиях шарики. При этом большие щарики 9, взаимодействуя с канавкой 12, оказывают сопротивление вращению колеса, чем вызывают частичную синхронизацию скоростей. Затем щарики 9 по дуговым переходам попадают в сферические пазы 11, в то же время в пазы 10 попадают и шарики 8. Вместе с Щариками вдоль оси вала 2 перемещается и колесо 5. Для расцепления зубчатого колеса 5 с валом 2 включающий элемент 7 перемещают в обратном направлении, Благодаря частичной синхронизации повышается надежность коробки скоростей. Кроме того, конструкция механизма соединения ведомого вала с установленными на нем колесами позволяет выполнять ведомый вал без центральных отверстий, что также повышает надежность коробки скоростей. Формула изобретения . Коробка скоростей, содержащая Ведущий и ведомьж валы, установленные на валах зубчатые колеса - на ведушем жестко, на ведомом с возможностью вращения относительно оси вала, и механизм соединения ведомого вала с установленными на нем колесами, представляющий собой включающий элемент, и взаимодействующие с ним щарики, в одном из соединяемых элементов выполнены радиальные отверстия, в другом - пазы, а шарики размещены в радиальных отверстиях и взаимодействуют с пазами, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и обеспечения синхронизации при переключении, часть шариков и пазы, с которыми взаимодействуют эти шарики, выполнены большего размера, на элементе, имеющем пазы, выполнены кольцевые канавки, смещенные относительно пазов в сторону включаемого колеса и соединенные с пазами большего размера плавными переходами дугообразной формы, зубчатые колеса ведомого вала установлены на нем с возможностью осевого перем.ещения, а на ведомом валу выполнены буртики, с которыми взаимодействуют перемещающиесяколеса. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент СССР № 3599, кл. F. 16 Н 3/06, 1924 (прототип).

Похожие патенты SU693078A1

название год авторы номер документа
Коробка скоростей 1987
  • Габдуллин Тимерхат Габдуллович
  • Александров Виктор Валентинович
  • Валитов Валит Шайхутдинович
  • Заляев Зямиль Мурдаханович
SU1504422A1
Коробка передач 1988
  • Аракелян Николай Арутюнович
SU1587273A1
Коробка передач 1972
  • Хамин Иван Никифорович
SU444025A1
МАТРИЧНО-ЗУБЧАТАЯ ВАРИАТИВНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2022
  • Петров Альберт Гансович
  • Соколов Виталий Владиславович
RU2803217C1
МАШИНА ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЛЕНТОЧНЫХ ГИБКИХ МАТЕРИАЛОВ 1991
  • Титов М.А.
  • Галюжин С.Д.
  • Мрочек В.И.
  • Приходько В.В.
  • Антипенко Г.Л.
RU2019614C1
Ударно-импульсный вращательный механизм 1980
  • Бузунов Вячеслав Николаевич
  • Искрицкий Вячеслав Михайлович
SU954205A1
Гайковерт 1981
  • Искрицкий Вячеслав Михайлович
SU1096091A1
ВЕДУЩИЙ МОСТ СИТКАРЕВА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Ситкарев Геннадий Тихонович
RU2280568C2
Ударно-импульсный вращательный механизм 1981
  • Бузунов Вячеслав Николаевич
  • Искрицкий Вячеслав Михайлович
  • Красовский Сергей Савельевич
SU969512A1
Кулаковая муфта для моторных повозок 1929
  • Мариано Салерни
SU38997A1

Иллюстрации к изобретению SU 693 078 A1

Реферат патента 1979 года Коробка скоростей

Формула изобретения SU 693 078 A1

SU 693 078 A1

Авторы

Шахназарян Коля Арутюнович

Даты

1979-10-25Публикация

1976-01-30Подача