1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании коробок скоростей.
Известна коробка скоростей, содержащая ведущий и ведомый валы, установленные на валах зубчатые колеса - на ведущем жестко, на ведомом с возможностью вращения относительно оси вала, и механизм соединения ведомого вала с установленными на нем колесами, представляющий собой включающий элемент, и взаимодействующие с ним щарики, в одном из соединяемых элементов выполнены радиальные отверстия, в другом пазы, а шарики размещеныв радиальных отверстиях и взаимодействуют с пазами 1.
Недостатком этой коробки скоростей является малая надежность и невозможность синхронизации при переключении.
Для повышения надежности и обеспечения синхронизации при переключении часть щариков и пазы, с которыми взаимодействуют эти щарики, выполнены большего размера, на элементе, имеющем пазы, выполнены кольцевые канавки, смещенные относительно пазов в сторону включаемого
колеса и соединенные с пазами больщего размера плавными переходами дугообразной формы, зубчатые колеса ведомого вала установлены на нем с возможностью осевого перемещения, а на ведомом валу выполнены буртики, с которыми взаимодействуют, перемещающиеся колеса.
На фиг. 1 изображена предлагаемая коробка скоростей; на фиг. 2 дан разрез А - А на фиг. 1.
Коробка скоростей содержит ведущий и ведомый валы 1 и 2. На ведущем валу 1 жестко установлены колеса 3 и 4. На ведомом валу 2 установлены с возможностью вращения относительно его оси и перемещения вдоль него колеса 5 и 6.
Механизм соединения ведомого вала с установленными на нем колесами выполнен в виде включающего элемента 7, взаимодействующих с ним щариков 8 и 9 (щарики 8 имеют малый размер, а щарики 9 - большой размер), размещенных в соответствующих радиальных отверстиях колес 5, 6.
На ведомом валу 2 выполнены сферические пазы 10 и 11 для взаимодействия с щариками 8 и 9 соответственно и кольцевые канавки 12 и 13, соединенные с пазами плавными переходами дугообразной формы. На ведомом валу выполнены буртики 14 и 15 для ограничения перемещения колес 5 и 6. На шарики воздействуют пружины 16. От .выпадания шарики удерживаются кольцами 17. Работает коробка скоростей следуюш,им образом. В исходном положении шарики -8 и 9 отжаты пружинами 16 к кольцам 17. При переключении или включении соответствующей скорости включаюший элемент 7 перемещается в сторону включаемого колеса, например колеса 5, и устанавливает размещенные в его радиальных отверстиях шарики. При этом большие щарики 9, взаимодействуя с канавкой 12, оказывают сопротивление вращению колеса, чем вызывают частичную синхронизацию скоростей. Затем щарики 9 по дуговым переходам попадают в сферические пазы 11, в то же время в пазы 10 попадают и шарики 8. Вместе с Щариками вдоль оси вала 2 перемещается и колесо 5. Для расцепления зубчатого колеса 5 с валом 2 включающий элемент 7 перемещают в обратном направлении, Благодаря частичной синхронизации повышается надежность коробки скоростей. Кроме того, конструкция механизма соединения ведомого вала с установленными на нем колесами позволяет выполнять ведомый вал без центральных отверстий, что также повышает надежность коробки скоростей. Формула изобретения . Коробка скоростей, содержащая Ведущий и ведомьж валы, установленные на валах зубчатые колеса - на ведушем жестко, на ведомом с возможностью вращения относительно оси вала, и механизм соединения ведомого вала с установленными на нем колесами, представляющий собой включающий элемент, и взаимодействующие с ним щарики, в одном из соединяемых элементов выполнены радиальные отверстия, в другом - пазы, а шарики размещены в радиальных отверстиях и взаимодействуют с пазами, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и обеспечения синхронизации при переключении, часть шариков и пазы, с которыми взаимодействуют эти шарики, выполнены большего размера, на элементе, имеющем пазы, выполнены кольцевые канавки, смещенные относительно пазов в сторону включаемого колеса и соединенные с пазами большего размера плавными переходами дугообразной формы, зубчатые колеса ведомого вала установлены на нем с возможностью осевого перем.ещения, а на ведомом валу выполнены буртики, с которыми взаимодействуют перемещающиесяколеса. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент СССР № 3599, кл. F. 16 Н 3/06, 1924 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка скоростей | 1987 |
|
SU1504422A1 |
Коробка передач | 1988 |
|
SU1587273A1 |
Коробка передач | 1972 |
|
SU444025A1 |
МАТРИЧНО-ЗУБЧАТАЯ ВАРИАТИВНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2022 |
|
RU2803217C1 |
МАШИНА ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЛЕНТОЧНЫХ ГИБКИХ МАТЕРИАЛОВ | 1991 |
|
RU2019614C1 |
Ударно-импульсный вращательный механизм | 1980 |
|
SU954205A1 |
Гайковерт | 1981 |
|
SU1096091A1 |
ВЕДУЩИЙ МОСТ СИТКАРЕВА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2280568C2 |
Ударно-импульсный вращательный механизм | 1981 |
|
SU969512A1 |
Кулаковая муфта для моторных повозок | 1929 |
|
SU38997A1 |
Авторы
Даты
1979-10-25—Публикация
1976-01-30—Подача