Устройство для бесконтактного контроля обрывов в якорной обмотке электрической машины Советский патент 1979 года по МПК H02K15/00 

Описание патента на изобретение SU693509A1

Изобрегение относится к устройствам , для контроля электрических машин и мож быть использовано преимущественно при проверке целостности двухслойных якорных обмоток электрических машин посте- янного тока. Известно устройство бесконтактного контроля обрывов в обмотках электрических машин постоянного тока, содержащее индукторный датчик, соединеннБш с генератором Переменного тока, приемный дат чик, подключенный к индикатору, и узел крепления проверяемого якоря l. Такое устройство имеет низкую точность при контроле целостности двухслойных петлевых и волновых обмоток якорей электрических машин постоянного тока, поскольку при возбуждении секции в рабочей зоне якоря в его обмотках индуктируются вс-тречные ЭДС. В результате их взаимной компенсации токов в секции собственное поле якоря мало, что снижает точность контроля. Известно также устройство для бесконтактного контроля обрывов в якорной обмотке электрической машины, содержащее индукторный датчик, подключенный к генератору переменного тока, приемный датчик, соединенный с индикатором, узел крепления проверяемого якоря, причем датчики размещены в зоне лобовой части обмотки во взаимно перпендикулярных плоскостях, а их полюсное раскрытие ы шолнено по длине лобовой части проверяемой обмотки, 2. Это устройство наиболее близко к изобретению по технической сущности и достигаемому результату; оно имеет низкую точность к обрывам в секциях готовых полых якорей (без сердечников) по вытекающим из их конструкции причинам: во-первых, из-за экранирующего действия коллектора, закрывающего одну лобовую часть обмотки, во-вторых, из-за наличия компаунда между коллектором якоря и его лобовой частью, увеличивающего зазор между контролируемой обмоткой и индукторным (приемным) датчиком. Цель изобретения - повышение гочтгос ги контроля. Для этого датчики размещены со сто роны машины, прогивоположной кшшекто -Pyj при этом датчики размешены над внутренней цилиндрической поверхностью лобовой части обмотки якоря, при этом их оси симметрии перпенг.икупяр ны к указанной поверхностия яксфя, либо один из датчиков (инпуктор или при емник) размещен над цилиндрической поверхностью лобовой части обмотки якоря, а другой охватывает ее торцовую часть. На фиг. 1,2 показало устройство с расположением датчиков внуг}№ проверяемого якоря во взаимно перпендикулярных осевых плоскостях sucopn; на фиг. 3,4 изображен вариант устройстйа при распо ложении датчиков диаметрально внутри проверяемого .якоря; на фшч 5,6,7,8 представлены варианты размешения дат НИКОВ над внешней поверхностью лобовой части обмотки якоря; на фиг. 9, 1О показан вариант устройства при размещении приемного датчика в торце- стакана якоря, а индуктора - внутри его. Устройство содержит иыцукторный датчик (индуктор) 1, подключенный к генератору переменного тока 2, и приемный датчик (приемник) 3, соединенный с индикатором 4. Датчики 1, 3 установлены над внутрен ней поверхностью обмотки в зоне откры той лобовой части якоря 5 в его взаимно перпендикулярных осевых плоскостях А-А и Б-Б (см, фиг. 2) со стороны, про тивоположной коллектору 6. При этом оси симметрии датчиков, проходящие меж ду их полюсами, нормальны к внутренней поверхности якоря 5, а полюсное раскрытие датчиков 1, 3 выполнено равным длине вылета лобовой части его обмотки. В процессе контроля полем индукторногодатчика 1, запитанного от генератора пе ременного тока 4, воздействуют на откр тую лобовую часть обмотки неподвижного якоря 5 и индуктируют в возбуждаемых секциях ЭДСюдинакового направления. Если якорь не имеет обрывов обмоточного провода в замкнутой цепи его секций появляется ток, определяемый величиной суммарной ЭДС; и полным сопротивлением обмотки якоря, который образует собственное поле якоря. Поскольку в активной части обмотки полого якоря токи в соседних сторонах секций направлены встречно, поле якоря в этой зоне отсутствует. В лобовых час6О4 тях секций, наоборот, токи )ЙЮТ одинаковое направление и магнитнле потоки секций суммируются, образуя собственное поле якоря. Вместе с тем, за счет паразитной индуктивной связи в приемном датчике индуктируются сигналы, близкие по величине к сигналам доброкачественного якоря. Поскольку индукторный датчик явля-ется направленным излучателем, индуктивная связь между датчиками определяется их относительным угловым расположением; она минимальна, когда датчики распологсены во взаимно перпендикулярных плоскостях. Индуктированный в приемном датчике 3 сигнал контролируют индикатором 4. Если проверяемый якорь доброкачественный, показания индикатора имеют максимальное значение. При контроле якоря с обрывом в обмотке, ток в которой отсутствует, показания индикатора имеют нулевые значения. Отличие устройства, показанного на фиг. 3, 4, заключается в том, что датчики 1 и 3 размещены внутри якоря диаметрально относительно его лобовой части 5 во взаимно перпендикулярных плоскостях В-В и Г-Г. При этом угол 4 меж- ду плоскостью якоря (Д-Д), проходящей через ось симметрии датчиков и середину лобовой части якоря, составляет 45. Точность устройства в этом случае зависит от угла между плоскостями В-В и Д-Д. Уровень сигнала приемного дат чика 3 в случае доброкачественного якоря имеет наибольшие значения при Ч 45; 135. Это объясняется расположением одного из датчиков 1 или 3 вдоль проводников в лобовой части обмотки, в радиальной плоскости Д-Д, когда приемник либо не измеряет поле якоря (f -°18CJ), либо индуктор 1 не возбуждает ЭДС и ток в обмотке (90). Устройства, показанные на фиг. 5-S отличаются от предыдущих устройств тем, что датчики 1, 3 располагают над внешней поверхностью лобовой части обмотки якоря 5. 56тройства, показанные на фиг. 9, 1О отличаются тем, что приемный датчик 3 расположен в торце стакана якоря так, что лобовая часть обмотки якоря 5 размещается между его полюсами, а индуктор 1 - внутри его. Для получения информации о качестве якоря достаточно на некоторое время поместить его между датчиками 1 и 3 и измерить поле якоря независимо от поло жения его секций огносительио датчиков 1 и 3. Частоту генератора 3, питающего индукторный датчик 1, выбирают ниже резо нансной частоты якорей проверяемого типа В этой частотной области ток равномер.но распределен по длине обмотки и зависит только от ее полного сопротивления. Это позволяет однозначно по наличию тока (поля) в обмотке или его отсутствию судить о целостности обмотки или наличии в ней обрыва независимо от места расположения дефекта. Размещение датчиков 1 и 3 над лобо вой поверхностью проверяемого якоря 5 со стороны, противоположной коллектору 6, увеличивает сигнал приемного датш- ка .3, что приводит к увеличению точности контроля. Формула изобретения 1. Устройство для бесконтактного кон троля обрывов в якорной обмотке электрической машины, преимущественно в двухслойной обмотке полого якоря электрической машины постоянного тока, содержащее индукторный датчик, подключен ный к генератору переменного тока, приемный датчик соединенный с индикаторо узел крепления проверяемого якоря, причем датчики размешены в зоне лобовой части обмотки во взаимно перпендикулярных плоскостях,, а их полюсное раскрытие выполнено по длине лобовой части проверяемой обмотки, отличающееся тем, что, с целью пцвыщения тошости контроля, датчики размещены со сторо гы машины, противоположной коллектору, 2.Устройство по п, 1., отличающееся тем, что датчики размещ ны над внутренней цилиндрической поверхностью лобовой части обмотки якоря, при этом их оси симметрии перпендикулярны к указанной поверхности якоря. 3.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что датчики размещены под внешней цилиндрической поверхностью лобовой части обмотки якоря,, при этом их оси симметрии перпендикулярны к указанной поверхности якоря. 4.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что один из датчиков размещен над цилиндрической поверхноотью лобовой части обмотки якоря, а другой охватывает ее торцовую часть. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1, Авторское свидетельство СССР Ко 417744, кл. G 01 ТЗ 31/О6, 1971, 2. Авторское свидетельство СССР № 535666, кл. Н 02 К 15/00, 1973.

dL90

Фиг.}

Похожие патенты SU693509A1

название год авторы номер документа
Устройство для комплексного обнаружения основных обмоточных дефектов в якоре электрической машины 1973
  • Чмищенко Валерий Семенович
  • Заливанский Александр Иванович
SU535666A1
Устройство для контроля обмотки якоря микроэлектродвигателя 1981
  • Чмищенко Валерий Семенович
SU970284A1
Устройство для комплексного контроля дефектов в обмотке якоря электрической машины 1976
  • Чмищенко Валерий Семенович
SU657527A1
Способ контроля качества пропитки и сушки обмоток электрических машин 1977
  • Чмищенко Валерий Семенович
SU687471A2
Устройство для контроля замыканий в обмотках якорей электрических микромашин постоянного тока 1977
  • Чмищенко Валерий Семенович
SU670908A1
Устройство для комплексного обнаружения обмоточных дефектов якорей электрических машин 1982
  • Гамкрелидзе Иван Полиектович
  • Мшвилдадзе Бондо Михайлович
  • Гургенидзе Михаил Захарович
  • Гамкрелидзе Заал Иванович
SU1089713A1
Способ контроля качества пропитки и сушки обмоток электрических машин 1973
  • Чмищенко Валерий Семенович
  • Заливанский Александр Иванович
SU541202A1
Устройство для обнаружения витковых замыканий в обмотках с параллельными ветвями статоров трехфазных электрических машин 1975
  • Чмищенко Валерий Семенович
  • Барамзин Александр Александрович
SU661430A1
Устройство для обнаружения дефектов в обмотках полых якорей микроэлектродвигателей постоянного тока 1977
  • Чмищенко Валерий Семенович
SU746342A1
Устройство для нагрева якоря коллекторной электрической машины 1988
  • Сорин Леонид Наумович
  • Березинец Николай Иванович
  • Украинский Юрий Михайлович
  • Бондаренко Михаил Борисович
  • Домашевский Аркадий Борисович
SU1642555A1

Иллюстрации к изобретению SU 693 509 A1

Реферат патента 1979 года Устройство для бесконтактного контроля обрывов в якорной обмотке электрической машины

Формула изобретения SU 693 509 A1

У.

7/

Фиг. 5

Ч

У

SU 693 509 A1

Авторы

Чмищенко Валерий Семенович

Барамзин Александр Александрович

Даты

1979-10-25Публикация

1976-06-18Подача