Станции глубокого заложения метрополитена в виде параллельно-сопряженных тоннелей, образующих один общий зал по всей длине станции, как показала практика, удобны в эксплоатации и в производстве работ.
Однако обделка станций такого типа потребовала применения большого количества металлических конструкций, затрудняющих сопряжение с тюбинговой обделкой, и применения мощных железобетонных плит в нижней части станции, что усложняло процесс сооружения. Кроме того, в основании колонн, разделяющих тоннели друг от друга, имеет место значительная концентрация нагрузки, что затрудняет использование указанной обделки при слабых грунтах и больших глубинах заложения станций.
Предлагаемая обделка станций метрополитена, состоящих из нескольких, например, трех параллельно-сопряженных тоннелей, отделенных друг от друга рядами колонн, служащих замыкающими элементами обделки смежных тоннелей, имеет целью устранить отмеченные недостатки.
Новой особенностью обделки является то, что колонны выполнены из двух половин, разделенных продольными швами по плоскости сопряжения смежных тоннелей, с целью облегчения компенсации невязок при монтаже обделки и осадок после возведения тоннелей.
Колонны могут быть составлены из отдельных блоков и, кроме продольных швов в плоскостях, параллельных оси тоннеля, имеют продольные швы в плоскостях, перпендикулярных к оси тоннеля.
Продольные пролеты между колоннами как поверху, так и понизу перекрыты перемычками из сборных элементов, также разделенными по шву сопряжения между тоннелями.
На фиг. 1 изображена конструкция станции метрополитена в поперечном разрезе с обделкой согласно изобретению; на фиг. 2 - то же в продольном разрезе; на фиг. 3 - сечение колонны по III-III; на фиг. 4-6 - последовательные стадии производства работ по сооружению станции: на фиг. 4 - первая стадия производства работ - проходка и обделка боковых тоннелей станции ции; на фиг. 5 - положение перед началом проходки среднего тоннеля; на фиг. 6 - начало обделки среднего тоннеля.
Круговая обделка 1 боковых тоннелей станции (фиг. 1) образована из тюбингов 2, составляющих замкнутое кольцо. Круговая обделка 3 свода среднего тоннеля и круговая обделка 4 лотка среднего тоннеля состоит из тех же тюбингов 2.
Перемычки 5 боковых тоннелей, окаймляющих проемы сверху и снизу, образованы из специальных тюбингов; перемычки 6 среднего тоннеля образованы из тех же тюбингов.
Колонны, несущие перемычки 5 и 6 проемов, образованы из одинаковых по форме блоков 7 и 8. При неравномерной нагрузке на обделку могут быть поставлены внутренние затяжки и распорки (на чертеже не показаны).
Сборка элементов обделки производится на болтах, а гидроизоляция достигается расчеканкой свинцом швов между тюбингами. По мере возведения обделки все люфты между наружной поверхностью обделки и грунтом заполняются нагнетанием цементного раствора.
Работы по возведению обделки станции производятся в следующей последовательности.
Проходятся боковые тоннели (фиг. 4 и 5) и производится сборка обделки 7 боковых тоннелей, включая перемычки 5 проемов, входящие в тело обделки боковых тоннелей, и половины колонн 7 между этими перемычками. При этом отверстия проемов заполняются временными блоками 9, устанавливаемыми таким образом, что они плотно распирают одноименные тюбинги верхней и нижней перемычек, позволяя вести сборку перемычек по кольцам тоннеля. Эти временные блоки выступают за наружную плоскость А-Б перемычек 5. Кроме того, боковой сегмент профиля выработки, остающийся за наружной плоскостью АБ перемычек 5, заполняется также временными тюбингами 10.
Затем проходится средний тоннель (фиг. 6), производится разборка сегментов из временных тюбингов 10, выступающих за плоскости перемычек боковых тоннелей, и производится сборка обделки 3 среднего тоннеля. При этом тюбинги перемычек (фиг. 5) устанавливаются на выступающую полку, образованную временными блоками, заполняющими проемы боковых тоннелей. Невязки при сборке свода 3 и лотка 4 среднего тоннеля выравниваются прокладками между верхними гранями перемычек и тюбингами свода.
После этого разбираются заполнения проемов. Разборка ведется на некотором расстоянии от места сборки обделки среднего тоннеля.
Предлагаемой конструкцией обделки станции имеется в виду получить следующие преимущества: обделка является сборной и состоит полностью из однотипных металлических элементов - тюбингов; контур обделки станций замкнут и гидроизоляция достигается зачеканкой швов между тюбингами, т.е. является однородной; сопряжение тоннелей по вертикальным плоскостям, разрезающим также и колонны, облегчает компенсацию невязок при сборке обделки среднего тоннеля; замкнутый контур обделки станции распределяет нагрузку от колонн на большую площадь и, следовательно, является возможным получить меньшие нагрузки на основание под колоннами; в нижней части среднего тоннеля имеется возможность разместить служебные помещения, возможность вести сборку обделки одним механизмом непосредственно при проходке и исключена потребность во втором цикле работ - в установке тяжелых металлоконструкций и специальных монтажных механизмов для этой цели; сооружение среднего тоннеля возможно при раскрытии меньших забоев и, следовательно, упрощает и ускоряет работы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРЕХСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА КОЛОННОГО ТИПА И СПОСОБЫ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (УСТРОЙСТВО И СПОСОБЫ ЮРКЕВИЧА П.Б.) | 2012 |
|
RU2510444C2 |
Способ возведения трехпролетной станции метрополитена открытого способа производства работ с боковым расположением пассажирских платформ и с двухпутным перегонным тоннелем | 2018 |
|
RU2692518C1 |
Способ сооружения колонной станции метрополитена глубокого заложения | 2022 |
|
RU2785718C1 |
КОЛОННАЯ ТРЕХСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА БЕЗ БОКОВЫХ ПЛАТФОРМ | 2009 |
|
RU2410495C1 |
Способ возведения трехсводчатой станции метрополитена закрытого способа производства работ с двухпутным перегонным тоннелем | 2019 |
|
RU2704414C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ | 1993 |
|
RU2082884C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ | 1993 |
|
RU2082883C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ | 1997 |
|
RU2102602C1 |
Способ сооружения станции метрополитена глубокого заложения трехсводчатого типа | 1986 |
|
SU1448060A1 |
Способ возведения двухсводчатой станции метрополитена колонного типа закрытым способом производства работ | 2019 |
|
RU2704415C1 |
1. Обделка станции метрополитена, состоящей из нескольких, например, трех параллельно-сопряженных тоннелей, отделенных друг от друга рядами колонн, служащих замыкающими элементами обделки смежных тоннелей, отличающаяся тем, что колонны выполнены из двух половин, разделенных продольными швами по плоскости сопряжения смежных тоннелей, с целью облегчения компенсации невязок при монтаже обделки и осадок после возведения тоннелей.
2. Форма выполнения обделки станции по п. 1, отличающаяся тем, что колонны составлены из отдельных блоков и, кроме продольных швов в плоскостях, параллельных оси тоннеля, имеют продольные швы в плоскостях, перпендикулярных к оси тоннеля.
3. Форма выполнения обделки по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что продольные пролеты между колоннами как поверху, так и понизу перекрыты перемычками из сборных элементов, также разделенными по шву сопряжения между тоннелями.
Авторы
Даты
1947-10-31—Публикация
1945-08-27—Подача