(54) СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЕМ СИНХРОНЙОГО ГЕНЕРАТОРА С ДВУМЯ ОБМОТКАМИ НА РОТОРЕ В ПОСЛЕАВАРИЙНОМ РЕЖИМЕ Эта цель достигается в результате того, что переключают полярность напряжения, подаваемого на продольную обмотку возбуждения, когда текущий угол электропередачи , а на пойеречную - при f , блокируют цепи переключения при первом перехо де скольжения через нуль, отключают (поперечную обмотку возбуждения, есл значение текущего угла электропередачи находится в границах, определя мых числом переключения полярности, величиной загрузки генератора и зна чением электромагнитной мощности, вьщаваемой ; генератором по продольно обмотке возбуждения, вновь фиксирую значение угла & при и, если он находится в границе, определяемой загрузкой генератора и мощностью, выдаваемой по продольной обмотке возбуждения, снимают напряжение фор сировки с продольной обмотки возбуж дения. На фиг.1 изображена блок-схема, реализующая описываемый способ. На фиг.2 приведены угловые харак теристики мощности синхронного гене ратора с двумя ОВ на роторе, расположенными под углом 90° относительно друг друга при использовании ава рийного управления возбуждением с помощью переключения полярности напряжения. Здесь же показаны значени граничных углов, определяющих область, где последовательность перехода на послеаварийную характеристи ку отлична от способа, изложенного Б основном изобретении. Блок-схема (фиг.1) содержит вычислительно-задающий блок 1, датчики 2 и 3 текущих значений угла элек ропередачи и скольжения, блоки 4, 5, 6, 7 логики, ключ 8, исполнитель ные элеме,нты 9, 10 и 11. Ча фиг.2 приняты следующие обозн чения: 12 - характеристики мощности Pi синхронной машины с одной ПВ по продольной оси; 13 - то же, но Рф при фо рсировке ( .q, , где К коэффициент форсировки продольной обмотки возбуждения); 14 - характеристика мощности РО, синхронной Машины с обмоткой возбуждения по поперечной оси {Pq,K, Pj , где К - коэффициент форсировкипоперечной оси); 15 - характеристика мощности Т синхронной машины с двумя обмотками возбуждения; 16 - характеристи ка мощности Р синхронной машины при форсировке напряжения на обеих обмотках возбуадения; 17, 18, 19, 2 21 - характеристики мощности в соответствии с описанными, но при изменении полярности напряжения на об мотках возбуждения. Работа блок-схе1«л 1 по данному способу происходит следующим образо По параметрам исходного до аварийного режима &д , кратности форсировок К, К и количества переключений К вычислительно-задающий блок 1 рассчитывает и выдает на блоки логики 4, 5 и б граничные углы &;, , d , iJj, , 5 и б , определяющие последовательность перехода на послеаварийный режим. В процессе динамического перехода датчиком 2 измеряется текущее значение угла электропередачи j. , а датчиком 3 - текущее значение скольжения S. При равенстве сигналов с датчика 3 и нуль-сигнала, что соответствует синхронной скорости вращения ротора синхронной машины, сигнал с блока 7 отпирает ключ 8, пропуская значение текущего угла 5 на блоки 11Огики 4, 5 и 6, где определяется угловое положение ротора при отно- . сительно вычисленных граничных углов i г - t- Одновременно с этим сигнал с бло-. ка 7 поступает на исполнительный элемент 9, блокирующий переключение полярности по обеим ПВ и обеспечивающий расчет числа переключений по обеим осям. Если значение текущего угла dj в момент находится в зоне k3l k.3t-v(, , срабатывает блок логики 6. Сигнал с блока 6 поступает на исполнительный элемент 11, отключающий поперечную ОВ. Форсировочное же напряжение исполнительным элементом -снимается при контроле во второй, третьей и т.д. раз, пока не выполнится .условие kat-K (S ckin:4 (2 . Переход на послеаварийную характеристику в зонах других углов происходит следующей последовательности. Если значение fi в момент находится в зоне k.Cir4 5-2 , срабатывает блок логики 5. Сигнал с блока 5 поступает на исполнительные элементы 10 и 11, которые соответственно снимут Форсировочное напряжение с продольной и отключат поперечную обмотки возбуждения. Естд.цл( срабатывает блок логики 4, подающий сигнал на исполнительный элемент 10, который снимает форсировку с продольной обмотки возбуждения. Поперечная же обмотка остается в работе. Ее отключение производят при и соблюдении условия k3t + 6 .5у kJC-j- 6 Повышение надежности и сокращение времени устойчивого перехода по сравнению с основным изобретением обусловлено следующими факторами: а) переход на форсированную характеристику (.ривая 18) в зоне углов Кж, Sj при отключении поперечной обмотки возбужден ия позволяет быстрее гасить возникшие в результате перехода колебания мощности. Ча фиг.2 (для случая ) видно, что в этой
dOHe прирост мощности по форсироёанной характеристике (кривая 18) значительнее, нежели по характеристике при снятся форсировке с продольной оси (кривая 20) при отклонениях угла
б) к тому же, точка равенства мощ ностей приводного двигателя Р и электромагнитной мощности при отключенной поперечной обмотке возбуждения (точка б) находится правее устойчивого режима (точка а) при равенстве Рр и электромагнитной мощности при снятой форсировке с продольной обмотки возбуждения. Это говорит о большой вероятности того,что при достижении равенства второй раз угол электропередачи будет находится в зоне vac fi,Vat-(-Э-з,где возможен пере- ход на послеаварийную характеристику (кривая 17).
Настоящий-способ автоматического управления возбуждением синхронного генератора с двумя обмотками на роторе в послеаварийных режимах позволяет в случае применения переключения полярности обмоток возбуждения как средства, повышающего динамическую устойчивость, повысить надежность способа и сократит время устойчивого перехода ла поелеаварийный режим. /
Формула изобретения Способ автоматического у правлен чч возбуждением синхронного генератора с двумя o6MOTKaivni на роторе в послеаварийном режиме по авт.св. 657563 отличающийся тем, что, с целью повьшения устойчивости в аварийном режиме и обеспечения надеж-, ности и скорости устойчивого перехода на послеаварийную характеристику мощности, переключают полярность напряжения, подаваемого на продольную обмотку возбуждения, когда текущий угол электропередачи 5г-|сзс, а на поперечную при 5, блокируют цепи переключения при первом переходе скольжения через нуль, отключают поперечную обмотку возбуждения, если значение текущего угла электропередачи находится в границах, определяемых числом переключений полярности, величиной загрузки генератора и значением электромагнитной мощности, выдаваемой генератором по продольной обмотке возбуждения, вновь фиксируют значение угла 5 при и, если он находится в границе, определяемой загрузкой .генератора и мощностью, выдаваемой генератором по продольной обмотке возбуждения, снимают напряжение форсировки с продольной обмот- ки возбуждения.
Авторы
Даты
1979-11-15—Публикация
1977-06-21—Подача