Изобретение относится к области регулирования газотурбинного двигателя и может быть использовано для предотвращения срывных режимов работы двигателя.
Известны устройства для регулирования газотурбинного двигателя, содержащие датчики давления потока в компрессоре и температуры за турбиной, подключенные к дифференцирующим контурам, которые через суммирующие блоки, связанные с пороговыми задатчиками градиентов давления и температуры, подсоединены к селекторному блоку, управляющему исполнительным механизмом. Такие устройства не обеспечивают достаточное быстродействие и надежность в широком диапазоне работы двигателя по высоте и скорости полета самолета.
Целью изобретения является увеличение быстродействия и надежности.
Это достигается тем, что в предлагаемое устройство дополнительно введен преобразователь, через который датчик давления подключен к пороговому задатчику градиента температуры газа за турбиной.
На чертеже представлена блок-схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит датчик 1 давления потока в компрессоре и датчик 2 температуры за турбиной, подключенные к дифференцирующим контурам 3 и 4, которые через суммирующие блоки 5 и 6, связанные с пороговым задатчиком 7 градиента давления и пороговым задатчиком 8 градиента температуры, подсоединены к селекторному блоку 9, управляющему исполнительным механизмом 10, и преобразователь 11, через который датчик давления подключен к пороговому задатчику 8 градиента температуры газа за турбиной.
Устройство работает следующим образом.
При появлении срывного режима падает давление воздуха за компрессором и одновременно растет температура выхлопных газов за турбиной. Сигнал от датчика 1, пропорциональный давлению воздуха Р2 в компрессоре, поступает на вход дифференцирующего контура 3, с помощью которого определяется изменение давления Р2 по времени d/dt. Величина d
/dt сравнивается с пороговым значением dP2'/dt из задатчика 7 в суммирующем блоке 5, вырабатывающего выходной сигнал только при превышении заданного порогового значения.
Сигнал от датчика 2, пропорциональный температуре газов за турбиной, поступает на вход дифференцирующего контура 4. Определяемая с помощью дифференцирующего контура 4 величина d
/dt сравнивается с заданным значением d
/dt из задатчика 8 в суммирующем блоке 6, который вырабатывает выходной сигнал только в случае d
/dt > dT
Сигналы из суммирующих блоков 5 и 6 поступают в селекторный блок 9, вырабатывающий сигнал на исполнительный механизм 10 только в случае нарастания температуры и одновременного падения давления
, т.е. при появлении сигналов на выходе суммирующих блоков 5 и 6.
На входе в суммирующий блок 6 на всех режимах работы ГТД, пороговый сигнал, вырабатываемый задатчиком градиента d /dt, изменяется пропорционально давлению
за компрессором, измеряемым датчиком 1, сигнал с которого преобразуется через преобразователь 11, который вырабатывает закон коррекции порогового сигнала задатчика 8 градиента температуры.
Таким образом, наличие в устройстве преобразователя, через который датчик давления подключен к пороговому задатчику градиента температуры газа за турбиной, дает положительный эффект, заключающийся в том, что обеспечивается надежная индикация срывных режимов двигателя во всем диапазоне его работы.
Применение данного способа позволит предотвратить разрушение двигателя от помпажа, тем самым повысить надежность его работы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2016 |
|
RU2634997C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОМПАЖА КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2187711C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2016 |
|
RU2652267C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НЕУСТОЙЧИВОЙ РАБОТЫ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ЗАПУСКЕ | 2006 |
|
RU2316678C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОМЕРНЫМ ОБЪЕКТОМ | 2000 |
|
RU2172419C1 |
СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1991 |
|
RU2022143C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ | 2009 |
|
RU2395704C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ГЕНЕРИРОВАНИЯ КОМАНДЫ РАСХОДА ТОПЛИВА ДЛЯ ВПРЫСКА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2654552C2 |
СИСТЕМА И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТЬЮ ВРАЩЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С УПРАВЛЕНИЕМ ОТКАЗАМИ | 2019 |
|
RU2789313C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2490492C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее датчики давления потока в компрессоре и температуры за турбиной, подключенные к дифференцирующим контурам, которые через суммирующие блоки, связанные с пороговыми задатчиками градиентов давления и температуры, подсоединены к селекторному блоку, управляющему исполнительным механизмом, отличающееся тем, что, с целью увеличения быстродействия и надежности, в устройство дополнительно введен преобразователь, через который датчик давления подключен к пороговому задатчику градиента температуры газа за турбиной.
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПЛОДОВО-ЯГОДНОГО ДЕСЕРТА | 2000 |
|
RU2176457C1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1995-02-20—Публикация
1978-02-22—Подача