(54) АВАРИЙНО-ЗАПИРАЮЩЕЕСЯ ВТЯГИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА новку ввиду требуемых точных допусков и большого количества деталей, что влияет отрицательно на надежность и работоспособноста устройства при длительной эксплуатации. Целью Настоящего изобретения является повышение надежности срабатывания аварийно запирающегося втягивающего устройства.. Указанная цель достигается тем, что в аварийно-запирающемся втягивающем устройстве для ремня безопасности транспортного средств к основанию инерщюнного механизма закрепл на П-образная крыижа, а между крышкой и основанием установлена вертикальная цапфа, на которой смонтирована тормозная подпружиненная пластина с круглыми отверстиями под упомянутые щарики, при этом отверстия в тормозной пластине расположены эксцентрично относительно углублений в основании. Центры этих углублений имеют различное сме щение относительно оси крыщки, проходящей через центр отверстия для установки цапфы, а диаметры углублений отверстий больще диаметров щариков. К тормозной пластине жестко прикреплен изогнутый упругий элемент. На валу жестко закреплена обойма, имеющая присоединительные элементы соответственно с одной стороны для монтажа тормозного диска, а с другой сто роны - для фиксации пружины собачки. На стороне тормозного диска, обращенной к обой ме, имеется выступ, а вырез фланца выполнен сквозным с боковым скосом для размещения этого выступа. На фиг.1 изображено аварийно-запирающееся втягивающее устройство, продольный разрез; на фиг. 2 - аксонометрическая проекция стопорного и инерционного механизма; «на фиг.З - разрез А-А фиг. 1; на фиг. 4 - то же в рабодем ioлoжeнии инерционного механизма; на фиг. 5 - вид в плане на тормознум пластину на основании с условно снятой крыщкой в нерабочем положении; на фиг. 6 - то-же в рабонем положении; на фиг. 7 - аксонометрическая проекция обоймы со стороны, обращенной к собачке. Аварийно-запирающееся втягивающее устройство содержит и-образный корпус 1, в котором расположен :нал 2 с закрепленной на нем лентой 3 ремня. К одной из стенок корпу са закреплена обойма 4 свстроенной в нее спиральной пружиной 5. На противоположной стенке корпуса смонтирован стопорный механи включающий жестко закрепленный соосно валу венец 6, в центральном отверспга которого рас положен фланец 7 со сквозным вырезом а, на одной кромке которого вьшолнен боковой скос б. В вырезе фланца, под действием пружины 8, расположена собачка 9, Дл я установки пружины собачки предусмотрена жестко закрепленная на валу обойма 10, имеющая присоединительные элементы - с одной стороны выступы в для монтажа и регулировки натяжения пружины собачки, а с другой стороны - выступ г. Инерционный механизм состоит из основания-П, в котором имеются два конусообразных углубления д с центральными сквозными отверстиями. К основанию закреплена Ц-образиая крышка 12, а между крышкой и основанием установлена в соответствующих отверстиях вер- тикальная цапфа 13, на которой смонтирована тормозная пластина 14, имеющая два круглых отверстия под шарики 15, расЛоложенные в упомянутых углублениях основания. Тормозная пласт1 на находится под действием пружины 16. К тормозной пластине жестко прикреплен изогнутый упругий элемент 17. Тормозной ,циск 18, установленный на упомянутом высту з г обоймы 10, имеет с обращенной к тормозной пластине стороны торцовые храповые убья, а с обратной стороны - выступ е, входящий в боковой скос б кромки выреза а фланца 7. Два выступа к на внутренней стороне П- , образной крыщки 12 предотвращают случайную блокировку вала при движении транспортного средства по неровностям. Центры углублений д имеют различное, смещение относительно оси крышки, проходящей через центр отверстия для установки цапфы 13. Описываемое устройство работает следующим образом. При расположении транспортного средства на дороге, крен в градусах которой не превышает допустимой величины, или при движении его с равномерной скоростью, собачка 9 удерживается пружиной 8 на кромке со скосом б фланид 7,вписываясь в контур фланца без зацепления при этом с храповыми зубьями венца 6. Выступ е тормозного диска 18 прижимается к кромке со скосом б фланца 7 пружиной 8 собачки 9, обеспечивая возможность плавным движением извлечь ленту ремня из устройства, преодолевая усилие спиральной пружины 5. При резком вытягивании ленты ремня из устройства - при проверке механюма, при резком торможении, при столкновении с препятствием и т.п. - крутящий момент вала 2 и смонтированного на нем фланца 7 намного превышает допустимую скорость вращения и собачка 9 под действием центробежной силы смещается против действия пружины 8, тем.самым собачка 9 взаимодействует с храповым зубом венца 7, и вал 2 блокируется. В случае превышения допустимых инерционньи сил, действующих на транспортное средство, а также iiy)H превышении допустимого кре на TpBHcnopTHOio средства, один из шариков 15 которые контактируют с противоположными стенками круглых отверстий, воздействует на тормозную пластину 14, которая поворачивается в горизонтальной плоскости против действия возвратной пружины 16, и зубчатый выступ изо нутого упругого элемента 17 взаимодействует с торцовым храповым зубом тормозного диска 1 Вследствие этого происходит торможение диска 18, выступ е которого, ввиду вращательного движения диска, смещается относительно кромки со скосом б сквозного выреза а флаица 7 и поворачивает собачку против противоположного выреза а фланца 7. При этом собачка входит в зацепление с храповым зубом венца 6, и вал 2 блокируется. После снятия нагрузки или при уменьщении крена до допустимой величины, щарик возвращается в исходное положение и спиральная пру жина 16 возвращает тормозную пластину 14 в исходное положение. При этом фланец 7 под действием спиральной пружины 5 вращается в сторону намотки ленты ремня, и собачка 9 вый дет из зацепления с храповым зубом венца,.6. Пружина 8 возвращает собачку 9 и выступ е диска 18 в исходное положение. Надежность действия описываемого устройства по техническим параметрам полностью соответствует требованиям ГСХГТ 18837-73 и Правилу № 16 ЕЭК ООН. Формула изобретения Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства, содержащее корпус с размещенным. В нем находящимся под действием спиральной пружины валом для закрепления и наматывания ленты, стопорный механизм, включающий установленный на валу венец с храповыми зубьями, в центральном отверстии которого расположен фланец с вырезом для размещения подпружиненной собачки, блокирующей венец и инерционный механизм, состоящий из основания, шариков, расположенных в его углублениях, и тормозного диска с храповыми зубьями, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности его срабатывания, к основанию инерционного механизма закреплена П-образная крышка, между ней и основанием установлена вертикальная подпру киненная пластина с круглыми отверстиями под упомянутые шарики, при этом отверстия в тормозной пластине расположены эксцентрично относительно углублений в основании, центры этих углублений имеют различное смещение относительно оси крышки, проходящей через центр отверстия для установки цапфы, а диаметры утлублеккк и отверстий больше диаметров шариков, к тормозной пластине жестко прикреплен упругий элемент, на валу жестко закреплена обойма имеющая присоединительные элементы соответственно с одной стороны для монтажа тормозного диска, а с другой стороны - для фиксации пружины собачки, на стороне тормозного диска, обращенной к обойме, выполнен выступ, а вырез фланца выполнен сквозным с боковым скосом для размещения этого выступа. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент Великобритании № I, 351, 642, кл. А 3 У , 1971. 2. Патент США Г 3.779.474, кл. 242-107.4, 1971.
15
Авторы
Даты
1979-11-25—Публикация
1977-01-13—Подача