Электропривод постоянного тока Советский патент 1979 года по МПК H02P5/16 

Описание патента на изобретение SU705635A1

Изобретение относится к области электротехники и может быть испольаова -НИ для импульсного управления двигателями постоянного тока на транспорте и в других областях промышленности. Известен электропривод постоянного тока, содержащий двигатель постоянного тока, обмотка возбуждения которого вклю чена в диагональ моста кз управляемых и неуправляемых вентилей, и механичес- кий переключатель для версирования двигателя 1. Недостатком электроприво да является ограниченная возможность у равления двигателем, так как ток в обмотке возбуждения не регулируется, а также низкая надежность работы н личия механического переключателя. Известен также электропривод постоянного тока, содержащий двигатель nocw тоянного тока, подключенный к сети постоянного тока через LC-фильтр и тиристорный преобразователь, и переключатель, подсоединяющий обмотку возбуждения к якорю двигателя в двигательном режиме, а в режиме торможения к регулируемому выпрямителю, выполненному по двухполупериодной схеме на двух тиристорах и подключенному к сети переменного тока через трансформатор 21лспользование вспомогательных источников переменного тока и электромашинного преобразователя усложняет данную схему и ограничивает область ее применения. Наиболее близким по технической сущ ности к предлагаемому является электропривод постоянного тока, содержащий двигатель постоянного тока, обмотка возбуждения которого включена между точкой соединения обмоток трансформатора и точкой соединения двух пар последовательно включенных тиристоров, причем концы одной пары последовательно включенных тиристоров подключены к концам обмоток трансформатора, подключенного к вспомогательному источнику питания 3, Недостатком устройства является наличие вспомогательных источников пита- ..:,.V ния, что усложняет схему и сужает область ее применения. Цеяью изобретения является упрощение устройства и расширение его функциональных возможностей. Это достигается тем, что электропривод постоянного тока, содержащий двигатель постоянного тока, обмотка возбуждения которого включена между точкой соединения обмоток трансформатора и точкой соединения двух пар последова тельно включенных тиристоров, причем концы одной пары последовательно включенных тиристоров подключены к концам обмоток трансформатора, дополнительно снабжен тирнсторным прерывателем, включенным между одним выводом для подключения к источнику питания и концом одной Из обмоток трансформатора, при этом конец второй обмотки трансформатора подсоейинен к другому выводу для подключения источника питания, а концы второй пары последовательно включенных тиристоров подключены к то ке соединения обмоток трансформатора с обмоткой возбуждения двигателя. На фиг. 1 приведена схема электропривода постоянного тока; на фиг. 2 временные диаграммы токов и напряжений, протекающих в схеме. Электропривод содержит источник питания 1, к выводам которого подключены последовательно соединенные обмотки 2 и 3 трансформатора 4 и тнристорный пре рыватель 5, состоящий из основного 6 и коммутирующего 7 тиристоров, зашунтир ванных обратпь1ми диодами S и 9 и LCконтура 10, включенного в цепь коммут рующего тиристора 7. К концам обмоток 2 и 3 трансформатора 4 подключены кон цы одной пары последовательно соединен ных тиристоров 11 и 12, а к точке соединения обмоТок 2 и 3 трансформатора 4 подключены концы другой пары последовательно соединенных тиристоров 13 и 14 и один конец обмотки возбуждения 15 двигателя постоянного тока 16, при этом второй конец обмотки возбужден1Ю 15 подключен к точке соединения обоих йар последовательно включенных тйрйсто ров 11, 12, И 13, 14. Электропривод работает следующим образом. При подаче напряжения питания через обмотки 2 и 3 трансформатор 4 и обратный диод 9, заряжается коммутирующий конденсатор LC-контура 10. Пр включении прерывателя 5, т.е. замыкани ключа 6, к обмоткам 2 и 3 трансформатора 4 пр1жладывается напряжение источника 1 и через тиристор 6 начинает протекать ток (фиг. 2, а).. Полярность напряжения на обмотке 2: плюс - на начале, минус - на точке соединения обмоток трансформатора 4. Полярность напряжения на обмотке 3: плюс - на точке соединения обмоток 2 и 3, минус - на конце. При включении тиристора 11 напряжение об- мотки 2 (фиг. 2,д) прикладывает к обмотке возбуждения 15 и через нее протекает ток (фиг. 2, е, и). Через трансформатор 4 по цепи источник 1, обмотки 2 и 3j тиристор 6 протекает трансформирован- ный ток, равный половине тока обмотки возбуждения 15. Индуктивность обмотки возбуждения 15 велика, поэтому ток во времени изменяется мало. В момент tj (фиг. 2, б) включается коммутирующий тиристор 7. Обратной полуволной тока перезаряда LC-контура 10 выключается в момент 12(фиг. 2,б) тиристор 7, а в момент времени tj (фиг, 2,а) тиристор 6, В интервале времени ix -t избыточ- ный ток LC-контура 10 протекает че- рез диод 8 (фиг. 2,в). Ток в трансформаторе 4 продолжает протекать через диод 9 до момента времени Is (Фиг. 2,г), когда напряжение на конденсаторе LC-кон- тура 10 становится выше напряжения источника 1, и диод 9 запирается, что соответствует моменту размыкания прерывателя 5. В момент времени 15(фиг. 2,д) на обмотке 2 возникает ЭДС самоиндукции, полярность которой такова, что происходит запирание тиристора 11. Ток обмотки возбуждения 15 (фиг. 2,и) продолжает протекать через тиристор 13, который включается в момент tg (фиг. 2,ж) В момент времени t основа включаются тиристоры 6 и 11, тиристор 13 Запирается под дейстшюм напряжения на обмотке 2, а. ток возбуждения начинает протекать в тиристоре 11. Далее процессы в схеме повторяются. При регулировании момента t включения коммутирующего тиристора 7 изменяется длительность интервала О- t , а следователь- но, и ток обмотки возбуждения 15. Двкгатель 16 последовательного возбуждения работает по схеме независимого возбуждения с целью улучшения электромеханических характеристик -привода. Для. реверса тока в обмотке возбуждения 15 управляющие импульсы снимаются с тиристоров 11 и 13 и переводятся на тиристоры 12 и 14 соответственно. Тиристорный прерыватель 5 работает аналопино. Для питания обмотки возбуж пения 15 исполь зуется напряжение обмотки 3. При включении тиристора 12 через него протекает ток обмотки возбуждения 15, его , направление изменилось. В момент прерывания тока в трансформаторе 4 на обмот ке 3 возникает ЭДС самоиндукции, которая запирает тиристор 12, Ток обмотки возбуждения 15 замыкается через включающийся тиристор 14, При включен тиристоров 6 и 12 тиристор 14 запирается под действием напряжения на обмот ке 3. Процессы в схеме повторяются, В предлагаемом электроприводе обмот ка возбуждения двигателя получает пита- ние от того же источника питания, что ,и якорная обмотка. Отсутствие вспомогательных источников питания упрощает схему электропривода и расширяет область его применения, так как он мо- жет быть использован как на стационарных, так и на передвижных установках. Формула изобретения Электропривод постоянного тока, содержащий двигатель постоянного тока,

м) обмотка возбуждения которого аключена между точкой соединения обмоток трансформатора и точкой соединения двух пар последовательно включенных тиристоров, причем концы одной пары последовательно включенных тирисдоров подключены к концам обмоток трансформатора, о т- личаюшийся тем, что, с целью упрощения и расширения функциональных возможностей, он снабжен тиристорным прерывателем, включенным между одним выводом для подключения к источнику питания и концом одной из обмоток трансформатора, при этом конец второй обмотки тарнсформатора подсоединен к другому выводу для подключения источника питания, а концы второй пары последовательно включенных тиристоров подключены к точке соединения обмоток трансформатора с обмоткой возбуждения двигателя. Источники информации, принятые во внимание при эксперт изе 1, Авторское свидетельство СССР № 414695. 2 Н 02 Р 1/18, 1968. 2, Патент США № 3846098. 2 Н 02 Р 5/06, 1975, 3. Патент Великобритании № 1315851, 2 Н О2 К 23/02, 1973,

Похожие патенты SU705635A1

название год авторы номер документа
Электропривод транспортного средства 1983
  • Ефремов Иван Семенович
  • Коськин Олег Алексеевич
  • Суслов Борис Ефимович
  • Зотов Павел Васильевич
SU1106001A1
Тиристорный импульсный преобразователь постоянного напряжения 1982
  • Гончаров Юрий Петрович
  • Тимченко Николай Александрович
  • Шеенко Владимир Алексеевич
SU1101996A1
Тиристорный импульсный преобразователь для управления двигателем постоянного тока 1977
  • Гончаров Юрий Петрович
  • Панасенко Николай Васильевич
  • Тимченко Николай Александрович
  • Сердюков Юрий Павлович
  • Вирченко Николай Дмитриевич
  • Гапчинский Евгений Станиславович
  • Никулин Виктор Сергеевич
SU692045A1
Тяговый электропривод 1984
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Шевцов Юрий Александрович
SU1303455A1
Электропривод 1987
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Шевцов Юрий Александрович
  • Волосов Михаил Яковлевич
SU1624650A1
Тяговый электропривод 1988
  • Кощеев Леонид Григорьевич
  • Боголюбов Юрий Сергеевич
  • Корнев Александр Сергеевич
  • Левитский Борис Юрьевич
SU1508330A1
Электропривод 1980
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Боголюбов Юрий Сергеевич
  • Шевцов Юрий Александрович
  • Рогов Александр Николаевич
SU944042A1
Многодвигательный электропривод 1983
  • Гончаров Юрий Петрович
  • Тимченко Николай Александрович
  • Шеенко Владимир Алексеевич
SU1115195A1
Устройство для управления тяговым электродвигателем транспортного средства 1990
  • Трегубов Юрий Викторович
  • Беличенко Анатолий Иванович
  • Слынько Валерий Иванович
  • Воробьев Анатолий Алексеевич
  • Мицная Нина Дмитриевна
SU1761561A1
Электропривод постоянного тока 1982
  • Новиков Юрий Дмитриевич
  • Бабин Юрий Владимирович
SU1069109A1

Иллюстрации к изобретению SU 705 635 A1

Реферат патента 1979 года Электропривод постоянного тока

Формула изобретения SU 705 635 A1

SU 705 635 A1

Авторы

Гончаров Юрий Петрович

Панасенко Николай Васильевич

Тимченко Николай Александрович

Сердюков Юрий Павлович

Гапчинский Евгений Станиславович

Шеенко Владимир Алексеевич

Киричек Алексей Иванович

Кривошея Виктор Иосифович

Даты

1979-12-25Публикация

1977-05-27Подача