Храповой останов Советский патент 1980 года по МПК F16D71/04 

Описание патента на изобретение SU708088A1

1

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в любых машинах и механизмах, где необходима экстренная остановка врашающегося вала прн превышении установленной скорости

вращения, например при аварийных ситуациях, независимо от направления крутящего и тормозного момента машины.

Известен храповой останов, содержаший храповое колесо и одну или несколько собачек, позволяющих врашафь вал только в одну сторону. При вращении в обратном направлении собачки входят в зацепление с зубьями храпового колеса и стопорят вал }.

Недостатком останова является нереверсивность и отсутствие возможности останова вращающегося вала при недопустимом возрастании частоты его вращения.

Известен также храповый останов, содержащий установленные на вращающемся валу храповое колесо, сцепляемое с зубьями последнего четыре собачки, укрепленные на раме, а также систему управления, включающую приводы для подъема собачек, выполненные в виде электромагнитов, и концевые выключатели 2|.

Каждый электромагнит посредством рычагов и пружин может воздействовать сразу на все собачки, приводя их в определенное состояние.

По желанию оператора, который вклюS чит в работу первый или второй электромагнит, собачки будут поворачивать храповое колесо только по часовой стрелке или протнб часовой стрелки.

Недостатками известного реверсивного

10 храпового механизма являются отсутствие возможности использовать механизм в качестве останова в аварийных ситуациях, так как он может работать только в прерывистом режиме (а вал главного привода

имеет равномерную скорость вращения); в крайнем правом положении одного из рычагов храповое колесо будет удерживаться от поворота одной из собачек только в одном направлении - против часовой стрелкн. Остальные собачки будут блокированы, и храповое колесо будет неограниченно вращаться в обратном направлении.

Целью изобретения является обеспечение останова вала независимо от направления

его вращения при превышении максимально допустимой частоты вращения.

Поставленная цель достигается тем, что храповой останов снабжен программным диском с выступами, жестко соединенном с храповым колесом, последнее выполнено сдвоенным с зубьями разного направления, система управления снабжена реле времени, включенными между концевыми выключателями и приводами и взаимодействующими с выступами программного диска, при этом число упомянуты.х выступов равно числу зубьев одного направления и они расположены симметрично относительно зубьев разного направления.

На фиг. 1 изображен храповый останов, вид спереди с частичным разрезом; на фиг. 2 - то же; вид в плане; на фиг. 3 - разрез А - А; на фиг. 4 - кинематика зацепления собачки с зубьями храпового колеса; на фиг. 5 - электрическая схема храпового останова.

Храповый останов состоит из сдвоенного храпового колеса с зубьями правого и левого исполнения, которое жестко соединено с вращающимся валом 2 главного привода. К храповому колесу жестко присоединен программный диск 3, который периодически последовательно воздействует на датчики 4 и 5, установленные на раме 6. Рама 6 установлена щарнирно на ступице храпового колеса 1 с возможностью качания вокруг оси вала 2. На раме установлены собачки 7 и 8, входящие в зацепление с зубьями левого исполнения храпового колеса, и собачки 9 и 10, входящие в зацепление с зубьями правого исполнения храпового колеса. Каждая собачка при помощи щтоков соединена с электромагнитными приводами П - 14. Соединение собачки со щтоком выполнено посредством паза, который обеспечивает их поднятие, а в нейтральном, выключенном состоянии привода - свободное перемещение собачки по зубьям храпового колеса. Для предотвращения опрокидывания рамы 6 при срабатывании храпового останова она снабжена амортизаторами 15 и 16. На раме 6 установлены упоры 17 и 18, которые воздействуют на конечные выключатели 19 и 20 главного привода.

В электрической схеме (фиг. 5) в цепь датчика ВК4 последовательно включено реле времени РВ1, управляющее включением приводом ЭМ13 и ЭММ и отключением приводов ЭМ11 и ЭМ12, а в цепь датчика ВК5 последовательно включено реле времени РВ2, управляющее включением приводов ЭМ11 и ЭМ12 и отключением приводов ЭМ13 и ЭМИ.

Храповой останов работает следующим образом.

Краповое колесо 1, вращаясь вместе с валом 2 главного привода, вращает программный диск 3. При нормальной работе мащины с заданными S определенных пределах скоростями вращения вала 2 программный диск 3 воздействует последовательно на датчики 4 и 5, которые подают сигнал J на срабатывание привода подъема соответствующих собачек перед набегающими зубьями храпового колеса. Собачки смещены друг относительно друга на половину щага зубьев. Причем, каждый раз поднимаются только две собачки (по одной с каждого храпового

о колеса). Две собачки (по одной на каждом храповом колесе) всегда остаются в зацеплении.

Датчик 4 или 5 подает сигнал каждый раз, когда между набегающим зубом храпового колеса и собачкой остается определенный зазор.

При вращении вала 2 главного привода по часовой стрелке (фиг. 4), датчик (ВК4) подает сигнал на привод 13 подъема собачки каждый раз, когда между набегающ.км зу бом храпового колеса 1 и собачкой 9 остается зазор «А. В цепи датчика ВК4 (фиг. 5) включено реле времени РВ1; оно задерживает срабатывание привода 13 (ЭМ13), а следовательно поднятие собачки 9 на опреJ деленную величину времени. За это время набегаю111ий зуб храпового колеса приб тизится к собачке 9 на величину «S, а оставщийся зазор «Л S позволяет приводу

0 ЭМ13 поднять собачку перез зубом храпового колеса.

Аналогичным образом от включения датчика ВК, 5 включится через определенный промежуток времени привод ЭМ14, который поднимает собачку 10. Включение датчика 5

5 служит, кроме того, сигналом на опускание собачки 9. Синхронно с соответствующими приводами ЭМ13 и ЭМИ работают приводы ЭМ12 и ЭМ11 подъема собачек 7 и 8. При увеличении скорости вращения вала главного привода 2 в любую сторону независимо от направления вращения главного привода. За время задержки t с поднятие собачки зуб храпового колеса пройдет расстояние, больщее величины «S, и оставшийся зазор «А S уменьшится до такой

S величины, что при срабатывании привода подъема собачки она войдет в зацепление с зубом храпового колеса, или даже раньще, чем сработает привод подъема.

При зацеплении сила удара от храпового колеса 1 через собачку 9 воспринимается рамой 6. При этом происходит некоторый поворот рамы 6 по направлению вращения храпового колеса. Амортизатор 15 гасит удар, а упор 17 воздействует на конечный выключатель 19 и выключает главный привод вала 2.

Применение храпового останова позволит обеспечить остановку вала главного привода при превышении установленной скорости независимо от направления его вращения и направления крутящего момента; снизить затраты на изготовление и эксплуатацию по сравнению с известными остановами в 1,3 раза.

Формула изобретения

Храповой останов, содержащий установленное на вращающемся валу храповое колесо, сцепляемые с зубьями последнего собачки, укрепленные на раме, а также систему управления, включающую приводы для подъема собачек и концевые выключатели, отличающийся тем, что, с целью обеспечения останова вала независимо от направления его вращения при превыщении максимально допустимой частоты вращения, он 72

снабжен программны 5 диском с выступами, жестко соединенным с храповым колесом, последнее выполнено сдвоенным с зубьями разного направления, а система управления снабжена реле времени, включенными между концевыми выключателями и приводами и взаимодействующими с выступами программного диска, при этом число упомянутых выступов равно числу зубьев одного направления и они расположены симметрично относительно зубьев р- зного направления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе . Артоболевский И. И. Механизмы в современной технике, том I. М., «Наука, 1970, с. 238, механизм 390.

2. Джонс Ф., Хортон X. Механизмы автоматического действия. М., Машгиз, 1961, с. 227 (прототип). е

Похожие патенты SU708088A1

название год авторы номер документа
Останов для ленточного конвейера 1985
  • Громов Владимир Николаевич
SU1265115A1
Привод летучих ножниц 1985
  • Самарин Алексей Павлович
  • Лисогор Владимир Ефимович
  • Бурсук Михаил Абрамович
SU1269925A1
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КОВШОВЫЙ ЭЛЕВАТОР 1992
  • Пунтус А.В.
  • Бережной С.Б.
  • Метильков С.А.
  • Щука И.С.
RU2044683C1
РУЧНАЯ ХРАПОВАЯ ЛЕБЕДКА 1990
  • Погудин А.Н.
RU2028272C1
Двухсторонний стопорный механизм 1981
  • Измалков Герман Иванович
SU1044858A1
Храповой аварийный останов 1982
  • Сорокин Юрий Львович
  • Сеничев Александр Фриденович
SU1062164A1
МНОГОШПИНДЕЛЬНЫЙ ГАЙКОВЕРТ 2012
  • Житников Юрий Захарович
  • Житников Борис Юрьевич
  • Матросова Юлия Николаевна
RU2508978C2
Устройство для приведения кругловязальной машины в положение,соответствующее началу вязания изделия 1985
  • Малахов Борис Сергеевич
  • Агафонов Павел Анатольевич
  • Гайдеров Юрий Леонидович
SU1339173A1
Механизм поворота распределительного барабана круглочулочного автомата 1977
  • Бунаков Владимир Митрофанович
  • Касаткин Николай Михайлович
  • Агафонов Павел Анатольевич
SU659666A1
Подпрессовщик брикетного пресса 1987
  • Эппле Владимир Николаевич
  • Гуридов Евгений Иванович
  • Володин Алексей Михайлович
  • Шаев Виктор Иванович
SU1500507A1

Иллюстрации к изобретению SU 708 088 A1

Реферат патента 1980 года Храповой останов

Формула изобретения SU 708 088 A1

(puz.Z

(PU.lf

PSJ

Pil

лУ

SKS

PBJ

РВ2

Р82

ЗШЗ

Р82

9fl1i

SU 708 088 A1

Авторы

Злов Леонид Афанасьевич

Калашников Юрий Иванович

Журба Анатолий Иванович

Даты

1980-01-05Публикация

1977-08-01Подача