Способ изготовления прокатного валка Советский патент 1980 года по МПК B21B27/02 

Описание патента на изобретение SU710693A1

1

Изобретение относится к прохатному оборудованию, в частности к производству прокатных валков и оправок для деформирования металла, и может найти широкое применение на металлу,ргических предприятиях, особенно при производстве тонких лент и фольги из цветных металлов и сплавоз.

Известны способы получения прокатного валка путем нанесени.ч на рабочую поверхность (ось валка) износостойкого наружного слоя каплаекой твердых сплавов и легированных сталей или осаждением из газовой фазы тугоплавких металлов и их карбидов 1.

Эти. способы не позволяют получать эалки с высокой износостойкостью рабочей поверхности, избежать явления налипания металла на бочку валка особенно при прокатке цветных, благородных металлов и сплавов.

-Известен также способ получения тугоплавких покрытий из стали, заключаивдийся в том, что тугоплавкие покрытия с улучшенными свойствами получают хи лическю-1 осаждением тугоплавкого покрытия из газовой фазы на основу {ось валка) , предварительно покрытую спло;- ньги слоем достаточно чистого элементарного металла. danp}E ep

на основу из нержавеющей стали сначала осаждают сплошной слой чистого никеля, а на никель - слой карбонитрида титана из газовой фазы, содержащей титан, углерод и азот. После этого производят окончательно охлаждение стального валка с покрытием до комнатной температуры 2,

Валки, полученные этим способом, не обладают высокой надежностью при эксплуатации, так как по.пученный сло отличается повьдиенной хрупкостью и низкой стойкостью при циклическом контактном нагружении инструмента. Кроме того, этот способ не позволяет по.пучить высокую прочность сцепления наносимого слоя с основой и избежать отслоения покрытия при циклическом контактном нагружении валка.

Цель изобретения - повышение надежности валка и прочности сцепления наносимого слоя с осью валка.

Поставленная цель достигается тем что ось после нанесения на нее промежуточного слоя тугоплавких металлов дополнительно нагревают до 950-1000С с последующей изоте1 1ической выдержкой в течение 45-50 мин, охлаждают до 500-550°С и наносят наружный слой карбидов, а затем производят окончательное охлаждение валка Дополнительный нагрев валка с пре варительно осажденным на него промежуточным слоем тугоплавких металлов до 950-1ООО С и последующая изохерми ческая выдержка в течение 45-50 мин проводятся для увеличения прочности сцепления покрытия с основой, так ка в зон-е соединения происходит взаимная диффузия элементов материала оси валка и тугоплавких металлов покрытия, например вольфрама. Возникает переходная зона большой протяженност (15-20 мкм) с плавным подъемом твердости от основы к наружному слою. Кроме того, при указанной температуре и изотермической выдержке внутрен ние . напряжения в предварительно нанесенном слое почти .полностью релаксируются, что повышает работоспособность покрытия.при циклическом воздействии внешней нагрузки. Последующее охлаждение валка 500-550С (температуры устойчивого протекания реакции осаждения тугоплавких металлов и их карбидов) рекомендуется для сталей с содержанием хрома 12-13%, т.е. имеющих стабильный аустенит при указанной температуре и продолжительности осаждения наружного слоя покрытия, равной 3-4 час. При окончательном охлаждении валка с покрытием из-за разницы в коэффициентах линейного расширения сталь ной оси и. осажденного слоя возникают остаточные внутренние напряжения: ра диальные растягивающие в переходной зоне и тангенциальные сжимающие в покрытии. За счет вьщеления мартенсита при 300-320°С объем стальной оси увеличивается и значение растягивающих, напряжений снижается в 2-2/ раза и не превышает предела прочности на растяжение переходного слоя. Покрытие имеет мелкозернистую структуру с незначительным уровнем внутренних напряжений, высокую прочность сцепления с основой, не отслаивается, а прокатный валок имеет повышенную надежность и износостойкость при эксплуатации. П р и м е.р. Прокатный валок для двадцативалкового стана 160 холодной прокатки изготовляют из стали мартен ситного класса марки 2X13; бочку вал .ка шлифуют до диаметра 15,4 мм. С целью повыи)ения прочности сцепления основы с покрытием рабочую поверхность валка обдувают сухим песком и покрывают химическим способом в щелочном растворе слоем никеля тол щиной 5-6 микрон с содержанием фосфора в осадке 4,5-4,8%. Подготовленный валок помещают в реакционную камеру и нагревают в потоке аргона до 700°С, после чего в камеру подают смесь гексафторида вольфрама и водорода в соотношении 1:1-5 в течение 18-20 с. После получения на нагретой основе слоя вольфрама толщиной 12-15 мкм подачу смеси гексафторида вольфрама и водорода прекращают. Валок с промежуточнЕзм слоем вольфрама затем дополнительно нагревают в потоке аргона до 960-С в течение 8 мин и выдерживают при этой температуре 50 мин, а охлаждают до 510°С. Время охлаждения 150-160 с. При достижении температуры валка в реакционную камеру вновь подают смесь гексафторида вольфрама и водорода в соотношении 1:15 с увеличением отнои ения до 1:20. После получения на валке слоя вольфрама толщиной 25-30 мкм газовую фазу постепенно оббгащают пропаном, при этом содержание пропана и водорода доводят до соотношения 1:1. При толщине покрытия 500-550 мкм подачу проката, гексафторида вольфрама и водорода прекращают. Валок с покрытием подвергают далее окончательному охлаждению в потоке аргона до комнатной температуры, а затем шлифуют до диаметра 16 мм. Толщина слоя составляет 290-300 мкм. При этом на поверхности прокатного валка получают наружный слой карбидов вольфрама толщиной 8-10мкм, а под ним промежуточный слой вольфрама с углеродом толщиной 280-290 мкм и переходную зону вольфрама с никелем шириной мкм., Формула изобретения Способ изготовления прокатного валка, включающий предварительное покрытие стальной оси слоем металла, преимущественно никелем, последующий нагрев, нанесение на ось осаждением промежуточного слоя тугоплавких металлов и наружного слоя из их карбидов и окончательное охлаждение валка, отличающийс я тем, что, с целью повьлиения надежности, валка.и прочности сцепления наносимого слоя с осью валка, ось после нанесения на нее промежуточного слоя дополнительно нагревают до 950-1000 0 с-.последующей изотермической выдержкой в течение 45-50 мин, охлаждают до 500-550-С и наносят наружный слой из карбидов, а затем производят окончательное охлаждение валка. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1- Патент Японии 41090, - Л 2 В 15, 1970. 2. Патент CLilA 3772058, кл. 117-62, 1973.

Похожие патенты SU710693A1

название год авторы номер документа
Способ обработки оси прокатного валка 1977
  • Кузьминых Александр Андреевич
  • Полозовский Виктор Анатольевич
  • Полухин Владимир Петрович
SU749917A1
ЛЕГИРОВАННЫЙ ВОЛЬФРАМ, ПОЛУЧЕННЫЙ ХИМИЧЕСКИМ ОСАЖДЕНИЕМ ИЗ ГАЗОВОЙ ФАЗЫ 2005
  • Жук Юрий
  • Александров Сергей
  • Лахоткин Юрий
RU2402625C2
СУПЕРАБРАЗИВНЫЙ МАТЕРИАЛ С ЗАЩИТНЫМ АДГЕЗИВНЫМ ПОКРЫТИЕМ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТАКОГО ПОКРЫТИЯ 2014
  • Жук, Юрий
  • Лахоткин, Юрий
RU2666390C2
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЯ ИЗ СПЛАВОВ КАРБИДА ВОЛЬФРАМА НА ВАЛКИ ПРОКАТНОГО СТАНА И ПОЛУЧАЕМЫЙ ТАКИМ СПОСОБОМ ВАЛОК 2021
  • Фуентевилла Диаз, Грегорио
RU2791269C1
ЭЛЕКТРОД ДЛЯ ИЗНОСОСТОЙКОЙ НАПЛАВКИ И СПОСОБ СОЗДАНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОГО СЛОЯ НА ПОВЕРХНОСТИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ НАПЛАВКОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОДОВ 2010
  • Комков Александр Алексеевич
  • Ханак Леонид Владимирович
  • Пушменков Олег Сергеевич
  • Вихарева Марина Дмитриевна
  • Кононов Владимир Вячеславович
RU2465111C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ НА ОСНОВЕ КВАЗИКРИСТАЛЛИЧЕСКОГО СПЛАВА СИСТЕМЫ Al-Cu-Fe 2021
  • Дегтярев Александр Фёдорович
  • Скоробогатых Владимир Николаевич
  • Муханов Евгений Львович
  • Нуралиев Фейзулла Алибаба Оглы
  • Ульянов Михаил Васильевич
RU2781329C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РЕЖУЩЕГО ИНСТРУМЕНТА ХИМИКО-ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКОЙ С ФОРМИРОВАНИЕМ САМООРГАНИЗУЮЩИХСЯ ИЗНОСОСТОЙКИХ СЛОЕВ КАРБИДОВ 2001
  • Тарасов А.Н.
  • Тилипалов В.Н.
  • Акимов С.С.
  • Шалагинов С.Л.
RU2213160C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПРИЁМНОЙ ПЛАСТИНЫ ДИВЕРТОРА ТОКАМАКА 2022
  • Писарев Александр Александрович
  • Тарасюк Григорий Михайлович
  • Степанова Татьяна Владимировна
  • Душик Владимир Владимирович
  • Шапоренков Андрей Александрович
RU2792661C1
ВАЛОК ДЛЯ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ 2012
  • Каихан, Мендерес
  • Карлссон, Ян-Эрик
  • Хьюитт, Стивен
RU2609115C2
ЭЛЕКТРОДНЫЙ СТЕРЖЕНЬ ДЛЯ ИСКРОВОЙ НАПЛАВКИ, СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ И СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЯ, СОДЕРЖАЩЕГО СУПЕРАБРАЗИВ 1998
  • Коизуми Митсуе
  • Охьянаги Манси
  • Левашов Е.А.
  • Николаев А.Г.
  • Кудряшов А.Е.
  • Хосоми Сатору
RU2228824C2

Реферат патента 1980 года Способ изготовления прокатного валка

Формула изобретения SU 710 693 A1

SU 710 693 A1

Авторы

Кузьминых Александр Андреевич

Полозовский Виктор Анатольевич

Полухин Владимир Петрович

Потапов Иван Николаевич

Святкин Владимир Семенович

Устюгов Анатолий Алексеевич

Даты

1980-01-25Публикация

1978-05-04Подача