I
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции стояночных тормозов рельсовых тележек, используемых во впутри.чаводском транспорте.
Известен тормоз для железнодорожной тележки, содержащий рычажную передачу и клиновидные тормозные колодки, взаимодействующие с колесом 1|.
Недостатком этого тормоза является относительная сложность его конструкции и недостаточная надежность затормаживания на стоянках.
Известен также стояночный тормоз железнодорожной тележки, содержащий шарнкрно закрепленный одним концом на кронштейне рамы новоротный рычаг, другой конец которого взаимодействует с механизмом нагружения, и установленный на поворотном рычаге бащ.мак со смонтированной на нем тормозной колодкой, взаимодействующей с колесом тележки 2.
Однако этот тормоз также имеет недоч-таточную надежность..
Цель изобретения состоит в том, чтобы обеспечить увеличение силы трения между
колесом и колодкой в случае неожиданного проворота заторможенного колеса.
Для этого башмак состоит из пары звеньев, одним концом шарнирно присоединенных в общей точке к поворотному рычагу, а другим жестко - к концам тормозной колодки, и образующих вместе с ней равнобедренный треугольник, основанием которого является тормозная колодка, а угол между звеньями бащмака равен двойному углу трения скольжения между трущимися поверхностями колеса и колодки, при этом последняя снабжена выступами, расположенными со стороЯы свободных концов звеньев бащмака на расстоянии от оси их закрепления на поворотном рычаге, рапно.м радиусу колеса тележки.
Кроме того, на поворотном рычаге может быть установлена пластинчатая пружина, взаимодействующая с торцопой частью звеньев бащмака со стороны их крепления на поворотном рычаге.
На чертеже изображен схематично стояночный тормоз.
Стояночный тормоз уста мои.чги на раме I железнодорожной тележки и имеет поворотный 2. нижний конец которого с помощью пярнира 3 .закреплен на KIXXHUTOHне 4 рами I. Верхний конец рычага 2 взаимодейстнует с яружинон 5 и 6 маховика 7. Ступица 6 навернута по резь.6е на винт 8, который проходит через отверстие в рычаге 2 и с помощью шарнира Г соединен с кронштейном 10 рамы I.
Между верхним и нижним концами рычага 2 с помощью шарнира U установлен башмак 12, образованный двумя звеньями с жестко закрепленно11 на них тормозной колодкой 13. Башмак 12 совместно с тормозной колодкой 13 образует равнобедренный треугольник.
Тормозная колодка 13 служит основанием треугольника и снабжена двумя опорными выступами 14 и 5, которые являются продолжением звеньев башмака 12. Расстояния от шарнира 1 до вершины выступа 14 или до вершины выстуна 15 являются боковыми сторонами равнобедренного треугольника и равны каждая радиусу колеса -6, а угол, заключенный между этими боковыми сторонами, равен углу трения скольжения трущихся поверхностей колеса 16 и тормозной колодки 13, т. е. 2г , где а arctgf(f - коэффициент трении скольжения трущихся поверхностей колеса 16 и тормозной колодки 13).
Угол трения допускается изменять в сторону уменьшения на 1°-2°.
На рычаге 2 жестко закреплены болтами 17 пластинчатая пружина 18, которая взаимодействует с плоской торцево частью .звеньев башмака 12 со сгороны их крепления на.рычаге 2. .
. Стояночный тормоз работает следующим образом.
Во время передвижения тележки бащмак 12 с колодкой 13 при ослабленной стуггице 6 маховика 7 под действием пружины 5 отжат от колеса 16. Между колесом 16 и выступами 14 и 15 имеется зазор, а горизонтальное положение башмака 12 обеспечивается пластинчатой пружиной 18, прижимающейся к° его торцевой части.
На стоянке спомощью вращения маховика 7 ступица 6 навертывается на винт 8, поворачивая рычаг 2 в сторону колеса 16, в результате чего тормозная колодка 13 своими выступами 14 и 15 оказывается прижатой к колесу 16. В этом положении действие прижимной силы башмака 12 направлено в обеих точках соприкосновения к касательной окружности колеса 16 под, углом .1 , где - угол трения скольжения между поверхностями тормозной колодки 13 и колесом 6, который исключает, даже при незначительной си„ге нажаТия, скольжение
тормозной колодки 13 по колесу Ifi. удер живая при этом ла счет си.1ы трения тележку от перемещения.
В момент толчка тележки (или удара о нее) колесо 16 стремится повернуться вокруг своей оси 0. За счет действующей силы трения стремится повернуться также вокруг шарнира И и 12. При этом один выступ тормозной колодки 13 стемится отойти ,от колеса 16, в то время другой выступ, перемещаясь по окружности колеса 16, уменьшает угол ;/. и заклинивается, увеличивая этим при том же коэффициенте трения силу трения, удерживающую тележку от перемещения.
гт. Предложенный стояночный тормоз при наличии простой конструкции, основными элементами которого являются башмак 12 с тормозной колодкой 13, рычаг 2 и винт 8 с маховиком 7, обеспечивает по сравнению
с известными тормозами высокую надежность затормаживания на стоянках, т. к. малейшее перемещение тележки не уменьшает силу торможения (трения), а наоборот, за счет поворота башмака 12, выполценного в виде качающегося подпружиненного равнобедренного треугольника, увеличивает, ее.
Формула изобретения
1.Стояночный тормоз железнодорожной тележки, содержащий шарнирно закрепленный одним концом на кронштейне рамы поворотньш рычаг, другой конец которого взаимодействует с механизмом нагружения, и установленный на поворотном рычаге башмак со смонтированной на нем тормозной колодкой, взаимодействую1цей с колесом тележки, отличающийся чем, что, с целью обеспечения увеличения силы трения между колесом и колодкой в случае неожиданного проворота заторможенного колеса, башмак состоит из пары звеньев, одним концом niapнирно присоединенных в общей точке к поворотному рычагу, а другим жестко - к концам тормозной колодки, и образующих вместе с ней равнобедренный треугольник, основанием которого является тормозная колодка, а угол между звеньями башмака равен двойному углу трения скольжения между трущимися поверхностями колеса и колодки, при этом последняя снабжена выступами, расположеиными со стороны свободных концов звеньев башмака на расстоянии от оси их закрепления на поворотном рычаге, равном радиусу колеса тележки.
2.Стояночный тормоз по п. 1, отличающийся тем, что на поворотном рычаге установлена пластинчатая пружина, взаимодейстнуюшая с юрцоион частью .чкоиьгп б.чш мака со гторомы нх к|)еплс11ия иа iiDnoptiT ном рычаге. Источники информации, принятые по внимание при зкспертизе 1.Патент СССР № 5713, кл. Bfil И 7/04, 1926. 2.Ворончнхнн Г. И. и др. Подъемно-транспортные машины и устанопки. М., «Транспорт, 1972, с. 28-31, рнс. 22 а.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОРМОЗНОЙ БЛОК ДИСКОВОГО ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2586785C1 |
БЕЗГРЕБНЕВАЯ ЛОКОМОТИВНАЯ ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА | 2007 |
|
RU2337027C1 |
УСТРОЙСТВО СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА ДЛЯ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2008 |
|
RU2468942C2 |
Узел тормозной рычажной передачи железнодорожного транспортного средства | 1982 |
|
SU1031832A1 |
ТОРМОЗНОЙ БЛОК ДИСКОВОГО ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2605663C2 |
Рычажная система тормоза железнодорожного транспортного средства | 1982 |
|
SU1105351A1 |
ТОРМОЗ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2534105C2 |
Тормозная система железнодорожного транспортного средства | 1980 |
|
SU956333A1 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА | 2007 |
|
RU2337260C1 |
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЛОКОМОТИВНОГО И МОТОВОЗНОГО ПОДВИЖНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА | 2007 |
|
RU2337026C1 |
/ /J 12
Авторы
Даты
1980-01-25—Публикация
1978-03-16—Подача