Изобретение относится к устройст вам для гашения механических колеба ний и может быть использовано, например, для защити зданий и сооружений от сейсмического воздействия. Известен глгортизатор, содержащий упругий элемент в виде торсиона,зак репленного одним концом на защищаемом объекте, а другим концом связанного с источником колебаний 1. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является торсионный амортизатор, содержаний основание, два коаксиально расположенные торсиона и рычаги, соединенные одними концами попарно с концами соответствующих торсионов 2. Однако невысокая эффективность амортизаторов обусловлена увеличенирм длины торсионов при больших ходах недостаточной мягкости и податливости. Цель изобретения - повышение эффективности амортизации. Для этого предлагаемый амортиэатор снабжен двумя парами дополнитель ных рычагов, цтарнирно соединенных од ними концами между собой и основанием, а другими - с йоотвётствующими свободными концами основных рычагов так, что образуют шарнирный многозвенник. Кроме того, амортизатор снабжен червячными передачами для поджатия и настройки торсионов, гидробуферами, установленными между торсионами и основанием, а также установленными на основании направляющими опорами, с которыми взаимодействуют шарниры, соединяющие основные и дополнительные рычаги. На фиг. 1 изображена схема торсионного амортизатора; на фиг, 2 то же, в аксонометрии с частичным разрезом. Торсионный амортизатор содержит два коаксиально расположенных торсиона 1 и 2, рычаги 3-6, соединенные с концами торсионов 1 и 2 так, что закручивают их в разные стороны. Рычаги 3-6 шарнирами 7-10 соединены с дополнительными рычагами 11-14, которые, в евсжз очередь, попарно связаны между собой и с опорами 15 и 16 шарнирами 17 и 18 так, что образуют шарнирный многозвенник. Опоры 15 и 16 установлены на основании .19. возмущающее усилие передается на амортизатор через подишпники 20 и 21, расположенные на концах торсионов 1 и 2, Между погвиипниками 20 и 21 торсионов 1 и 2 и опорами 15 и 16 а основании 19 могут быть установлены гядробуферы 22 и 23, которые ограничивают ход амортизатора до тре буемой величины. Предварительная настройка и поджатие торсионов могут быть произведены посредством червячных передач 24 и 25, установленных на торсионе 1 и червячных передач 26 и 27, установленных на торсионе 2 Устойчивость амортизатора в продольном направлении обеспечивается направляющими опорами 28 и 29, устано лейнымм ira основании 19. Амортизатор работает следующим о разом. При возмущающем воздействии опоры 15 и 16 перемещаются вертикально и через рычаги 11, .12, а затем 3 и и соответственно 13, 14, а затем 5 и 6f закручивают торсионы 1 и 2, гася колебания. Гияробуферы 22 и 23 вое-, принимают резкие ударные колебания и ограничивают до определенной величины ход амортизации. Направляю щие опоры 28 и 29 не препятствуют вертикальному перемещению заходящих в них шарниров 7. и 8, Формула изобретения 1, Торсионный амортизатор, содер жащий основание, два коаксиально расположенные торсиона и рычаги,соединенные одними концами попарно с концами соответствующих торсионов, отличающийся тем,что, с цель повышения эффективности амортизации, он снабжен двумя парами дополнительных рычагов, шарнирно соединенных одними концами между собой и основанием, а другими - с соответствующими свободными концами основных рычагов так, что образуют шарнирный многозвенник. 2.Амортизатор по п. 1, отличающий с я тем, что он снабжен червячными передачами для поджатия и настройки торсионов. 3.Амортизатор по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что он снабжен гидробуферами, установленными  торсионами и основанием. 4.Амортизатор по пп. 1-3, о тличающийся тем, что он снабжен установленными на рснов.ании направляющими опорами, с которыми взаимодействуют шарниры, соединяющие основные и дополнительные рычаги. , Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР  187453, кл. F 16 F 1/14, 1962. 2.Сейсмостойкие конструкции зданий и сооружений. М,, Стройиздат, 1969, с. 71 (прототип).

| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| Подвеска сиденья транспортного средства | 1981 | 
 | SU979182A1 | 
| Амортизирующее устройство | 1981 | 
 | SU976149A1 | 
| СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 | 
 | RU2329159C1 | 
| ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 | 
 | RU2220863C2 | 
| Колесно-шагающий движитель | 1979 | 
 | SU880852A1 | 
| Виброизоляционная транспортная платформа | 2020 | 
 | RU2734126C1 | 
| ПОДВЕСКА ГУСЕНИЧНОЙ ПЛАТФОРМЫ БРОНЕМАШИНЫ | 2020 | 
 | RU2806834C2 | 
| Торсионный амортизатор | 1985 | 
 | SU1283454A1 | 
| ПОДВЕСКА ОБЪЕКТА БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ | 2015 | 
 | RU2596206C1 | 
| ТОРСИОННЫЙ УЗЕЛ В СОСТАВЕ СТАБИЛИЗАТОРА ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2023 | 
 | RU2824050C1 | 
 
		
		 
		
         
         
             
            
               
            
Авторы
Даты
1980-01-25—Публикация
1973-05-07—Подача