Система для автоматического регулирования скорости вращения частотноуправляемого асинхронного двигателя Советский патент 1980 года по МПК H02P7/42 

Описание патента на изобретение SU714610A1

;I

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в сие- темах, служащих для автоматического регулирования скорости асинхронных и синхронньгх двигателей, питаемых от статических преобразователей частота, .содержащих управляемый выпрямитель и автономный инвертор тока,

Известнь замкнутые системы автоматического частотного регулирования скорости асинхронногх и синхронного двигателей, содержащие контур регулирования внутренней ЭДС двигателя. В таких системах ЕЫХОД источника этилонного задающего напряжения соединен о одним из входов первого sneMesirra сравнения, к входу которого .подключен выход датчика внутренней ЭДС двигателя. Выход первого элемент сравнения соединен со входом регулятора ЭДС. Указанные элементы образуют внешний контур регулирования. Выход регулятора ЭДС подключен к одному из входов в1Х)рого элемента сравнения,

к другому Bxpjsy KOiPoporo подключен №1ход датчика тока двигателя. Выход второго элемента сравнения . cbefliffleH с Ессодом реГулятсЪра тока, образующего йод ганейный контур регулирования. Выход регулятора тока соединяется со йходом сиСтемЬ уйравлешгя силового

выпрямителя 11 V ;-: -,-.

известно, что Bbtxomroe напряжение автономного инвертора тока с ограниченной величиной емкости коммутирующих, конденсаторов, работающего на асиНхронНый или; синхронный двигатель, может бьтТь ripeдcтalвrtёнЪ в. виде двух составляющих, синусоидальногчэ Напряжения основной гармоники, коммутационной сосТавлякэщей, представляющей собой кра-рковремеНныё выбрось напряжения, амi плиту да которых может в несколько раз превышать амплнтуду Напряжения первой гармоники, .

Ксллмутационные выбросы присутствуют ив напряжении ни выходе датчика внутренней ЭДС двигателя. В случае подйлючения выхода датчика ЭДС к первом элементу сравнения на выходе регулятора ЭДС появляются значительные пуль- сации, приводящие к пульСаци.ям напряже ния на га 1ходе инвертора, что особенно сильно проявляется вобласти низких частот, в результате, чегонормальная работа Ьистемы становится практически невозможной при выходных часто тах ниже 5-10 Гц. Для обеспечения функционирования системы автоматического регулирования в широком диапазоне выходных частот инвертора между выходом датчика ЭДС двигателя и входом первого элемента сравнения включают фи1г1ьтр 17Жй; гроен- ные на Я , L , С -.элементах. Однако Такие системы не позволяют получить необходимую точность регулирования ЭДС двигателя во всем частотном, диа. пазоне и во всех- статических и динами ческих режимах. Из известных систем автоматического частотного регулирования (САР) скорости асинхронных и синхронных Йвигателей наиболее близкой по технической сущности является система регулироззання, описанная в 23, В этой системе мащина переметщбго fbiRa соеjOHHeHa с ггрс мыщленной сетью через ре гули1)уемый ныпрямитёль и автономный инвертор Toka, ко входам коТорьтх. подключены вьхходы блока уяравленИявьшр мителем и блока управл:анйяйнЁерт6ром соответственно. Система регулирования содержит основной контур регулйрова1ш внутренней ЭДС машины и подключенны контур регулирования тока стЙтдрйЖашинь переменного тока. Цепь обратной связи по внутренней ЭДС машивд вклю чает в себя последовательао сседи иен Bbie вьшрямитель и низкочастотный фил Так как в глубоко регулируёйьтх эле i троприводах переменного тока .диапазон . изменения частоть Ъьтходного напряжения автономного инвертора обставляет не менее 1 : 30 (например, от 2 до бО Гц), то низкочастотные фильтры, коэффициент затухания и коэффициент фазы оС которых являются функциями частоты, вызывают .амплитудные и фазо вые искажения передаваемого сигнала в цепи обратной связи по ЭДС дшгате Вследствие этого в известной автома- тической системе снижается точность регулирования ЭДС двигателя как в установиВ111ихся, так и в переходных режимах. Попытка получить коэффициен затухания , равным нулю, во всем частотном диапазоне приводит к усложнению САР в части внешнего контура регулирования. При этом увещчиваются также масса и габариты СДР. Кроме того,, такие фильтры вносят инерционность в цепь обратной связи, вызывающую снижение быстродействия и устойчивости системы. Целью .изобретения является повьпиение точности регулирования. Это достигается тем, что в известной системе автоматического регулирования скорости частотно-управляемого асинхронного двигателя, подключенного к статМескЬму преобразователю частоты на базе Управляемого вьпфямителя и автономного инвертора, содержащей блок ут1равл§ния автономным инвертором, подключенным ко входу ис точника задания частотьт и напряжения, блок управления выпрямителем, ш.од которого подсоединен к последовательно соединенным регулятору тока статора, регулятору внутренней ЭДС асинхронного двигателя, который через элемент сравнения соединен с источником задания частоты и напряжения, а также с преобразователем переменное напр$рйение - постоянное кап- р рйжение, состогащим из низкочастотного фильтра и вьпфямителя, входы которб-го соединены с да чиком внутрейпей ЭДС асинхронного диаГателя, в преобразователь переменное напряжение - постоянное напряжение между выпрямителем инизкочастотны, фильтром введено ключевое устройс.твб, управляющий вход которого соедийёй с вь1ХОдом блока управления автономным инверторов через дополнительно введенную цепь, составленную из последовательно соединенных формирователя управляющего сигнала, времязадаюшёй цепочки и линии задержки. .На фиг. 1 изображена структурная cjcetna сиЬчеМь автоматического регулирования скорости вращения частотно-. :управляёмого асинхронного двигателя; на фиг. 2 - возможный вариант последовательной цепи: линия задерлски, врёмязадающая цепочка, формирователь управляющего сигнала; на фиг. 3 а - е - кр1Ивые напряжений в отдель- . ных точках схемы, представленной на фиг. 1... В частотно-управляемом электроприводе переменного тока (фиг. 1) питание асинхронного дыггатсля 1 осуществляетсяот ПрсЯ ышленной сети 2 трехфазно5го переметюго напряжения через статический преобразователь частоты (СПЧ образованный управляемым вьшрямителе 3, проссепем 4 фильтра и автономньм инвертором 5 тока. Управление ы,шрямителя 3 осуществляется с помощыо блока 6, а управленне автономным иявертором 5 осуществляется с помощью блока 7. Система автоматического регулирования скорости асинхронногь двигателя 1 содержит регулятор 8 внутренней ЭДС, асинхронного двигателя 1, входящий в основной контур регулирования, и регулятор 9 тока статора асинхронного двигателя 1, входящий в подчиненный контур регулирования. В качестбе датчика тока статора служит трансформатор 10 постоянного тока, включенный в промежуточном звене СПЧ Источник 11 эталонного напряжения Bfeiдает задающие сигналь напряжения БЗ и частоты /3 в каналы регулирования внутренней ЭДС асинхронного двигателя и частоты на выходе автономного инвертора. 5., Датчик 12 внутренней ЭДС,асинхронного двигателя состоит из трансформаторов 13, 14, 15 напряжения И трансформаторов 16, 17, 18 тока, нагру женных на резисторы 19, 20, 21. Вьссо датчика 12 соединен со входом преобра зователя 22 трехфазного напряжения регулируемой амплитуды в пропоринонально изменяющееся постоянное напряжение. Преобразователь 22 содержит мостовой выпрямитель 23 на неуправля М диодах и подключенных к его выходу последовательно соединенных ключешй . блок 24, низкочастотный фильтр на конденсаторе 25 и резисторе 26. Параллель но конденсатору 25 подключен потевциометр 27, выход которого соединен лйнией 28 связи с элементом 29 cpaiBнэния контура регулирования внутренней ЭДС двигателя. Управляющий вход 30 (фиг. 1, 2) ключхэвого блока 24 соединен с выходом 31 формирователя 32 синхронизирующих, импульсов блока 7 управления инвертором через блок 33. vupaiajujjtiim nnJt3T jpiv/|j /fvi чсрсо wjiw ( Блок 33 предсталвяет Собой последовао но включенные линию 34 задержки. OJVJlnjnOnnrHtr viJTlJKLrUW VJ-г i UM fJnAt, времязадающую цепочку 35 и формировав тель 36 управляющего сигнала. -..Работа системы автоматического регулировагйя заключается в следующем. Выходное напряжение автономного ннвертора тока содержит коммутационные выбросы, отстающие по фазе от момента 0 6 поцачи имйульсрв управления на оснб15пые трфисторы автономного инвертора с вьгхода сисТёмь управления инвертором на некоторый угол, определяемый временем перезаряда коммутирующей емкости постошным 1Ъком нагрузки до напряжения, при котором начинается коммутация тока .в фазах нагрузки. Это отставание может составлять величину в несколько Сот микро секунд. В датчике 12 внутренней ЭДС асинхронного двигйтеля йроисходит геометрическое вычитание из фазного напряжения двигателя 1 напряжения,-, пропорштонального паденнйэ напряжения на активном сопротийлений фазовой обмотки статора и выделяемого на резисторах 19, 20, 21. Результирующее напряжение пропорцйЬйалЬнЪе;Внутренней ЭДС асинхронного двигателя, поступает на вход вьтрямитёля 23, на выходе которого образуется сигнал, который в первом приближении может быть представлен в виде напряжеййя Uj (фиг. За). При работе блока 7. управления автономным инвертором на шходб 31 формирователя 32 генерируются синхронизирующие импульсы (напряжение Uj на фиг. Зг). и импульсы поступают на вход линии 34 задержки, с выхода которой снимаются импульсы . Зд), отстающие of сигнала tfj на. щэемя t , равное временному сдвигу между передними фронтами импульсов 0 и коммутационных выбросов (фиг. 3,а). Напряжение запускает времязадающую цепочку ; 35, на выходе которой формируются импульсы Ug (фиг. 3,е) длительностью f , Длительности коммутационных выбросов. Сигнал U(, усиливается формирователем 36 и подается на аход 30 ключевого блока 24 в виде команды на закрывание ключевого блока 24 на время присутствия в напряжений t-i (фиг. За) коммуТа1шонн6гр выброса. В результате такой работы ключевого блока 24 на потенциометре 7, при отсутствии конденсатора 25, образуется 1гапряжё ше Ug - -( 36). При подключении конденсатора 25 параллельно потеншюметру 27 iia -I f /J нем формируется напряжение Uj (фиг. 3,в), поступающее в виде сигнала обратной связи по внутренней ЭДС асинхронного двигателя 1 на элемент 29 зравнения. В результате система осуосуществляет регулирование внутренней ЭДС асинхронного нвиг-ателя ггр ктиюсicH по основной гармонической составляющей выходного напряжения автономного инвертора тока (АИТ).

Линия 34 задержки выполнена по схеме заторможенного бл6кйнг-г энератора на транзисторе 37 (фиг, 2). Вторрй заторможенный блокинг-генератор на транзисторе 38-совмещает в себе функции времязадающей цепочки 35 и формирователя 36 управляющего сигнала. Первый

. - . 1.-fs-fc fKy -I

блокинг-генератор на транзисторе 37 генерирует импульс длительноетьюТ. Запуск второго блокинг-генератора на транзисторе 38 осуществляется задним фронтом импульса первого блокинг-генератора. При этом второй блокинг-гёне- ратор вырабатывает импу льс11еобходймой длительности , прикладьтваемый в запирающем направленйИ 1ПгГёр ёходу эмиттер-база ключевого блока 24. Регулируемые резисторы 39 и 40 служат плянастройки необходимых временных интервалов Т и Г/. , Так как в системе автоматического регулирования падение напряжения на ключевом блоке 24 практически равно нулю, то коэффициент затухания и цепи обратной связи по ЭДС раВен нулю. ВспЬдйтвие того, что коммутационные участки в кривой ы.1ходного напрйжения СПЧ малы по срйвне шю с мёжкбммутагшоннымй интервалами, емкости конденсатора 25 незначительна,.

в результате чего коэффициент фазы цепи обратной связи по ЭДС также стремится к нулю. Равенство нулю к6э4х{)Нциентов

6 и оС обеспечивает отсутствие ййплитудных и фазовых искажений передаваемого сигнала в цепи обратной связи по ЭДС и делает его независимым от час.тоты. В силу вЬ1щеуказанного .точность регулирования внутренней ЭДСТ1Сйнхронного двигатели как в установившихся, так и в переходных режимах в системе регулирования сожет быть существенно повышена (особенно в области низких частот), а инерционность цепи обратной связи по ЭДС может бьггь снижена

практически до нуля, что позволяет поЫз1Сйть быстродействие электропривода, формула изобретения Система для автоматического регу-

лирования скорости вращения частотноуправляемого асинхронного двигателя, поцключеннрго к статическому преобразователю частотЬ, вьшолненному на базе управляемого выпрямителя и автономного инвертора, содержащая блок управления авТономнь1М 1швертором, подключенный по Кгсоду к источнику задания частоты и. напряжения, .блок, управления бьшрямиТелем, вход которого соединен с регулятором тока статора, подключенным к регулятору Внутренней ЭДС асинхройиогр двигателя, который ; через элемент бравнеййя соединен с ист6чнико1у1 задания частоты и найряже- -,

ния, с преобразователем переменное

напряжение-постоянное напряжение, состоящим из низкочастотного фильтра и выпрймителя, входы которого соединены с датчиком внутренней ЭДС асинхронного двигателя, о т л, и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью прИТЩёния точности регулирования, в преобразователь переменное напряжение-постоянное напряжение между выпрямителем и низкочастотным фильтром Введен ключевой бло1с, управляющий вхЬд которого соединен с выходом блока управления автономным ii HBepTOpoM,;4epe3 допопнительно введенную цепь, составленную из последовательно соединенных времязацающей цепочки,- формирователя управляющего сигнала и Линии задержки.

Источники информации, принятые во внимание пои экспертизе

1.Сандлер А. С., Сарбатов Р. С. Автоматическое частотное управление асинхронными двигателями, М., Л., Энергия, 1974, рис. 2-1О.

2,ЭКспресс-1шфбрма1шя Автоматизированный элейтропри,вод, элекТротехнология и электроснабжение промышленными предприятиями, 19,76 г, jYo 32, реф. 164. - L:

28

714610

Похожие патенты SU714610A1

название год авторы номер документа
Устройство для управления многодвигательным электроприводом переменного тока 1987
  • Бару Александр Юрьевич
  • Богатырев Вадим Павлович
  • Эпштейн Исаак Израилевич
SU1422358A1
Частотно-регулируемый электропривод 1978
  • Кривицкий Сергей Орестович
  • Соколовский Дмитрий Иосифович
  • Эпштейн Исаак Израилевич
SU904174A1
СИСТЕМА ВЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТЬЮ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Иванов Владимир Михайлович
RU2317632C1
РЕКУПЕРИРУЮЩИЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД С ИНВЕРТОРОМ НАПРЯЖЕНИЯ 2003
  • Сидоров С.Н.
RU2262794C2
Регулируемый асинхронный электропривод 1981
  • Кривицкий Сергей Орестович
  • Эпштейн Исаак Израилевич
SU955483A1
Частотно-регулируемый электропривод 1979
  • Богатырев Вадим Павлович
  • Тютюнников Анатолий Александрович
  • Эпштейн Исаак Израилевич
  • Кривицкий Сергей Орестович
SU826543A1
Частотно-регулируемый электропривод переменного тока 1980
  • Кривицкий Сергей Орестович
  • Эпштейн Исаак Израилевич
SU892635A1
Способ двухзонного управления частотно-регулируемым электроприводом и устройство для его осуществления 1989
  • Волков Александр Васильевич
  • Шехтер Андрей Семенович
SU1676059A1
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ 2012
  • Козярук Анатолий Евтихиевич
  • Васильев Богдан Юрьевич
  • Емельянов Александр Петрович
RU2498496C1
Устройство для управления электроприводом переменного тока 1987
  • Бару Александр Юрьевич
  • Богатырев Вадим Павлович
  • Эпштейн Исаак Израилевич
SU1432712A1

Иллюстрации к изобретению SU 714 610 A1

Реферат патента 1980 года Система для автоматического регулирования скорости вращения частотноуправляемого асинхронного двигателя

Формула изобретения SU 714 610 A1

SU 714 610 A1

Авторы

Петренко Владимир Федорович

Талов Владислав Васильевич

Даты

1980-02-05Публикация

1978-04-17Подача