Устройство для измерения момента двигателя Советский патент 1980 года по МПК G01L3/22 

Описание патента на изобретение SU720323A1

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения вращающего момента двигателя. Известно устройство для измерения момента двигателя, содержащее на полюсе двигателя датчик Холла, токовые электроды которого соединены с включенным в якорную цепь двигателя шунтом f 1) . Недостатком этого устройства явля ется его недостаточная точность из-з влиянияотемпературы на характеристику датчика Холла. Наиболее близко по технической сущности к предлагаемому устройство, для измерения момента двигателя, содержащее датчик усилия и включенный на его выходе преобразователь сигнала датчика в электрическое напряжение 23. Недостатками известного устройства являются невысокая точность измерения, сложность наладки и эксплуатации устройства, обусловленные тем, что это устройство измеряет вращающий момент двигателя по величине деформации упругих элементов датчика усилия, связывающих статор двигателя с фундаментом.Вследствие того/-что являющийся элементом измерительной системы статор двигателя обладает большим моментом инерции, для получения приемлемых динамических свойств этой системы необходимо, чтобы упругие элементы имели повышенную жесткость, а это снижает чувствительность измерительного устройства и, следовательно, отрицательно влияет на точность измерения. Отрицательно сказывается на точности измерений также влияние фундамента и способа закрепления на нем двигателя, что требует тарировки устройства при каждой установке двигателя. Последнее обстоятельство усложняет наладку и эксплуатацию устройства. Цель изобретения - повышение точности измерения и упрощение наладки и эксплуатации устройства. Указанная цель достигается за счет того/ что в устройстве датчик УСИ.ПИЯ выполнен в виде двух чувствительных к нагрузкам элементов, которые установлены с двух сторон от оси полюса двигателя под элементами крепления этого полюса к статору двигателя.

На фиг. 1 схематически изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 схема устройства и один из возможных вариантов выполнения чувствительных к нагрузкам элементов.

Устройство для измерения момента двигателя содержит два чувствительных к линейным нагрузкам элемента 1 и 2 датчика усилия, установленные с двух сторон от оси полюса 3 двигателя под болтами 4 и 5 крепления этого полюса к статору 6 двигателя-. Выходы чувствительных элементов 1 и 2 подключены ко входу преобразователя 7 сигнала датчика в электрическое напряжение, пропорциональное моменту двигателя. Чувствительные элменты 1 и 2 представляют собой дроссели с обмотками 8 и сердечниками 9 из стальных пластин, проводимость поперечных пластин которых является функцией действующих вдоль оси болтов, 4 и 5 линейных нагрузок.

Преобразователь 7 сигнала Дс1тчика в электрическое напряжение соде;ржит трансформатор 10, первичная обмотка которого со средним выводом подключена через обмотки 8 чувствительHfcjx элементов 1 и 2 к источнику переменного напряжения, а вторичная обмотка через вьщрямитель 11 - к выходу устройства.

Устройство работает следующим образом.

При нулевом моменте двигателя натяжение болтов 4 и 5 одинаково, вследствие чего выходное напряжение преобразователя 7 сигнала датчика в электрическое напряжение, равное разности .сигналов с выходов двух чувствительных к линейным нагрузкам элементов 1 и 2, также будет нулевым. Появление момента двигателя (а следовательно, и момента, дрйствующего на полюс 3) вызовет увеличение натяжения одного-из болтов 4 или 5 и уменьшение натяжения другого, а их разность с помощью чувствитальных к линейным нагрузкам элементов 1 и 2 и преобразователя 7 обеспечит появление на выходе последнего напряжения,пропорционального величине момента-двигателя. При этом работа устройства не зависит отхарактера изменения магнитного потока двигателя, вследствие чего это устройство без изменений может применятся как при постоянном, так и при регулируемом потоке.

Характеристики устройства не зависят от места установки и способа крепления двигателя на фундаменте, вследствие чего не требуется многократная перетарировка этого устройства, что улучшает его наладку и эксплуатоцию, а также повм.иает точность измерения. В отлично от ипвестисзго устройства в данном устройстве элементом измерительной системы является на весь статор двигателя с большим MOfvieHTOM инерции, а лишь полюс двигателя, чтоснижает требование к жесткости упругих элементов и способствует повышению точности измерений.

Измерение натяжения болтов 4 и 5 , с помои1ью известных элементов I и 2 осуществляется следующим образом.

Под действием натяжения болта изменяется проводимость пластин сердеч. ника 9, что приводит к изменению

5 величины вихревых токов в сердечнике дросселя. Вследствие этого изменяется величина сопротивления обмотки 8 этого - дросселя пропорционально изменению нагрузки, а дифференциальная

0 измерительная схема преобразователя 7 обеспечивает при этом формирование напряжения, пропорционального моменту двигателя. В качестве чувствительных к линейным нагрузкам элемен5 ров 1 и 2 применяется обычно используемые для этих целей тензометрические, магнитоупругие и другие известные датчики.

Применение для измерения момента двигателя дросселей с изменяющейся под действием нагрузки поперечной проводимостью пластин их сердечников позволяет повысить чувствительность, исключить необходимость

применения дополнительных усилителей и специальных источников питания, упростить измерительную схему, что также способствует повышению точности, упрощению наладки и эксплуатации устройства.

Формула изобретения

Устройство для измерения момента двигателя,, содержащее датчик усилия и включенный на его выходе преобразователь сигнала датчика в электрическое напряжение, отличающееся тем, что, с целью повышения точности измерения и упрощения наладки и эксплуатации устройства, датчик усилия выполнен в виде двух чувствительных к нагрузкам элементов, которые установлены е двух сторон от ОСИ полюса двигателя под элементами крепления этого полюса к статору .двигателя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 122518, кл. Н 02 Р 5/06,-1959.

2.Авторское свидетельство СССР

№ 202282, кл. Н 02 Р 5/00, 1965 (прототип) .

Похожие патенты SU720323A1

название год авторы номер документа
Устройство для измерения крутящего момента, развиваемого двигателем 1990
  • Браташ Виктор Александрович
  • Гендельман Иосиф Михайлович
  • Манашкин Лев Абрамович
  • Бондарев Александр Матвеевич
  • Бичуч Михаил Леонидович
  • Пацовский Ростислав Юрьевич
  • Ивченко Юрий Николаевич
SU1723469A1
Реверсивный вентильный двигатель 1979
  • Пименов Виктор Михайлович
  • Никитин Владимир Михайлович
SU826513A1
Тяговый электропривод для маневровых тепловозов 2019
  • Пичугин Андрей Владиславович
  • Полюхович Владимир Степанович
  • Кострубов Евгений Евгеньевич
  • Небензя Кирилл Андреевич
RU2720229C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ НАГРЕВА И ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2013
  • Ким Сергей Ирленович
  • Кашников Геннадий Филиппович
  • Бойкова Екатерина Михайловна
  • Прохор Денис Иванович
RU2530742C1
Устройство для измерения скоростиВРАщЕНия АСиНХРОННОгО дВигАТЕля СфАзНыМ POTOPOM 1979
  • Достов Леонид Илларионович
  • Жибура Владимир Павлович
  • Марков Николай Александрович
  • Тедлиашвили Теймураз Александрович
SU830244A1
Реверсивный вентильный электродвигатель 1982
  • Пименов Виктор Михайлович
  • Никитин Владимир Михайлович
SU1030929A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ПОВЕРХНОСТЬЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Власичев Алексей Викторович
  • Захаренко Сергей Витальевич
  • Низовой Анатолий Васильевич
  • Филичев Леонтий Леонтьевич
RU2626581C1
Магнитоупругий преобразователь динамических усилий 1982
  • Тарханов Олег Владимирович
  • Гущин Виктор Васильевич
  • Сейль Феликс Рихардович
  • Ашуров Салиджан Абсаматович
SU1262304A1
Бесконтактная система зажигания двигателей внутреннего сгорания 1973
  • Баканов Геннадий Львович
SU555230A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ УДЕЛЬНЫХ ПОТЕРЬ В АНИЗОТРОПНОЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ СТАЛИ 1990
  • Слаута С.П.
  • Зубрилин Ф.А.
RU2029313C1

Иллюстрации к изобретению SU 720 323 A1

Реферат патента 1980 года Устройство для измерения момента двигателя

Формула изобретения SU 720 323 A1

SU 720 323 A1

Авторы

Ткаченко Валерий Яковлевич

Мительман Михаил Владимирович

Даты

1980-03-05Публикация

1978-07-12Подача