Изобретение относится к машиностроению, а именно к виброизоляиии машин и механизмов. Известен амортчзатор, сопержаший упругий элемент, подвижную и неподвижную опоры, демпфер, маховик и винтовую пару, служащую цпя преобразования поступательного движения опоры во вращательное движение маховика fl. Недостатком известного амортизатора является большой коэффициент трения, ко торый возникает в винтовой паре. Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является амортизатор, содер- жаишй две опоры, промежуточную массу, установленную между ними, упругие элементы, представляющие собой расположен ные под острыми равными углами к опорам пружины, рапномерно распределенные но окружности и выполняющие роль элемента поворота массы 2. Недостатком известного амортизатора является недостаточная виброизоляция вследствие появления реактивных момент тов, действующих на опору. Целью изобретения является повышение виброизоляции.Указанная цель достигается тем, что амортизатор снабжен дополнительной промежуточной массой, установленной соосно основной, на внутренних поверхностях каждой из которых по периметру выполнены обращенные друг к другу выступы, и элементами качения, установленными между промежуточными массами и между последними и одной из опор, а другая опора связана с промежуточными массами упругими элементами. На фиг. 1 изображен амортизатор, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез-А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг, 2; на фиг. 4 - вид В на фиг. 2. Амортизатор содержит две onoptii: корхнюю 1 и нижнюю 2, Верхняя опора 1 представляет собой корпус, состоящий из двух частей (на фигурах но noKnaniii.i), внутри которого соосно пруг пруГУ ус372тановлены основная 3 и пополнительная 4 промежуточпьге массы, выполнян щие функции маховиков, на внутренних поверхностях кажцой из которых по периметру выполнены обращенные друг к пругу выступы 5, 6 и 7, покрытые упруго демп фируюпшм материалом, например .резиной, Между основной 3 и цоп одни те ль но и 4 промежуточными массами и между ними и верхней опорой 1 установлены элементы 8 качения для уменьшения трения. Ни няя опора 2 жестко связана с выступами 5, 6, 7 каждой из масс упругими элементами 9, 10, 11 и 12, 13, 14, представляющими собой расположенные под острыми равными углами Я к опорам пружины, равномерно распределенные по окружности и выполняющие роль элементов поворота массы. Резьбовые отверстия 15 и болт 16 в верхней 1 и нижней 2 опорах служат для крепления амортизатора к виброизолируемому объекту и основанию {на фиг pax не показаны). Работает амортизатор след5бющим образом. При сжатии амортизатора осевой силой Р упругие элементы 9, 10, 11 и .12, 13, 14 деформируются, и на радиаль ные выступы 5, 6, 7 каждой массы 3 и 4 начинают пействовать силы Р -, которые на радиусе г создают закручива ющие моменты, приводяшие к вращению верхней 3 и нижней 4 масс, соответстве но по часовой и против часовой стрелки на одинаковые углы. В результате втого реактивные моменты, действующие на опо ры 1 и 2, от вращения масс 3 и 4 погашают друг друга. При раздвижении опор 1 и 2 происходит обратное действие сил, и массы 3 и 4 поворачиваются в противоположные сто роны. Е слецствие дополнительной кинетической энергииЧ)т принудительного вра щения масс величина приведенной массы верхней опоры возрастает на величину где 3 - момент инерции маховика относ тельно оси вратцения.Коэффициент жесткос ти амортизатора можио определить, пренебрегая ввиду малости скручиванием ре сор, по формуле: 4 а &тЫ гпе Е - модуль упругости материала пру жины; fo,b,C. - ширина, толщина и пли на пружин i - количество пружин. Поскольку массы 3 и 4 между собой и верхней опорой 1 соединяются элементами 8, то трение качения OKasbiBaercfl незначительным, что привопит к спи/копию коэффициента цемп4ирования к улучшс -:ию виброизолирующйх CF5OHCTB амортк.затора в зарезонансных режимах, Увеличение приведенной масс позволяет снизить собственную частоту системы, увеличить отстройку от резонансных зон и существенно повысить э4и|)ект виброизоляции без значительного увеличения веса амортизатора, Соверцая линейные и угловые колебания массы 3 и 4 с верхней опорой 1 преодолевают инерцию поступательного движения и тем самым существенно поглощают энергию вибрагтй. При значительных осевых деформациях амортизатора, которые могут возникнуть, например при ударных нагрузках или больщих ускорениях, обрезинениые радиальные выступы 5, б и 7 масс 3 и 4, вращаясь навстречу друг другу, ударяются, поглощая энергию. Одновременно эти выступы служат ограничителями цопуст-и ых нагрузок на амортизатор. Формула ч с о б Р с: т с н и я Аморти.затор, соцержащий цве опоры, промежуточную массу, установленную между ними, упругие элементы, прецставляющие собой расположенные под острыми равными углами к опорам пружинг:), равномерно распределенные по окружности и выполняющие роль элемента noBOpoi-a массы, отличающийся тем, что, с целью повышения э4)фектквности виброиз.оляции., он снабжен дополнительной промежуточной массой, устаноплонпой соосно основной, на внутренних поверхностях; каждой из которых по периметру выполнены обращенные друг к другу выступы, и элементами качения, установленными между промежуточными массами и между по.следними и одной из опор, а другая опора связана с промежуточными массами упрут-ими элементами. Источники информации, принятые во внимагще при экспертизе 1.Патент Англии № 1091778. кл. F 2 S , 1965. 2.Авторское свидетельство СССР по заявке № 1853112/25-28, вл, F 16 F 15/02, 1972 (прото-гап).
в
Фиг.1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Амортизатор | 1979 |
|
SU821817A1 |
Амортизатор | 1980 |
|
SU937820A1 |
ВЕРХНЯЯ ОПОРА ПОДВЕСКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2374089C1 |
Способ динамического гашения колебаний объекта защиты и устройство для его осуществления | 2017 |
|
RU2654890C1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1987 |
|
RU2031039C1 |
Самонастраивающийся амортизатор | 2018 |
|
RU2696150C1 |
Виброизолятор | 1990 |
|
SU1763752A1 |
ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПРУЖИННЫЙ ВИБРОИЗОЛЯТОР КОЧЕТОВА | 2016 |
|
RU2636845C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА (ВАРИАНТЫ) | 1991 |
|
RU2100672C1 |
Амортизатор | 1990 |
|
SU1744322A1 |
1
.г
Фиг.З
Виде
Фиг.4
Авторы
Даты
1980-03-15—Публикация
1973-04-26—Подача