Изобретение относится к строительству тоннелей большого сечения любого назначения, расположенных в скальных породах средней и высокой крепости. Известен способ проходки тоннеля большого сечения, при котором сперва проходят нижнюю штольню, затем из нее разрабатывают фурнели, после чего производят рассечку; верхней штольни, а затем раскрывают калотту и производят крепление свода l. Недостаток этого способа - его боль шая трудоемкость. Наиболее близким к предлагаемому пв тегшической сущности и достигаемом результату является способ проходки то неля большого сечения, включающий про ходку боковых штолен под опорные части свода, бетонирование опорных, частей свопа, возведение свода опирающегося на опорные части свода и разрнботку по контуру средней части свода и порооного ядра .2. Недостаток данного способа заключается в его большой трудоемкости и низкой безопасности, что может привести к травмам рабочих по проходке. Цель изобретения - повышение безо пасности работ за счет формирования несущего свода в породе при взрывании скважин. Поставленная цель достигается тем, что перед бетонированием опорных час тей свода разрабатывают по контуру среднюю часть свода бурением скважин с последующим их заряжанием и взрыванием, затем бурят скважины в основании пят опорных частей свода, устанавливают в них анкеры,к которым крепят арматуру, а при бетонировании опорных частей свода заделывают элементы для подвески опалубки средней части свода. На фиг. 1 схематически изображены пройденные штольни под боковые части свода и строчки гладко10 откола; на фиг. 2 забетониров(1И17Ы(ч боковып части свода и анкеры в основпниях; пят и пройцонный межштольиевой цолик; на фиг. 3 - опалубка средней части свода поцвешеиная к боковым частям свода; на фиг. 4 - полностью выполненная обделка свода. Тоннель 1 проходят следующим образом. Проходят боковые штольни 2 под опорные части свода 3. Разработку штолен ведут известным, например, буровзрывным способом. По мере проходки штолен 2 из них, по внешнему контуру средней части свода 4, производят бурение скважин 5 для образования стро чек предварительного откола. Затем производят заряжание скважин 5 и их. взрывание. При взрывании строчк предварительного откола происходит некоторое перемеш;ение кровли свода вниз и опирание ее на опорное ядро 6 (при этом система: строчка предварительного откола - опорное ядро сработала аналогично податливой крепи, которая обеспечивает образование несущего породового свода, т. е. обеспечивает использоват1е несущих свойств горного массива). После взрывания строчек предварительного откола в основании 7 пят 8 свода бурят скважины и устанавливают в них анкеры 9, параметры которых (глубину, диаметр и шаг) определяют расчетом или на основании исследований К анкерам 9 приваривают арматуру Ю свода и бетонируют две крайние (опорны части свода 3. При бетонировании крайних частей в них заделывают закладные части 11 для подвешивания опалубки средней части свода 4. После набора бетоном опорных часте свода 3 необходимой прочности к ним подвешивают опалубку 12 и бетонируют среднюю часть свода 4. Затем проходят нижний ярус тоннеля 1. 7 24 Таким образом, бла1юда.)я применению предложенного способа достигяется уменьшение многооперационности работ по проходке тоннеля большого сечения и повышается безопасность работ за счет формирования несущего свода в породе при взрывании в своде строчки предварительного откола, т. е. в целом - сокращаются затраты времени и средств на проходку тоннеля. Формула изобрет е н и я Способ проходки тоннеля большо1 о сечения, включающий проходку боковых штолен под опорные части свода, возведение свода, опирающегося на опорные части сводами разработку по контуру средней части свода и породного ядра, отличающийся тем, что, с делью повышения безопасности работ за счет формирования несущего свода в породе при взрывании скважин, перед бетонированием опорных частей свода разрабатывают по контуру сред1пою часть свода бурением скважин с последующим их заряжанием и взрыванием, затем бурят скважины в основании пят опорных частей свода, устанавливают в них анкеры к которым крепят арматуру, а при бетонировании опорных частей свода заделывают элементы для подвески опалубки средней чаЬти свода. Источники информации, принятые во внимание при экпертизе 1.Карасев И. Ф. и ар. Постройка тоннелей- М., Оргэнергострой, 1958, с. 2О5-211. 2.Патент Франции № 2227396, кл. Е 01 Q З/ОЗ, опублик. 1974 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ обнажения и крепления выработок камерного типа | 1981 |
|
SU1049666A1 |
Способ сооружения станции метрополитена глубокого заложения на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов | 2023 |
|
RU2825811C1 |
Способ проходки выработок большого сечения | 1981 |
|
SU989083A1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ | 1990 |
|
RU2012719C1 |
Железобетонная обделка стен подземного сооружения | 1977 |
|
SU926303A1 |
Способ сооружения односводчатой станции метрополитена глубокого заложения | 2021 |
|
RU2764510C1 |
Способ сооружения туннеля | 1980 |
|
SU883459A1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ | 1993 |
|
RU2082883C1 |
Способ возведения станции метрополитена глубокого заложения | 1990 |
|
SU1763584A1 |
Способ сооружения проходов в пилонных станциях метрополитена глубокого заложения | 2018 |
|
RU2691420C1 |
Авторы
Даты
1980-03-25—Публикация
1978-03-13—Подача