Способ сооружения односводчатой станции метрополитена глубокого заложения Российский патент 2022 года по МПК E21D1/00 E21D9/00 

Описание патента на изобретение RU2764510C1

Изобретение относится к строительству метрополитенов глубокого заложения, в частности к строительству односводчатых станций в твердых глинистых либо полускальных грунтах.

Известен способ сооружения односводчатых станций метрополитена глубокого заложения (Тоннели и метрополитены: учебник для вузов / В.Г. Храпов, Е.А. Демешко, СВ. Наумов и др. - Москва: Транспорт, 1989. - С. 361-364.), содержащий следующие этапы производства работ:

- устройство шахтного ствола с подходной выработкой, ведущей к торцевой части станции;

- эректорная проходка двумя забоями опорных тоннелей со сборной тюбинговой обделкой на всю длину станции;

- бетонирование опор свода в опорных тоннелях;

- немеханизированная проходка криволинейной штольни на деревянной временной крепи в торце станции;

- монтаж в криволинейной штольне блокоукладочной фермы с фрезерным агрегатом с последующей механизированной проходкой калотты с устройством сборной блочной обделки на всю длину станции;

- механизированная разработка ядра сечения и лотковой части уступами;

- монтаж обделки обратного свода.

Недостатком данного способа является длительность производства работ, возникающая вследствие большого числа последовательно совершаемых технологических операций, а также высокая материалоемкость.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является способ сооружения односводчатых станций метрополитена глубокого заложения (Фролов, Ю.С. Метрополитены: учебник для вузов / Ю.С. Фролов, Д.М. Голицынский, А.П. Ледяев; ред. Ю.С. Фролов. - Москва: Желдориздат, 2001. - С. 450-451, 479-486), содержащий следующие этапы производства работ:

- устройство шахтного ствола с подходной выработкой, ведущей к торцевой части станции;

- механизированная проходка опорных тоннелей горнопроходческим комбайном избирательного действия двумя забоями на всю длину станции с крепью из набрызг-бетона;

- бетонирование опор свода в опорных тоннелях;

- немеханизированная проходка криволинейной штольни на деревянной временной крепи в торце станции;

- монтаж в криволинейной штольне блокоукладочной фермы с фрезерным агрегатом с последующей механизированной проходкой калотты с устройством сборной блочной обделки на всю длину станции;

- механизированная разработка ядра сечения и лотковой части уступами;

- монтаж обделки обратного свода.

В этом способе за счет возможности создания рационального очертания опорных тоннелей горнопроходческим комбайном избирательного действия уменьшаются объемы разрабатываемого грунта и объемы монолитного бетона в опорных тоннелях.

В то же время недостатком данного способа является длительность производства работ, возникающая вследствие большого числа последовательно совершаемых технологических операций.

Задача изобретения - ускорение сроков строительства за счет применения комплексной механизации: увеличения вдвое числа забоев при проходке опорных тоннелей и калотт, при разработке ядра сечения и монтаже обратного свода; также за счет значительного сокращения доли ручного труда, поскольку сооружение монолитной камеры позволяет выполнять монтаж блокоукладочных ферм с фрезерными агрегатами без немеханизированных проходок криволинейных штолен на деревянной временной крепи.

Технический результат достигается тем, что в способе сооружения односводчатой станции метрополитена глубокого заложения устраивают шахтный ствол с подходной выработкой, выполняют механизированную проходку опорных тоннелей горнопроходческим комбайном избирательного действия с крепью из набрызг-бетона, бетонируют опоры свода в опорных тоннелях, монтируют блокоукладочную ферму с фрезерным агрегатом в калотте с последующей механизированной проходкой калотты с устройством сборной блочной обделки, выполняют механизированную разработку ядра сечения до лотковой части уступами, монтируют обделку обратного свода, при этом в центре станции сооружают монолитную камеру, к которой подводят подходную выработку, опорные тоннели проходят четырьмя забоями из монолитной камеры, а проходку калотты, разработку ядра сечения и монтаж обделки обратного свода выполняют двумя забоями из монолитной камеры.

Вся совокупность существенных признаков позволяет использовать изобретение для сооружения односводчатых станций в твердых глинистых либо полускальных грунтах, ускоряя сроки производства работ.

Сущность изобретения поясняется чертежами:

- фиг. 1: план односводчатой станции на этапе сооружения шахтного ствола, подходной выработки и монолитной камеры;

- фиг. 2: поперечный разрез монолитной камеры на этапе ее сооружения;

- фиг. 3: продольный разрез монолитной камеры на этапе ее сооружения;

- фиг. 4: план односводчатой станции на этапе проходки опорных тоннелей;

- фиг. 5: продольный разрез монолитной камеры на этапе проходки опорных тоннелей;

- фиг. 6: продольный разрез монолитной камеры на этапе бетонирования опор свода в опорных тоннелях;

- фиг. 7: план односводчатой станции на этапе проходки калотт;

- фиг. 8: продольный разрез монолитной камеры на этапе проходки калотты с возведением обделки свода;

- фиг. 9: продольный разрез монолитной камеры на этапе разработки ядра и лотковой части;

- фиг. 10: продольный разрез односводчатой станции вне монолитной камеры на этапе монтажа обделки свода.

Вначале известными методами сооружают шахтный ствол 1 и подходную выработку 2. Затем горным способом проходческим комбайном избирательного действия сооружают монолитную камеру 3 с набрызг-бетонной крепью и монолитной железобетонной обделкой. Далее из монолитной камеры 3 горнопроходческим комбайном избирательного действия выполняют механизированную проходку опорных тоннелей 4 четырьмя забоями с крепью из набрызг-бетона. Затем в опорных тоннелях 4 бетонируют опоры свода 5. Далее в монолитной камере 3 монтируют блокоукладочные фермы с фрезерными агрегатами и выполняют механизированную проходку калотт двумя забоями с устройством сборной блочной обделки 6. Затем горнопроходческим комбайном избирательного действия разрабатывают ядро сечения 7 и лотковой части 8 уступами двумя забоями, после чего монтируют обделку обратного свода 9.

По сравнению с прототипом заявляемый способ значительно повышает производительность работ по сооружению односводчатой станции метрополитена глубокого заложения за счет того, что устройство монолитной камеры позволяет увеличить вдвое количество забоев при проходке, а также значительно сокращает долю ручного труда, исключая из процесса сооружения станции немеханизированную проходку криволинейных штолен для монтажа блокоукладочных ферм с фрезерным агрегатом.

Похожие патенты RU2764510C1

название год авторы номер документа
ТРЕХСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА КОЛОННОГО ТИПА И СПОСОБЫ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (УСТРОЙСТВО И СПОСОБЫ ЮРКЕВИЧА П.Б.) 2012
  • Юркевич Павел Борисович
RU2510444C2
Односводчатая станция метрополитена глубокого заложения с опорными тоннелями, сооружаемая закрытым способом производства работ 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2785300C1
Односводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ с боковыми пассажирскими платформами 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Андреев Артур Романович
RU2795011C1
ДВУХЪЯРУСНЫЙ ОДНОСВОДЧАТЫЙ ПЕРЕСАДОЧНЫЙ СТАНЦИОННЫЙ УЗЕЛ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1996
  • Захаров Г.Р.
  • Салан А.М.
  • Кулагин Н.И.
  • Александров В.Н.
  • Филонов Ю.А.
  • Арефьев О.Т.
  • Маслак В.А.
  • Яковлев А.Н.
RU2131960C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1993
  • Вирин Л.Д.
  • Земельман А.М.
  • Кривенко А.А.
  • Никитин С.О.
  • Хацкелевич Д.Л.
  • Левина Н.П.
RU2082883C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1993
  • Белов Б.В.
  • Вирин Л.Д.
  • Жуков И.Л.
  • Земельман А.М.
  • Костюченко В.Г.
  • Кривенко А.А.
  • Мамаладзе Э.Г.
  • Манюков А.Г.
  • Милов В.Г.
  • Муромцев Ю.З.
  • Никитин С.О.
  • Меркулов В.В.
  • Томадзе А.Л.
  • Хацкелевич Д.Л.
RU2082884C1
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ДВУХСВОДЧАТОЙ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 2013
  • Давтян Никол Григорьевич
  • Есаян Армен Тигранович
  • Давтян Ованнес Никольевич
RU2536539C2
Способ сооружения станции метрополитена глубокого заложения на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2825811C1
Односводчатая станция метрополитена 1979
  • Айвазов Юрий Николаевич
  • Лысяк Владимир Александрович
  • Шкута Евгений Феоктистович
SU855132A1
Способ сооружения станционного узла метрополитена глубокого заложения 1983
  • Кулагин Николай Иванович
  • Сахиниди Иван Константинович
  • Щукин Сергей Петрович
  • Конончук Георгий Павлович
  • Яковлев Александр Николаевич
  • Рюмин Владимир Михайлович
  • Пестов Юрий Сергеевич
  • Федоров Георгий Александрович
  • Горышин Владимир Всеволодович
  • Максимов Борис Дмитриевич
  • Теленков Николай Николаевич
  • Александров Вадим Николаевич
  • Тузин Марат Васильевич
  • Степанов Петр Васильевич
SU1164425A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 764 510 C1

Реферат патента 2022 года Способ сооружения односводчатой станции метрополитена глубокого заложения

Изобретение относится к строительству метрополитенов глубокого заложения, в частности к строительству односводчатых станций в твердых глинистых либо полускальных грунтах. Техническим результатом изобретения является ускорение сроков строительства за счет применения комплексной механизации: увеличения вдвое числа забоев при проходке опорных тоннелей и калотт, при разработке ядра сечения и монтаже обратного свода; также за счет значительного сокращения доли ручного труда, поскольку сооружение монолитной камеры позволяет выполнять монтаж блокоукладочных ферм с фрезерными агрегатами без немеханизированных проходок криволинейных штолен на деревянной временной крепи. Согласно способу сооружают шахтный ствол и подходную выработку. Затем горным способом проходческим комбайном избирательного действия сооружают монолитную камеру с набрызг-бетонной крепью и монолитной железобетонной обделкой. Далее из монолитной камеры горнопроходческим комбайном избирательного действия выполняют механизированную проходку опорных тоннелей четырьмя забоями с обделкой из набрызг-бетона. Затем в опорных тоннелях бетонируют опоры свода. Далее в монолитной камере монтируют блокоукладочные фермы с фрезерными агрегатами и выполняют механизированную проходку калотт двумя забоями с устройством сборной блочной обделки. Затем горнопроходческим комбайном избирательного действия разрабатывают ядро сечения и лотковой части уступами двумя забоями, после чего монтируют обделку обратного свода. 10 ил.

Формула изобретения RU 2 764 510 C1

Способ сооружения односводчатой станции метрополитена глубокого заложения, включающий устройство шахтного ствола с подходной выработкой, механизированную проходку опорных тоннелей горнопроходческим комбайном избирательного действия с крепью из набрызг-бетона, бетонирование опор свода в опорных тоннелях, монтаж блокоукладочной фермы с фрезерным агрегатом в калотте с последующей механизированной проходкой калотты с устройством сборной блочной обделки, механизированную разработку ядра сечения до лотковой части уступами, монтаж обделки обратного свода, отличающийся тем, что в центре станции сооружают монолитную камеру, к которой подводят подходную выработку, опорные тоннели проходят четырьмя забоями из монолитной камеры, а проходку калотты, разработку ядра сечения и монтаж обделки обратного свода выполняют двумя забоями из монолитной камеры.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2764510C1

Односводчатая станция метрополитена глубокого заложения 1981
  • Айвазов Юрий Николаевич
  • Шкута Евгений Фектистович
SU1017778A1
Односводочатая станция метрополитена 1974
  • Антонов Олег Юрьевич
  • Сильвестров Сергей Николаевич
  • Афендиков Леонид Семенович
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Соловьев Юрий Филиппович
  • Федоров Георгий Александрович
  • Медейко Владимир Иванович
  • Сахиниди Иван Константинович
  • Скобенников Георгий Александрович
SU530933A1
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ДВУХСВОДЧАТОЙ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 2013
  • Давтян Никол Григорьевич
  • Есаян Армен Тигранович
  • Давтян Ованнес Никольевич
RU2536539C2
Способ сооружения пересадочной станции метрополитена односводчатой конструкции 1982
  • Кулагин Николай Иванович
  • Сахиниди Иван Константинович
  • Щукин Сергей Петрович
  • Федоров Георгий Александрович
  • Горышин Владимир Всеволодович
  • Максимов Борис Дмитриевич
  • Голицинский Дмитрий Михайлович
SU1087670A1
ОДНОСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА, РАЗМЕЩЕННАЯ В ДВУХПУТНОМ ПЕРЕГОННОМ ТОННЕЛЕ 2019
  • Грошиков Сергей Николаевич
  • Рубинчик Эдуард Борисович
  • Хуснуллин Марат Шакирзянович
  • Сандуковский Александр Эзарович
  • Панкратенко Александр Никитович
  • Матюхин Борис Николаевич
  • Новиков Андрей Евгеньевич
RU2701762C1
RU 96101124 A, 27.01.1998
JP 3122399 A, 24.05.1991.

RU 2 764 510 C1

Авторы

Коньков Александр Николаевич

Новиков Анатолий Леонидович

Сокорнов Антон Александрович

Даты

2022-01-18Публикация

2021-02-12Подача