.Изобретение относится к области машиностроения и .может быть использовано для безлюфтовон передачи крутящего момента от ведущего вала, к ведомому в механизмах, где при возрастании нагрузки уменьшается число оборотов ведущего звена и наоберот (например, в качестве соединительного промежуточного звена в электродвигателях). Известна муфта для безлюфтовой передачи крутящего момента, содержащая две полумуфты с поводками, взаимодействующие через крестовину, имеющую секторные хвостовики, два из которых жестко связаны с основанием крестовины, а два других, расположенных диаметрально, установлены подвижно, а также инерционные массы 1. Однако при использовании муфты в механизмах, где с ростом числа оборотов уменьшается передаваемый крутящий момент и наоборот (например, в электродвигателях, двигателях внутреннего сгорания, дизелях), муфта нодвержена повышенному износу. Это объясняется тем, что она отрегулирована на передачу максимально возможного момента (поджатие подвижных секторных хвостовиков к крестовине имеет постоянную величину), поэтому независимо от числа оборотов и нагруз1 и будет происходить .повышенный износ контактирующих частей муфты. Цель изобретения - повышение срока службы муфты путем уменьшения износа ее контактирующих частей. Данная цель достигается тем, что муфта снабжена упругими элементами, выполненными в виде эластичных камер и соединенных с ними сильфонов, заполненных рабочей средой под давлением, каждый из подвижных секторных хвостовиков выполнен из двух секторных частей, шарнирно связанных с основанием крестовины, при этом упругие элементы размещены между указанными секторными частями хвостовиков, инерционные массы закреплены на свободных торцах сильфонов, а центр масс каждой секторной части и ось ее шарнирной связи с основанием крестовины расположены в одной плоскости с осью вращения муфты. На чертеже изображена описываемая муфта. Муфта содержит две полумуфты с поводками 1 и 2. Поводки 1 и 2 взаимодействуют через крестовину, имеющую основание 3 и секторные хвостовики. Два секторных хвостовика 4 и 5 жестко связаны с основанием, а два других, расположенные диаметрально, выполнены каждый из двух секторных частей 6 и 7, шарнирно связанных носредством штифтов 8 с основанием 3 крестовины.
Между секторными частями 6 и 7, контактируя с нх боковыми по0ерхностямй, расг положен упругий элемент в внде эластичной камеры 9. Внутренняя нолость 10 камеры 9 связана на периферии с сильфоном 11, герметизирована и заполнена рабочей средой нод давлением (например, газом). Свободные торцы сильфонов 11 жестко связаны с инерционными массами 12, расположенными в радиальных пазах 13. Основание 3, ось каждой секторной части 6 и 7, дентр ее масс А и ось вращения муфты расположены в одной плоскости (во избежание влиянкя центр-альных сил на разворот секторов относительно шарнира). Поскольку в таком случае плечо, на которое действуют центробежные силы, равно нулю, то влияния на поджатие секторов к подводкам они оказывать не будут.
Работа муфты осуществляется следующим образом.
Для поджатия секторов 6 и 7 к поводкам 1 и 2 полумуфт с усилием, необходимым для передачи момента без люфта при рабочих оборотах ведущего звена (например, электродвигателя), соответствующих передаче максимального крутящего момента, внутренняя полость 10 эластичной камеры 9 заполняется рабочей средой, например воздухом, под давлением.
При низких оборотах муфты, а следовательно, при большом крутящем моменте на инерционные массы, связанные с сильфонайй, действуют незначительные центробежHttecHJiHi Сильфон растянут незначительно и секторные части поджат 1 к поводкам с большим усилием. При увеличении числа ЬбЬрЬтоё, а -следовательно, уменьщении перёд,айаемЬго момента, на инерционные масСй будут Действовать большие центробежНЫёсйлы, растягивающие сильфон, вслед CTBWe «iero произойдет увеличение объема
герметичной полости, понижение в ней давления и, как следствие, уменьшение усилия поджатия секторных частей к поводкам.
Данная: конструкция позволяет уменьшить износ трущихся частей муфты, а следовательно, повысить ее долговечность. Поскольку уменьшаются потери в муфте на трение, то она обладает большим КПД передачи. При этом за счет наличия эластичной камеры, заполненной сжатым газом, муфта обладает хорощими демпфирующими свойствами.
.Формула изобретения
Муфта для безлюфтоврй передачи крутящего момента, содержащая две полумуфты с поводками, взаимодействующие через крестовину, имеющую секторные хвостовики, два из которых жестко связаны с основанием крестовины, а два других, расположенных диаметрально, установлены подвижно, а также инерционные массы, отличающаяся тем, что, с целью повышения срока службы путем уменьшения износа ее контактирующих частей, она снабжена упругими элементами, выполненными в виде эластичных камер и соединенных с ними сильфонов, заполненных рабочей средой под давлением, каждый из подвижных секторных хвостовиков выполнен из двух секторных частей, щарнирно связанных с основанием крестовины, при этом упругие элементы размещены между указанными секторными частями хвостовиков, инерционные массы закреплены на свободных торцах сильфонов, а центр масс каждой секторной части и ось ее шарнирной связи с основанием крестовины расположены в одной плоскости с осью вращения муфты.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 602706, кл. F 16D 3/48, 1976.
13
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Безлюфтовая муфта | 1978 |
|
SU700711A1 |
Муфта для безлютовой передачи крутящего момента | 1977 |
|
SU625068A1 |
Муфта для безлюфтовой передачи крутящего момента | 1978 |
|
SU720221A1 |
Муфта для безлюфтовой передачи кру-ТящЕгО MOMEHTA | 1979 |
|
SU815335A1 |
МУФТА ДЛЯ ВЕЗЛЮФТОВОЙ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГОМОМЕНТА | 1972 |
|
SU348784A1 |
Фрикционная муфта | 1978 |
|
SU724832A1 |
Реверсивная упруго-центробежная муфта | 1978 |
|
SU681265A1 |
Предохранительная муфта | 1979 |
|
SU842273A1 |
Муфта | 1979 |
|
SU832158A1 |
Компенсационная безлюфтовая муфта | 1991 |
|
SU1795177A1 |
Авторы
Даты
1980-03-30—Публикация
1978-06-26—Подача