Изобретение относится к составам вяжущих и может быть использовано в строительстве, преимущественно в дорожном и аэродромном. Известно вяжущее, включающее,%: нефелиновый шлам 72-86, активатор 10-18 и глиноземистый цемент 4-10. Недостатками этото вяжущего и бетонов на его основе являются низкая прочность и недолговечность, обусловленные высоким содержанием щелочных водорастворимых соединений Химическое взаимодействие соединений щелочн металлов с потенциально реакционноспрсобным заполнителями вызывает разрушение бетонов. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предложенному является вяжущее, включающее нефелиновьш шлам или цементную пыль уноса, портландцемент и гра1 лированный топливный шлак при соотношении компонентов, вес.%: Нефелиновый .шлам или цементная пыль уноса60-80 Портландцемент10 - 20 Гранулированный топливный шлакО - 20. Однако данное вяжущее характеризуется относительно невысокой гфочностью. Это обусловлено недостаточным количеством водонерастворимых соединений типа природного анальцита, которые образуются в результате взаимодействия щелочных водорастворимых соединений с продуктами гидролиза гранулирован.юго тотивного шлака. Кроме того, к недостаткам вяжзтцего и бетонов на его основе относятся короткие сроки схватывания и торможение процессов твердения, вызьгеающие медле1ПП)1Й набор прочности после схватывания. Эти недостатки обусловлены замедляю: щим действием пластифицирующих поверхностно-активных технических лигносульфонатов, являющихся основным компонентом нефелинового шлама, на гидратацию и высоким содержанием щелочных С1 единений в цементной пьши уноса. Кроме того, известное вяжущее обладает штасой размолоспособностью, что снижает производительность мельниц, увеличивает расход электроэнергии и повышает его стоимость. Цель изобретения - повыцгение прочности и замедление начала схватывания. Поставленная цель достигается тем, что вяжутлее, включагошее нефелиновый шлам или цементную пыль уноса, портландцемент и гранулированный топливный шлак, содержит ком поненты в соотношении, вес.% Нефелиновый шлам или цементная пыль уноса20 - 40 ГТортлашвДемент10 - 30 Гранулированный топливный шлак 50-70 Сутциость юобретения в том, что увеличение в вяжущем гранулированного топливного шлака до 50-70 вес.% способствует полному связыванию щелошых водорастворимых соединений с глиноземом и кремнеземом, являющих ся продуктами гидролиза гранулированного топ ливного шлака. В результате реакции увеличивается содержание прочных водонерастворимых соединений аналогичных прнро днолауанальциту, что существенно повышае у . у J, f прочность вяжушего. Прочностные свойства „ улучшаются также за счет взаимодействия продуктов гидролиза шлака с известью, образующейся при гидратации, кроме того, портландцемент и пыль шлама или пыль уноса в количестве до 20-40 вес.%, позволяют уменьшить тормозящее действие поверхностно-активных добавок на гидратацию /S-CjS и замедлить начало срока схватывания U ;ник ольагыванш,. Вяжущее готовят пукм совместного помола исходных материалов до остатка 6-8% на сите -, , Для получения вяжутцега используют нефели новый шлам Волховского глиноземного комбината, портландцемент марки 300 и пыль уноса Подольского завода и гранулированный Материал ЗЮз AljOj FejOj FeO Нефелиновый шлам. Волховского глиноземного комбината 28 2,84,2Цементная пыль учоса 12Л2 3,6 3,90 Портландцемент22,9 4,12 4,66 Гранулированныйтошшвш гй шлак Ленинградской ТЭЦ Назаровский ГРЭС Состав,
ППП топливный шлак Ленинградской ТЭЦ-17 и Наэаровской ГРЭС. Результаты химического анализа исходных материалов приведены в табл. I. В табл. 2 приведены известные (1-2) и предлагаемые (3-9) составы вяжущего. Составы 3, 4, 7 готовят с использованием гранулированного топливного шлака Ленинградской ТЭЦ-17. Составы 5, 6, 8, 9 готовят с использованием гранулированного топливного шлака Назаровской ГРЭС. Определение физико-механических показателей проводят в соответствии с ГОСТ-310-60. Результаты испытаний гфедложенного и известного вяжущих приведены в табл. 3. ° - федлагаемое вяжу J более высокие прочностные показа - Повышение прочности при изгибе по сравнению с известным вяжущим составляет око„ .,.,„, „ laajuici ики 44% в 28-суточном возрасте, при сжатии on „.,„,„ до 5.3/tj, в 90-суточном возрасте соответственно ... ITQ „ г-„ до lisA и У37о. Сроки схватывания предлагае„. мого вяжутцего позволяют приготовлять растворы и бетонгоЕе смеси для использования в дорожном и аэродромном строительствеТаким образом изменение соотношения компонентов повышает прочность и удлиняет сроки схвэтывания предпоженного вяжущего и бетонов на его основе. Регулирование сроков схватывания позволяет улучшить структурнодеформативньге свойства бетонов. Кроме того утилизация неиспользуемых неактивных отходов знергетической промышленности поможет сохра ть значительные площади и атмосферу от зГ рязнения. Таблица I CaOMgO NajO-fKjO 561,42,25,30 41;41 3,448,7021,25 65,4 0,80.20
Таблица 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Вяжущее | 1978 |
|
SU753811A1 |
Вяжущее | 1975 |
|
SU571449A1 |
СПОСОБ УСТРОЙСТВА МОНОЛИТНЫХ СВАЙНЫХ ОПОР ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ НА ОСНОВЕ НЕФЕЛИНОВОГО ШЛАМА | 2018 |
|
RU2685599C1 |
ЗОЛОЦЕМЕНТНОЕ ВЯЖУЩЕЕ (ЗОЛЬЦИТ) НА ОСНОВЕ КИСЛЫХ ЗОЛ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ | 2010 |
|
RU2452703C2 |
Вяжущее | 1976 |
|
SU654565A1 |
Щелочеактивированное вяжущее | 2022 |
|
RU2802507C1 |
Вяжущее | 1981 |
|
SU1047859A1 |
Регенерируемая грунтовая смесь | 2022 |
|
RU2792506C1 |
ВЯЖУЩЕЕ НА ОСНОВЕ НЕФЕЛИНОВОГО ШЛАМА ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА | 2014 |
|
RU2560740C1 |
Композиционное вяжущее | 2017 |
|
RU2658416C1 |
1-40
5-30
2-45
4 50
Таблица 3
25
36
117
180
42
54
210
269
77306388
Формула изобретениясхватывания, оно содержит укязанные комтюВяжущее, вклютающее нефелиновый 1иламНефелиновый шлам или
или цементную пыль уноса, портландцементцементная пыль уноса 20 - 40
и гранулированный топливный шлак, о т л и -s Портландцемент 10 - 30
чающееся тем, что, с целью повышенийГранулнрсжанный топливjg3O44ocTH и сокращения начальных сроков™™ шлак 50 -- 70
ненты в соолюшении, вес.%:
Авторы
Даты
1980-04-30—Публикация
1977-12-16—Подача