Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к логопедии и может быть использовано при стимуляции речи у неговорящих детей любого возраста.
Изобретение может быть использовано на разных этапах обучения неговорящих детей, в зависимости от уровня развития невербальных и вербальных функций и независимо от генеза основного заболевания, в том числе для детей с задержанным психическим, психоречевым и речевым развитием, а также с нарушением слуха и для детей с нарушением звукопроизношения.
Способ проводится путем поэтапного формирования элементарных психофизиологических и речевых навыков. Способ может быть использован в лечебно-профилактических целях.
Уровень техники
Из уровня техники известны следующие технические решения, которые являются аналогами настоящего изобретения.
Патент № 2741863, номер заявки 2020123854, опубл. 17.07.2020, СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ.
Формула патента
Способ стимуляции речи у неговорящих детей от 2 до 5 лет, включающий активацию произносительной способности речи, отличающийся тем, что в домашних условиях проводят 8 занятий по 3 часа:
1-2 занятие - стимуляция гуления и лепета 4-7 месяцев жизни, которая включает:
а) мозжечковую стимуляцию: подбрасывание ребенка вверх, вращение его в различных плоскостях, прыжки на батуте, упражнения на балансировочной доске;
б) общение на довербальном уровне коммуникации - воспроизведение логопедом с различной интонацией и мимикой акустических образцов в виде гуления и лепета;
в) воспроизведение логопедом эмоционально акцентированных фонаций гласных звуков и слогов различной структурности;
3-4 занятие - стимуляция произносительной активности ребенка в ситуации естественного диалога на фоне игры:
а) спонтанное произношение ребенком лепетных, аморфных слов и фраз;
б) отраженное повторение ритмически организованных слогов, слов-частиц, междометий, союзов;
в) произношение логопедом контрастных слогов с фонологической дифференциацией;
г) повторение ребенком слов из двух слогов любой лексической группы;
д) непроизвольное повторение ребенком произносимых логопедом слогов, различных по ударности и безударности, громкости, звучности, мелодичности и фонематической определенности, произношение различных типов слогов - прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных;
е) повторение ребенком вопросительных, утвердительных, восклицательных словосочетаний в различной тональности;
5-6 занятие - стимуляция проприоцептивной чувствительности в скелетно-мышечной мускулатуре, кистях, пальцах рук и ног, а также мимической, язычной, подъязычной мускулатуре, причем сначала массаж проводят в виде примера с мамой, а потом с ребенком, при этом последовательно выполняют:
а) массаж мимической мускулатуры, языка, неба и пальцев кистей рук;
б) обеспечение зрительного контроля ребенка за собственными движениями и мимикой с помощью зеркала;
в) протирание лица и тела льдом, а затем теплой водой для нормализации тактильной чувствительности;
г) занятия лечебной физкультурой перед зеркалом;
7-8 занятие - обучение узнаванию букв и буквосочетаний, интуитивный морфолого-фонематический анализ слов в речи ребенка:
а) тренировка артикуляции и звуко-слогового контроля предложенных звукорядов путем отраженного произнесения парных слогов с разницей в одну фонему: ба - па, да - та, га - ка, за - ша, произнесение слов с разницей в одну фонему: бил - был, код - год, вот - рот, сыр - сор, шел - ушел, нес - внес - унес;
б) развитие интуитивного грамматического чувства структуры слова и структуры предложения путем прослушивания и повторения детских стихов и песенок;
в) стимуляция спонтанного «свободного высказывания» в условиях сюжетно-ролевой игры;
г) дидактические игры с речевым сопровождением логопеда и стимуляцией произносительной стороны речи ребенка;
при этом занятия выполняют в следующем режиме:
- первые 3 занятия проводят через день;
- 3 недели перерыв;
- последующие 2 занятия проводят 1 раз в неделю;
- 2 недели перерыв;
- последующие 3 занятия проводят ежедневно.
Способ стимуляции речи у неговорящих детей ограничен возрастными рамками ребёнка. Мозжечковая стимуляция направленная на активизацию и нормализацию работы мозжечка, головного мозга и нервной системы. Наиболее подходящий возраст для начала занятий по данной программе является 2-3 года, поэтому у неговорящих детей более старшего возраста применение данной методики будет неактульно. Активизация данного способа основана на интуитивном способе, что не способствует созданию образа звуков и делает этот способ менее эффективным. Предлагаемый нами способ применения жестов не ограничивает в активизации речи детей в любом возрасте.
Патент № 2 557 696, номер заявки 2014131610/14, 30.07.2014, СПОСОБ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ.
Формула патента
Способ стимулирования речи у неговорящих детей, включающий
последовательное проведение 3-х этапов, причем
на первом этапе проводят:
- вызов и закрепление произношения непроизвольных согласных звуков в игровой ситуации, используя ассоциацию на движение предмета с жестом для возможности их произвольного воспроизведения ребенком, при этом, полученный в процессе игры звук сопровождается жестом, связанным с движением предмета, до формирования устойчивой взаимосвязи между конкретным звуком и конкретным жестом с предметом, причем жест и движение предмета должны обозначать один звук;
- обучение произношению отсутствующих в речи ребенка согласных звуков при помощи формирования выдувания воздушной струи с созданием преграды с помощью артикуляционных органов и закрепление согласных звуков в игровой ситуации, используя движение предмета и жест для произношения звуков, причем жест и движение предмета должны обозначать один звук;
на втором этапе проводят:
- обучение завершению произношения слова при помощи использования эффекта тяготения безударного слога к ударному и/или неустойчивой ноты - к устойчивой, и/или к завершению ритмически заданной структуры слова;
- обучение словам из двух и более открытых слогов и одного закрытого слога,
на третьем этапе проводят
обучение произношению фразы с использованием одновременно ее ритмико-мелодической структуры, жестов, картинок и/или предметов, обозначающих слово целиком;
Недостатком способа является нарушение последовательности активизации появления звуков в онтогенезе, поскольку сначала появляются гласные звуки, а только потом согласные (губно-губные и заднеязычные) и отсутствие возможности дальнейшего формирования кинестетической стороны речи без использования предметов.
Такой способ не создаёт ассоциаций для каждого звука опираясь на сохранный анализатор, например, детям с нарушением слуха невозможно активизировать этим способом слова.
Патент № 2 120 314, номер заявки 95100985/14, 24.01.1995, СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА НА БАЗЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИНЕРГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
Формула патента
Способ психологической реабилитации детей с нарушениями в развитии интеллекта, включающий проведение занятий в игровом режиме, предъявление зрительной информации и проговаривание речевого материала в виде слов и предложений в форме диалога, отличающийся тем, что предварительно формируют по возрастающей сложности артикуляции звука, слова, простейшие предложения и соответствующие по смыслу лексической структуре видеообразы; ребенку предъявляют полученную информацию в возрастающей сложности, искажают ее путем изменения степени неразборчивости речи и "смазанности" изображения, в процессе предъявления изменяют степень искажения и добиваются безошибочной речи и понимания ситуации ребенком.
Согласно способу, коррекция происходит при предъявлении зрительной информации и проговаривании речевого материала в виде слов и предложений, применение постоянно данного способа является затруднительным и недоступным, так как необходимо использование крупногабаритных демонстрационных устройств в рамках основного курса.
Данный патент является ближайшим аналогом.
Таким образом, указанные в настоящей заявки способы в целом не формируют психофизиологическую базу под речь, не учитывают влияние анализаторов для воспроизведения звуков речи и не позволяют сформировать ассоциативные связи для звуков, что приводит к нестабильному результату с неговорящими детьми.
Раскрытие изобретения
Изучение особенностей вербальных и невербальных компонентов языковой системы у неговорящих детей проводилось заявителем по настоящей заявке на патент с 2010 года. По результатам исследования был выявлен различный уровень сформированности неязыковых компонентов и степень сформированности языковых компонентов речи. Результаты комплексного анализа изученных данных позволили условно разделить детей на четыре вариативные группы
Первая группа
Уровень речевого развития характеризовался следующими особенностями: понимание обращенной речи снижено, вокализации отсутствовали или проявлялись наличием приближенных гласных. Дети не вступали в контакт со взрослым, проявляли негативизм, не могли выполнить предлагаемые задания даже по подражанию, проявляли безразличие к какой-либо предметной деятельности. У детей этой группы слуховое восприятие было снижено, визуальный контакт и слежение за предметами не сформированы, невербальная коммуникация отсутствовала.
Вторая группа
Понимание речи носило ситуативный характер, в активной речи присутствовал лепет и небольшое количество звукоподражаний. Дети неохотно вступали в контакт, использовали невыразительные жесты, выполняли предложенные задания по образцу или «силовым приемом», при этом отмечалось отсутствие целенаправленности в деятельности. Слуховое внимание неустойчиво, отмечалось кратковременное реагирование на звуковой раздражитель, зрительный контакт поверхностный.
Третья группа
Понимание речи носило номинативный характер. В активной речи присутствовали аморфные и собственные звуковые комплексы, соотносимые с определенными предметами. Охотно шли на контакт со взрослым, дифференцированно пользовались жестами и мимикой, проявляли интерес к результатам деятельности, принимали помощь взрослого. Объем слуховой памяти и внимания был снижен. Зрительное восприятие сформировано на уровне зрительного соотнесения.
Четвертая группа
Понимание речи имело предикативный характер, в экспрессивной речи наблюдалось наличие общеупотребительных слов. Дети с устойчивой эмоционально-волевой сферой и активной продуктивной деятельностью, но у дошкольников этой группы наблюдался сниженный объем слуховой памяти и внимания, недостатки формирования представлений о сенсорных эталонах.
У всех неговорящих детей мы можем отметить несформированность психофизиологической базы, недостаточность сформированности уровня высших психических функций и отсутствие вербальных средств коммуникации. Поэтому независимо от механизмов нарушения речи и этиопатогенеза логопедическая работа с неговорящими детьми на начальных этапах строится одинаково, формируя параллельно все компоненты языковой системы.
На первом этапе необходимо сформировать психофизиологические предпосылки речевой деятельности: мотивацию, зрительный контакт, целенаправленные действия, моторную имитацию, понимание простых инструкций.
Второй этап - развитие высших психических функций и формирование первоначальных вербальных средств: зрительного, слухового, тактильного восприятия, мыслительных операций, сенсорных эталонов, ритмической структуры слова, вербальной имитации на уровне гласных и звукоподражаний.
Третий этап - формирование речевой деятельности: развитие пассивного словаря, формирование слоговой структуры слова, активизация речи на уровне слогов и слов.
Четвёртый этап - формирование фразовой речи.
Предлагаемый способ работает на каждом из вышеуказанных этапов.
Эффективность использования данного способа заключается в том, что он помогает активизировать звуки с опорой одновременно на зрительный и слуховой анализатор и продуцировать слоги, слова с опорой на образ звука, закрепленный с определенным жестом и артикуляцией данного звука через возникновение ассоциативной связи «звук-жест».
Актуальность применения данного способа заключается в продуцировании звуков, слогов, слов с опорой на образ звука, закреплённый с определённым жестом.
Заявитель целенаправленно создавал жесты, помогающие, с одной стороны, сформировать связь между звуком и жестом, а с другой - сформировать программу переключения, при этом жесты должны были быть хорошо и легко воспринимаемыми.
Как известно, появление и развитие речи тесно связано со становлением всех психофизиологических основ речи и представляет собой сложный процесс. Особенности становления языка и речи у детей связаны с процессами физиологического созревания центральной нервной системы. Нарушение развития речи свидетельствует о недоразвитии у детей высших психических функций. Несформированность высших психических функций у детей раннего возраста обычно обусловлена функциональной незрелостью и органическим поражением центральной нервной системы.
Клинические исследования показывают отсутствие экспрессивной речи у детей различных нозологических групп, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, ранним детским аутизмом, с нарушением слуха, опорно-двигательного аппарата и с интеллектуальной недостаточностью, задержкой психического развития, которые могут обладать определенными общими особенностями развития или у них может наблюдаться сходная симптоматика (отсутствие экспрессивной речи и мотивации к общению, снижение функции понимания обращенной речи и несформированность высших психических функций).
Независимо от механизмов нарушения речи и этиопатогенеза логопедическая работа с неговорящими детьми на начальных этапах строится одинаково, формируя параллельно все компоненты языковой системы.
Процесс появления и освоения речи требует сформированности психофизиологических систем и их стимуляции. При недостаточности такой стимуляции (например, в связи с нарушением слуха) процессы освоения речи задерживаются.
Технический результат заявленного изобретения заключается в стимуляции речевых способностей ребенка за счет зрительного, слухового анализатора, мышечно-моторной памяти и формирования ассоциативных связей между системой звуков и системой жестов.
Технический результат достигается за счет реализации последовательности действий, которая описана ниже.
Способ стимуляции речевых способностей ребенка, включающий активацию произносительной способности речи, отличающийся тем, что проводят занятия продолжительностью от 30 до 45 минут от двух-трех раз в неделю, включающие:
- формирование психофизиологических предпосылок речевой деятельности ребёнка путем демонстрации предмета или картинки и произнесение звука или слога или слова взрослым, которые по смыслу связаны с предметом или картинкой;
- демонстрацию взрослым определенного жеста из жестовой системы в момент произнесения звука;
- повторение ребёнком звука и жеста за взрослым путем формирования ассоциативной связи между звуком и жестом;
- самостоятельное повторение ребенком звука и жеста одновременно с произнесением звука.
На первом шаге осуществляют формирование психофизиологических предпосылок речевой деятельности ребёнка путем демонстрации предмета или картинки и произнесение звука или слога или слова взрослым, которые по смыслу связаны с предметом или картинкой.
На этом этапе формируем целенаправленные действия, моторную имитацию, развиваем понимание речи, зрительное и слуховое восприятие и внимание и формируем первоначальные вербальные средства общения на уровне гласных звуков.
Для формирования эмоционального контакта, целенаправленных действий, моторной имитации, зрительного контакта логопед использует игрушки привлекающие внимание и вызывающие интерес у ребёнка. Это предметные заводные, яркие игрушки.
Происходит формирование понимания простой инструкции - «посмотри», «делай так», «тут», «покажи», «дай», «попроси», «возьми» на протяжении всего занятия акцент даём только однословную инструкцию.
При работе с предметами формируем беззвучно артикуляционные уклады гласных звуков А - О - И - У, сопровождая жестом и определенным звуком. Система жестов по отдельным звукам приведена в чертежах к данному патенту.
Стимуляцию спонтанного произнесения звука легче вызвать на фоне эмоционального подъёма в игровой ситуации.
На втором шаге в момент произнесения звука взрослый демонстрирует ребёнку определённый жест из жестовой системы (системы жестов).
Стимуляцию самостоятельного повторения гласного звука проводим в игровой ситуации, например, логопед обыгрывает ситуацию с предметами:
Звук [А]
Собака - АААв (достаём из мешочка собаку, показываем, озвучиваем звукоподражанием, показываем предметную картинку, слушаем неречевой звук, поём песенку собачке - АААА).
Погремушка играет - тААА - тААА (логопед показывает маракас, озвучивает звукоподражанием, показываем предметную картинку, слушаем неречевой звук, поёт песенку АААА и играем на маракасе (погремушке), провоцируем ребёнка на допевание и формируем артикуляционный уклад на звук А, параллельно показываем звук.
Кубики одного размера и можно разного цвета - логопед привлекает ребёнка повторить движение за ним (поставить кубик на кубик), ставя кубик произносим «Я», озвучиваем своё действие и ребёнка, указывая жестом, провоцируем на беззвучное артикулирование.
В момент игровой ситуации ребёнок повторяет звук и жест (жест ребёнок может и не показывать) за взрослым, так происходит формирование ассоциативной связи между звуком и жестом.
Развитие зрительного восприятия начинаем с соотнесения цвета - логопед показывает один цвет и просит ребёнка дать «такой».
Развитие слухового восприятия (соотносим неречевой звук с предметом) - логопед включает запись неречевого звука и просит показать (дать) что играет или кто кричит;
Формирование ритмической структуры слова происходит сначала на невербальном материале, выкладывание повторяющихся предметов или картинок, например: собака-корова-собака-корова и т.д.
Формирование понимания слов обозначающих простые действия - «иди», «сиди», «беги», «спи», «кушай», «пей», «прыгай» и т.д., достигается путём самостоятельного выполнения действия самим ребёнком по подражанию за взрослым;
Формирование первоначальных вербальных средств общения на уровне гласных звуков, провоцируем ребёнка на озвучивание слов дАй, вОт, нА, тУт, ИдИ, Я…
Развитие кинетической стороны речи на базе двух гласных, отраженное повторение звукоподражаний с акцентом на гласные звуки, логопед показывает серию картинок, ребёнок показывает пальчиком и озвучивает с акцентом на гласные, например, тА - дУ, тА - дУ (маракас-дудочка);
На втором этапе развиваем высшие психические функции (зрительное и слуховое восприятие, сенсорные эталоны, мыслительные операции, ритмическую структуру слова на невербальном материале и формируем первоначальные вербальные средства общения согласных звуков. Используем жестовую подсказку, различные предметы, предметные картинки, пиктограммы действий.
Формирование понимания названия предметов полным словом, соотнесение звуковой оболочки слова - с предметом - с картинкой - с невербальным звуком;
Формирование понимания слов обозначающих простые действия - «иди», «сиди», «беги», «спи», «кушай», «пей», «прыгай» и др. и соотнесение с пиктограммой;
Развитие зрительного восприятия (соотнесение слова с названием цвета или формы) - логопед показывает и просит ребёнка, например, дать «синий» или показать кубик;
Развитие слухового восприятия (соотносим неречевой звук с действием) - логопед включает запись неречевого звука и просит показать (дать) что делает на картинке;
Формирование сенсорных эталонов на этом этапе формируем сличение (соотгесение), основных цветов и форм, с использованием предметов и картинок.
Развитие мыслительных операций (операции анализа, синтеза и сериации) происходит с применением предметов, картинок, дидактических пособий).
Формирование артикуляционного уклада согласных звуков в последовательности появления звуков в онтогенезе П - М - Б - Ф - Т - Н - Д - В - К - Г - Х, сопровождая жестом и определенным звуком;
Стимуляция произнесения согласного звука на фоне эмоционального подъёма по подражанию или механическим способом и идентификация жеста, соотнесение с определенным звуком;
Формирование ритмической структуры слова на невербальном материале, выкладывание повторяющихся предметов, например: самолёт - машина - пароход и т.д.
Формирование первоначальных вербальных средств общения на уровне гласных и согласных звуков, провоцируем ребёнка на озвучивание слов дАй, вОт, нА, тУт, ИдИ, Я.
Развитие кинетической стороны речи на базе согласного звука и гласного, отраженное и самостоятельное произнесение слогов, логопед показывает серию картинок, ребёнок показывает пальчиком и озвучивает картинки звукоподражанием, аморфными словами, например, та - му - би (маракас - корова - машина);
Активизация речевой деятельности на уровне фраз (формирование лексико-синтаксических операций по методике В.И. Балаевой):
- активизация простых фраз со словами «вот», «на», «дай»;
- самостоятельное повторение ребенком звука и жеста одновременно с произнесением звука;
На третьем этапе с постепенным усложнением заданий происходит дальнейшее формирование речевой деятельности на уровне слогов и слов.
В качестве инструментов могут быть использованы картинки с изображениями предметов, действий, предметов различных категорий, дидактические и наглядные пособия.
Происходит развитие импрессивной стороны речи по темам (игрушки, продукты, посуда, одежда), первостепенно вводим слова, применяемые в жизненной ситуации.
Развивается понимание названия предметов по их назначению.
Формируются сенсорные эталоны (узнавание по слову и самостоятельное название) с применением дидактического материала.
Развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, сериация) с применением дидактического материала.
Происходит активизация приближенных к правильному произнесению гласных звуков Э, Ы и согласных звуков С - З - Ц - Ш - Ж, логопед сопровождает жестом определенный звук формируя правильный образ звука.
Формируется кинетическая сторона речи, отраженное воспроизведение слогов в такой последовательности:
- обучение произнесению двусложных слогов по типу СГ-СГ (одинаковые С и Г);
- обучение произнесению двусложных слогов по типу СГ-СГ (со сменой гласного);
Формируются первоначальные вербальных средств общения на уровне простых слов, провоцируем ребёнка на отраженное и самостоятельное проговаривание слов. Активизация речевой деятельности на уровне слов строится по методике А.К. Марковой:
- произнесение слов по типу СГСГ с одинаковыми фонемами;
- произнесение двухсложных слов по типу СГСГ с разными фонемами;
Активизируется речевая деятельность на уровне простой фразы состоящей из двух слов с глаголом в повелительном наклонении, например, «Мама, иди. Папа, сиди». и др.
Ребенок постепенно начинает самостоятельно продуцировать (произносить) звуки, слоги, слова с опорой на образ звука, закреплённый с определённым жестом.
На следующих этапах продолжаем развивать кинетическую сторону речи, экспрессивную речь и формировать грамматические категории.
Осуществляется следующее:
- Развитие экспрессивной стороны речи по темам (игрушки, продукты, посуда, одежда), самостоятельное название предмета;
- Развитие понимания простых предлогов «на, в, под»;
- Развитие понимания существительных в единственном числе и множественном, с окончанием -Ы-, -И-;
- Активизация приближенных к правильному произнесению согласных звуков Й - Ч - Щ - Л - Р, логопед сопровождает жестом определенный звук формируя правильный образ звука;
- Формирование кинетической стороны речи, отраженное воспроизведение слогов в такой последовательности:
- трёхсложные слоги СГ-СГ-СГ (с одинаковыми С и одинаковыми Г);
- трёхсложные слоги СГ-СГ-СГ (с одинаковыми С, но со сменой гласного звука в одном слоге);
- двусложные слоги СГ-СГ (со сменой согласного, но с одинаковой Г);
- трёхсложные слоги СГ-СГ-СГ (с одинаковыми С, но с разными Г);
- трёхсложные слоги СГ-СГ-СГ (со сменой согласного, но с одинаковой Г).
- Формирование вербальных средств общения на уровне слов, провоцируем ребёнка на отраженное и самостоятельное произнесение трехсложных слов с опорой на жесты по предъявляемым логопедом картинкам.
Активизация речевой деятельности на уровне фраз с глаголом в 3-ем лице наст. вр.., например, логопед показывает картинки и ребёнок самостоятельно с опорой на невербальные подсказки (жесты) озвучивает: «Мама идёт. Кошка спит. Ваня кушает» и др.
В процессе реализации способа продолжаем усложнять задания и развивать кинетическую сторону речи, экспрессивную речь и формировать грамматические категории.
Развитие экспрессивной стороны речи по лексическим темам (мебель, бытовые приборы и др.), самостоятельное название предмета;
Развитие понимания простых предлогов «над, за»;
Формирование предложных конструкций:
- обучение изменять слово, подбираем слова в В.п. оканчивающихся на -У-, например, мою ногу, руку и т.д.
Формирование кинетической стороны речи, самостоятельное воспроизведение слов с опорой на жесты по типу:
- двусложные слова СГ-СГС;
- двусложные слоги СГС-СГ;
Формирование вербальных средств общения на уровне слов, провоцируем ребёнка на отраженное и самостоятельное произнесение трехсложных слов с опорой на жесты по предъявляемым логопедом картинкам.
Активизация речевой деятельности на уровне фраз состоящих из трёх слов, например, «Мама пьёт сок. Папа несет мяч», логопед показывает картинки и ребёнок самостоятельно с опорой на невербальные подсказки (жесты) озвучивает.
Общие принципы реализации способа
1. Принцип связи жест-звук
Каждый жест вводится на занятии и изначально закрепляется за каким-либо предметом, например: звук [А] - кричит мальчик (девочка укачивает куклу или др.), звук [У] - летит самолёт (гудит паровоз). Ориентируемся на то, какой предмет наиболее интересен ребёнку.
2. Принцип последовательности появления звуков
Жесты вводятся согласно появлению звуков в онтогенезе.
3. Принцип перехода от звука к слогу
Формирование открытого слога: согласный + гласный.
4. Принцип перехода от слогов к словам
Формирование слоговых цепочек из одного повторяющегося слога или из разных с последовательным наращиванием количества слогов.
5. Принцип поэтапности
Поэтапная работа на всех стадиях формирования психофизиологических предпосылок, когнитивных или речевых.
6. Принцип визуализации
Обязательное расположение сидящего ребёнка напротив взрослого, желательно, чтобы лицо ребёнка и лицо взрослого находились на одном уровне.
7. Принцип перехода от занятий к спонтанной вербальной коммуникации
8. Принцип целесообразности применения предлагаемых жестов: жесты для активизации речи или же жесты для развития невербальной коммуникации
В рамках реализации способа происходит:
1. Ознакомление ребенка с жестом
1) идентификация жеста и соотнесение с определённым звуком. Работа начинается с гласных фонем. На данном этапе жест можно дополнительно подкреплять оральными символами;
2) развитие кинетической стороны речи (выполнение артикуляционных движений) на базе двух гласных;
3) развитие кинетической стороны речи на базе модели «согласный + гласный» (С+Г/СГ).
2. Установление связи между звуковой оболочкой слога или слова и предметной картинкой
произнесение слов по типу СГСГ с одинаковыми фонемами;
произнесение двухсложных слов по типу СГСГ с разными фонемами;
произнесение трёхсложных слов.
3. Формирование фразы как самостоятельной речевой деятельности
1) активизация двухсложных предложений;
2) активизация трёхсложных предложений.
Автором разработана жестовая система, которая охватывает 31 жест.
Специальной подготовки для применения жестов не требуется, выполняются они преимущественно логопедом. Логопед может показывать жест как одной рукой, так и двумя. Выполнение всех жестов проводится на уровне лица взрослого.
На картинках представлены жесты, обозначающие гласные и согласные звуки.
В воспроизводимых жестах отсутствует градация звуков по твёрдости-мягкости, поэтому и твёрдый, и мягкий звук обозначаются одним жестом.
В рамках способа можно применять не все жесты к звукам в словах, а только необходимые для воспроизведения ребёнком проблемного звука, т. е. опорные жесты. Предлагаемые жесты будут выступать в качестве своеобразного «проводника», способствующего постепенному введению звуков в слоги, слогов в слова и слов во фразу. Применение жестов способствует речевой коммуникации неговорящего или плохо говорящего ребёнка.
Занятия проводятся 2-3 раза в неделю и закрепляются самостоятельно дома, по рекомендациям и речевому материалу, который даёт логопед, длительность занятий составляет 30-45 минут.
Краткое описание чертежей
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Звук [А]
Исходное положение (и.п.): рот открыт, ладонь расположена параллельно полу, под подбородком.
Звук [О]
И.п.: губы округлены, указательные пальцы находятся в вертикальном положении около уголков рта.
Звук [И]
И.п.: губы растянуты в улыбке, кулаки сжаты и при произнесении звука выбрасываем в сторону большой палец и разворачиваем кулаки.
Звук [У]
И.п.: губы вытянут трубочкой, указательные пальцы около уголков рта, при произнесении звука двигаем пальцы вперёд ото рта.
Звук [Ы]
И.п.: зубы сомкнуты, губы слегка растянуты и напряжены, руки сжаты в кулаки, указательные пальцы направлены вверх.
Звук [Э]
И.п.: рот приоткрыт, руки подняты по сторонам около лица, ладонями наружу.
Звук [ЙА]
И.п.: рот открыт так же, как на звук [А], ладонь прижата к грудной клетке.
Звук [ЙУ]
И.п.: губы вытянуты трубочкой, руки подняты около лица, ладони раскрыты, при произнесении ладони двигаем вперёд.
Звук [ЙО]
И.п.: губы округлены, как на звук [О], указательные пальцы скреплены в замок.
Звук [ЙЭ]
И.п.: губы приоткрыты, как на звук [ЙО], указательные пальцы размыкают замок.
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Звук [М]
И.п.: губы сомкнуты, ладонь прижата к щеке.
Звук [Б]
И.п.: губы сомкнуты и с усилием размыкаются, кулак ударяется о щёку.
Звук [П]
И.п.: губы смыкаются и размыкаются, указательный и большой палец соединяются и разъединяются синхронно с губами.
Звук [Н]
И.п.: губы приоткрыты, зубы сомкнуты, указательным пальчиком дотрагиваемся до крыла носа.
Звук [Д]
И.п.: зубы разомкнуты, пальцы сжаты в кулак, производим однократное движение кулаком вниз.
Звук [Т]
И.п.: губы в улыбке, зубы сомкнуты, указательным пальцем производим движения вверх-вниз.
Звук [В]
И.п.: губы приоткрыты, указательным пальцем нажимаем на нижнюю губу.
Звук [Ф]
И.п.: положение губ и руки как на звук [В], при произнесении звука указательный палец выбрасываем вниз.
Звук [Г]
И.п.: губы приоткрыты, голова приподнята, ладонь приложить к горлу.
Звук [К]
И.п.: губы и зубы приоткрыты, пальцы сжаты в кулаки, расположенные на уровне груди или плеч, при произнесении звука кулаки разворачиваем.
Звук [Х]
И.п.: губы и зубы приоткрыты, ладонь прикрывает рот.
Звук [С]
И.п.: губы в улыбке, зубы слегка разомкнуты, ладонь параллельно полу, при произнесении звука ладонь опускаем вниз.
Звук [З]
И.п.: губы в улыбке зубы сомкнуты, указательный и большой палец соединены подушечками, при произнесении звука делаем короткие движения влево-вправо.
Звук [Ш]
И.п.: губы округлены, зубы разомкнуты, рука расположена ладонью вверх параллельно полу, произнося звук, медленно поднимаем ладонь вверх.
Звук [Ж]
И.п.: положение губ и руки, как на звук [Ш], при произнесении ладонь поднимаем вверх, одновременно двигая её влево-вправо.
Звук [Щ]
И.п.: положение губ и руки, как на звук [Ш], при произнесении ладонь поднимаем вверх и закрываем в кулак.
Звук [Ч]
И.п.: губы округлены, зубы разомкнуты, сжатый кулак держим на уровне груди и при произнесении открываем ладонь.
Звук [Ц]
И.п.: губы растянуты в улыбке, зубы слегка разомкнуты, подушечкой указательного пальца касаемся кончика носа перпендикулярно рту.
Звук [Й]
И.п.: губы в улыбке, зубы разомкнуты, ладонь поднята пальцами вверх, при произнесении делаем ею круговое движение.
Звук [Л]
И.п.: губы в улыбке, зубы слегка разомкнуты, указательный палец поднят вверх, при произнесении делаем им круговое движение.
Звук [Р]
И.п.: положение губ, как на звук [Л], указательный палец держим параллельно полу, при произнесении делаем им круговые движения.
Пояснения к чертежам
Фиг 1. Изображение жеста на звук [А].
Фиг 2. Изображение жеста на звук [О].
Фиг 3. Изображение жеста на звук [И].
Фиг 4. Изображение жеста на звук [У].
Фиг 5. Изображение жеста на звук [Ы].
Фиг 6. Изображение жеста на звук [Э].
Фиг 7. Изображение жеста на звук [ЙА].
Фиг 8. Изображение жеста на звук [ЙУ].
Фиг 9. Изображение жеста на звук [ЙО].
Фиг 10. Изображение жеста на звук [ЙЭ].
Фиг 11. Изображение жеста на звук [Б].
Фиг 12. Изображение жеста на звук [П].
Фиг 13. Изображение жеста на звук [М].
Фиг 14. Изображение жеста на звук [В].
Фиг 15. Изображение жеста на звук [Ф].
Фиг 16. Изображение жеста на звук [Н].
Фиг 17. Изображение жеста на звук [Д].
Фиг 18. Изображение жеста на звук [Т].
Фиг 19. Изображение жеста на звук [Г].
Фиг 20. Изображение жеста на звук [К].
Фиг 21. Изображение жеста на звук [Х].
Фиг 22. Изображение жеста на звук [Й].
Фиг 23. Изображение жеста на звук [З].
Фиг 24. Изображение жеста на звук [С].
Фиг 25. Изображение жеста на звук [Ц].
Фиг 26. Изображение жеста на звук [Ш].
Фиг 27. Изображение жеста на звук [Ж].
Фиг 28. Изображение жеста на звук [Ч].
Фиг 29. Изображение жеста на звук [Щ].
Фиг 30. Изображение жеста на звук [Л].
Фиг 31. Изображение жеста на звук [Р].
Примеры реализации
Пример 1
Девочка Е., возраст на начало занятий 4 года 5 месяцев. Ребёнок от третьей беременности, роды на 40 неделе срочные, самостоятельные. Масса тела 3770, рост 52 см, по Апгар 6/8 баллов. Закричала не сразу. Находилась в реанимации на ИВЛ 1 сутки. В 1 месяц острый пиелонефрит, отит, пиелоэктазия.
Села в 10 месяцев, пошла в 1 год 2 месяца, была моторно неловкой, раскачивалась при ходьбе. Получала пантогам, когитум без положительных эффектов.
Обследование в 4 года
Сурдолог: слух в норме.
РКТ головного мозга патологических изменений не выявлено. ЭНМГ патологии не выявлено.
ЭЭГ признаки нейрофизиологической незрелости. Умеренные изменения биоэлектрической активности мозга на фоне дисфункции лимбико-ретикулярного комплекса, снижение мощностных характеристик коркового ритма.
Врач-генетик: синдромальная форма с опережением физического развития. Подозрение на синдром Беквита-Видемана или Мартина-Белл у девочек.
Рентгенологическое исследование кистей: костный мозг опережает паспортный на 2-3 года.
Врач-психиатр: Выраженная задержка психоречевого развития.
Дефектолог: задержка психоречевого развития.
Логопед: ОНР I ур. развития. Моторная алалия.
В массовый ДДУ пошла с 2 лет. Адаптировалась быстро, навыки самообслуживания не сформированы, стремилась к общению с другими детьми, но из-за отсутствия вербальной речи настроить коммуникацию не удавалась. На этом фоне у девочки появлялась невербальная агрессия и эмоциональные взрывы (девочка толкалась, кричала). Отсутствовало чувство опасности. Наблюдалась моторная неловкость (ставился вопрос о ДЦП). Дважды ломала руку и ногу (обследована - умеренное снижение костной ткани по денситометрии).
Мама девочки обратилась с цель решения вопроса с речью ребенка. Во время диагностики установлено:
Зрительный контакт неустойчивый. Выполнение диагностических проб затруднено в следствии очень низкого понимания обращенной речи.
Жестами девочка Е. не пользовалась. Уровень сформированности высших психических функций не соответствует возрасту. Ребёнок посещал занятия логопеда и дефектолога в детском саду, но вербальная речь не появлялась.
После консультации были рекомендованы занятия 2 раза в неделю начиная по 30 минут 1 месяц, далее по 45 минут.
Занятия проводились в кабинете, на дом выдавалось задания для повторения. Жестам родители и няни не обучались.
На 1-16 занятии легли следующие направления: коррекция поведения эмоционально-волевой сферы, развитие тактильной чувствительности, развитие слухового и зрительного анализаторов, формирование моторной подражательной, целенаправленной деятельности и вербальной имитации.
В процессе логопедической работы нормализовалась эмоционально-волевая сфера, появилась тактильная чувствительность, зрительное слежение за предметами и моторная имитация по подражанию, формировался зрительный контакт, простая целенаправленная деятельность, девочка стала реагировать на слуховые раздражители, отмечаются первые голосовые реакции. На всех занятиях при вербальной речи применялись жесты. Формировалась устойчивая связь между звуком и жестом.
С продолжением занятий дала продвижение в развитии, улучшился уровень понимания, начали формироваться навыки опрятности.
С 17 занятия перешли на этап слогов с уже вызванными согласными. Параллельно формировали сенсорные эталоны и базу под слоговую структуру слова (выкладывали сериационные ряды, отхлопывали ритм, проговаривали слоги).
На 22 занятии перешли к этапу проговаривания первых слов состоящих из двух слогов (мама, вода и др.) и формированию первых простых фраз со словами ВОТ, НА, ДАЙ. Жесты показывались и на гласные, и на согласные звуки.
На 26 занятии стали вводить глаголы в повелительной форме (иди, сиди, пей и др.) с опорой на жесты, но уже показывались только жесты на согласные звуки. На этом этапе сформировалась устойчивая связь между звуком и жестом, это позволило перейти на этап трехсложных слов.
На 34 занятии перешли к этапу простой фразы, состоящей из трёх слов, например: Мама пьет сок. На этом этапе жесты показывались выборочно, только на те звуки, которые ребёнок самостоятельно не мог произнести.
На второй год обучения занятия уже строились как стандартные логопедические занятия по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Очень редко для более чёткого произнесения звука требовалось показать однократно жест на определенный звук.
В 7 лет пошла в школу по программе для детей с ЗПР. На сегодняшний день занятия проводятся по школьной программе.
Девочка Е. пользуется вербальной фразовой речью без жестов. Активно коммуницирует, с большим удовольствием рассказывает то, в чём заинтересована. В самостоятельной речевой деятельности присутствуют аграмматизмы, наблюдается нестойкость употребления звуков в речи.
Речь окружающих понимает в соответствии с контекстом. Понимание инструкций по учебным программа снижена. Отмечается способность к переносу усвоенного действия.
Девочка Е. образовывает, называет, читает, записывает, сравнивает числа от 0 до 1000. Самостоятельно производит вычисления в столбик чисел до 1000. Осваиваем таблицу умножения на 2, 3,4. Решает задачи в одно-два действия на сложение, вычитание и умножение, с помощью выполняет краткую запись задачи и схематический рисунок.
Графомоторные навыки сформированы. Девочка Е. усвоила графический образ письменных букв, с учётом индивидуальных моторных возможностей, доступно списывание небольших текстов, отмечаются трудности удержания строки, списывание послоговое в процессе формирования, так же формируется навык письма под диктовку. Знает правила написания предложений, в небольших текстах выделяет границы предложений, знает правила по школьной программе, но самостоятельно не всегда применяет правила. Темп письма медленный. Навык самоконтроля развит слабо.
Чтение слоговое, темп замедленный, иногда можно отметить трудности при воспроизведении слов сложной слоговой структуры. Степень понимания прочитанного зависит от сложности текста.
В марте 2021 находилась на стационарном лечении в НПЦ детской неврологии F70 По результатам обследования:
МРТ от 2021: Дисгенезия мозолистого тела. Остаточная полость прозрачной перегородки.
ЭЭГ изменения БЭА. Патологической активности не выявлено.
Медицинский психолог: по Векслеру: ВИП - 67, НИП - 74, ОИП - 67. Умственная отсталость. По результатам обследования выявляется недоразвитие познавательной сферы в рамках лёгкой умственной недостаточности у ребёнка с трудностями вербализации и особенностями формирования эмоционально-волевой сферы (недостаточный уровень произвольной активности и целенаправленности действий, пресыщаемость в деятельности, своеобразие эмоциональной экспрессии) вследствие которых появляются трудности построения продуктивного взаимодействия и интеллектуально-мнестической деятельности, сниженная умственная работоспособность.
Логопед: Системное недоразвитие речи (соответствует 3 уровню речевого развития).
Диагноз (МКБ-10): F70.88 Умственная отсталость лёгкой степени с другими нарушениями поведения, обусловленная другими уточненными причинами. ОСНОВНОЙ СИНДРОМ: 1424 Системное недоразвитие речи III уровня. ВТОРОЙ СОПУТСТВУЮЩИЙ СИНДРОМ: 0117 Энурез. СОПУТСТВУЮЩЕЕ СОМАТИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ (МКБ -10): G96.8 Другие уточненные поражения центральной нервной системы.
После коррекционной работы с применением жестовой системы ребёнок из неговорящего (I уровень реч. развития) перешёл в группу говорящих детей (III уровень речевого развития) с возможностью дальнейшего обучения согласно своего интеллектуального уровня развития.
В данном примере произошла стимуляция речевых способностей ребенка за счет зрительного, слухового анализатора, мышечно-моторной памяти и формирования ассоциативных связей между системой звуков и системой жестов.
Пример 2
Мальчик Р., ребёнок от первой беременности, протекавшей на фоне токсикоза 1 тр., во 2 тр. У мамы было обострение кандидоза (получала лечение) в 3-м тр. Угроза прерывания. Роды самопроизвольные стремительные в головном предлежании на 28 неделе гестации. Вес при рождении 1430 гр, рост 41 см, Апгар - 5-6 баллов. Состояние при рождении тяжёлое за счет дыхательной недостаточности 2-2ст., недоношенности. В родзале был интубирован, ИВЛ 3 суток.
В 1 месяц МРТ головного мозга последствие внутрижелудочкового кровоизлияния. Внутренняя сообщающаяся гидроцефалия. Проведено оперативное лечение: эндоскопическая коррекция ликвородинамики (тривентрикулоцистерностомия, перфорация конечной пластики, септостомия, 2-ст сторонняя плексэктомия, транакведуктальная пластика отверстия Мажанджи с ревизией краниоцервикального перехода, стентирование отверстия Мажанджи и краниоцервикального перехода автономным стендом).
В 1 месяц и в 5 месяцев была проведена операция: интравинтальное введение VEGF-фактора (Авастин).
В 1 год:
Лор - лор патологии на момент осмотра нет.
Окулист - патологии глазного дна не выявлено.
ЭЭГ: типичной эпилептиформной активности нет.
МРТ: положительная динамика, в виде уменьшения желудочковой системы.
Ребёнку оформлена инвалидность.
В 7 лет консультирован эпилептологом. Диагноз: Компенсированная стентированная гидроцефалия, Фокальная эпилепсия со структурными паттернами детства и ДЭПД на ЭЭГ. Назначен: вальпроевая кислота, топиромат, диазепам при приступах.
Мальчик Р. пришёл на консультацию с мамой в 5 лет 6 месяцев. На диагностике в контакт вступил сразу, эйфоричен, неусидчив. Наблюдается нарушение эмоционально-волевой сферы: импульсивность, застреваемость на неадекватных реакциях (чаще всего - на плаксивости).
Понимание обращённой речи затруднено, инструкции требуют повторного объяснения. Наблюдается общая моторная неловкость. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Рот открыт, саливация. Мышечный тонус артикуляционного аппарата снижен - гипотония. Присутствуют неустойчивые вокализации в виде интонационного гласоподобных звуков. Наблюдается недостаточная активность внимания, объём зрительного и слухового внимания не соответствует возрастной норме. Заинтересованности в игровой деятельности нет. Сенсорные эталоны: соотносит цвета, формы, конструктивная деятельность по образцу.
Занятия проводились 2 раза в неделю с перерывом на летние каникулы (3 месяца) сначала по 30 минут, а через два месяца по 45 минут.
На 1-8 занятии формировали целенаправленные действия, понимание простых инструкций (дай, покажи, возьми и др.), происходило развитие высших психических функций и формирование первоначальных вербальных средств: зрительного (учились определять названия основных цветов и форм) и слухового восприятия, внимания и памяти (учились дифференцировать неречевые звуки, соотносить их с определёнными предметами, формировали ритмическую структуру слова на невербальном уровне. Формирование первоначальных вербальных средств: вербальной имитации на уровне гласных и звукоподражаний с опорой на жесты.
С 9 по 14 занятие развитие понимания простых глаголов в повелительной форме, соотнесение слова с действием, развитие артикуляционной моторики, формирование самостоятельного произнесения гласных звуков с опорой на жесты, слоговой структуры слова на уровне гласных звуков с демонстрацией жеста в момент произнесения звука и слогов, формирование мыслительных операций (сериационные ряды, аналитико-синтетическая деятельность).
С 15 по 37 занятие самостоятельное повторение ребенком звука и жеста одновременно с произнесением двух - трёх слогов и слов состоящих из двух и трёх прямых слогов ( киты, каша, машина, лимоны и т.д.) и слов из двух слогов по типу СГ-СГС (мешок, банан и др.)
Самостоятельное произнесение фразы из трех слов, с глаголами в 3 лице единственном числе, например: Бабушка пьёт сок. На данном этапе жесты уже использовались выборочно.
Далее занятия прервались на 5 месяцев. Возобновились в возрасте 6 лет, три раза в неделю по 45 минут. С 1 по 17 занятие повторялся пройденный материал.
С 18 занятия проводились занятия по обучению грамоте. Письменные образы букв соединяли с уже имеющимися звуками в собственной речи и жестами. С опорой на жесты у мальчика быстрее запоминались буквы. Параллельно вызывали звуки Ш, Ль, Л.
За это время у мальчика было два сильных приступа, дважды вирусная инфекция с высокой температурой, эпилептологом назначен новый препарат. На занятиях весной 2021 года отмечалось снижение слуха. Ребёнок перестал без жестов произносить правильно звуки. Направлен на консультацию к ЛОР врачу.
В июле 2021 года Заключение ЛОР: Двусторонняя сенсоневральная тугоухость II-III степени. Заболевание спектра аудиторных нейропатий. Рекомендовано бинауральное слухопротезирование.
Для того чтобы не потерять ребёнку речь, было принято решение маме выучить жесты и в домашней обстановке помогать ребёнку продолжать пользоваться собственной речью.
С сентября 2022 года мальчик Р. обучается в школе по адаптированной основной общеобразовательной программе для слабослышащих обучающихся (вариант 2.3). Форма обучения очная. На индивидуальных занятиях продолжали развивать повторение ребёнком звуков, слогов, слов и жеста за взрослым путем формирования ассоциативной связи между звуком и жестом. С применением жестов удалось сохранить уже сформировавшуюся вербальную речь.
Диагноз: Постгеморрагическая окклюзионная гидроцефалия, Симптоматическая фокальная эпилепсия со структурными паттернами детства и ДЭПД. Тугоухость 2-3 степени (нейропатия слухового нерва). Задержка психоречевого развития.
На данный момент ребёнок пользуется вербальной речью, помогая себе жестами для более чёткого произнесения слов. Также применение жестов позволило создать ассоциации на графические образы букв. Мальчик Р., осваивает навыки чтения слов односложных, двухсложных и трёхсложных слов. Навыки письменной речи в процессе формирования.
В данном примере произошла стимуляция речевых способностей ребенка за счет зрительного, слухового анализатора, мышечно-моторной памяти и формирования ассоциативных связей между системой звуков и системой жестов.
Пример 3
Ребёнок мальчик А., от первой беременности, протекавшей без патологии. Масса ребёнка при рождении 3200 г, длина 51 см, оценка по шкале Апгар 8/8 баллов. Раннее развитие ребёнка соответствовало возрасту. Первые слова начал произносить в 1 год. В 1 год 4 месяца перенёс острую респираторную вирусную инфекцию, осложненную фибрильными судорогами.
Окулист: патологии глазного дна на момент осмотра не выявлено.
Лор: на момент осмотра лор-патологий нет.
Логопед: ОНР 1 уровень.
ЭЭГ исследование: Основная активность сформирована в соответствии с возрастом. Фотопароксизмальной реакции не выявлено. Гипервентиляция (при плаче): физиологическое диффузное дельта-замедление. Отчётливых региональных изменений и эпилептиформной активности не выявлено.
Со слов мамы в возрасте 1 год и 3 месяца у мальчика А., поднялась температура. После этого произошли фебрильные судороги, и он потерял сознание. После этого через какое-то время мы обратили внимание, что ребёнок не произносит новые слова, не говорит предложениями, в его лексиконе было буквально 5-6 слов. Мы обратились к неврологу, который поставил диагноз ЗПРР. По рекомендациям врача мы пропили какое-то время танотен и глицин и обратились к логопеду. Проведя консультацию, логопед вынесла свой вердикт - она не сможет заниматься с ребёнком, так как он не смотрит на неё, а, следовательно, не сможет повторять за ней упражнения и выполнять артикуляционную гимнастику, и посоветовала лечь в психиатрическую больницу для прохождения медикаметозного лечения. После мы обратились к вам за помощью. На тот момент ему было 2 с половиной года. После работы с Вами, произошли заметные улучшения в развитии речи. Ребёнок начал произносить новые слова, начал говорить предложениями. В 2 года ребёнок вообще не говорил. После 8-9 месяцев с начала занятий с вами он начал говорить, но не совсем четко, но зато очень много.
Мальчик А., поступил на консультацию в 2 года 6 месяцев. Понимание обращенной речи ограничено. Ребёнок невербальными жестами не пользуется. Экспрессивная речь отсутствует. Артикуляционный аппарат: строение - яз. -N; статика/динамика - на момент обследования нарушения не выявлены.
Фонематическое восприятие: не сформировано. Понимание гр. форм - нет. Пассивный словарь: показывает на картинках игрушки. Цвета и формы не соотносит. На звук реакция есть. На контакт ребёнок шёл с затруднением. Эмоциональные реакции слабые. Во время работы быстро истощаем, отвлекается на посторонние раздражители. Заинтересованность в предметной деятельности снижена.
Занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут, а через четыре месяца по 45 минут.
После первых трёх занятий установлен эмоциональный контакт с ребёнком. В игровой деятельности мальчик А., стал проявлять интерес к предметам, невербальные задания выполнял: соотносил цвета, формы, собирал пирамидку и матрёшку.
На 4-8 занятии у ребёнка начали появляться звукоподражания, формировалась связь между словом и предметом, расширялся пассивный словарь. Появился указательный жест и жест-дай. С демонстрацией определенного жеста из жестовой системы появились гласные звуки А, У, И и согласные М, П, Н, Б.
С 9 занятия ребенок стал воспроизводить слоговые цепочки из двух слогов за взрослым с вызванными звуками, продолжалась формироваться ассоциативная связь между звуком и жестом. Ребёнок сам жест не показывал. Активно развивался предметный и глагольный словарь. Формировались сенсорные эталоны.
На 24 занятия появилась фразовая речь состоящая из двух слов со словами вот, на, дай. Параллельно формировались грамматические категории ( ед/мн число сущ., понимание уменьшительно-ласкательных форм существительных). На занятии все слова подкреплялись жестами.
С 48 занятия ребёнок самостоятельно мог выразить свои желания, попросить или ответить одно-двухсловным предложением. На этом этапе жесты показывались выборочно, только при затруднении в проговаривании сложных слов. Параллельно формировали слоговую структуру слова и мыслительные операции.
За 9 месяцев с применением авторской системы с опорой на жесты ребенка вывели на 2 уровень речевого развития.
Через 3 месяца после летнего отдыха занятия продолжились, но уже по постановке звуков и формированию лексико-грамматических категорий. У мальчика А. возросло общение со сверстниками, ребенок стал разговаривать на более сложные темы, задавать сложные вопросы и понимать сложные ответы. Мальчик А. любит длительные разговоры, рассказывает истории.
В данном примере произошла стимуляция речевых способностей ребенка за счет зрительного, слухового анализатора, мышечно-моторной памяти и формирования ассоциативных связей между системой звуков и системой жестов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Комплексный способ запуска, стимуляции и формирования диалоговой речи у детей | 2022 |
|
RU2808348C1 |
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2741863C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2760196C1 |
Способ проведения упражнений для коррекции речевых нарушений | 2022 |
|
RU2804190C1 |
Способ устранения заикания с помощью комплексной логоритмики | 2018 |
|
RU2721301C2 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ | 2016 |
|
RU2640392C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ | 2019 |
|
RU2723221C1 |
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2023 |
|
RU2822659C1 |
Интерактивный способ логопедической коррекции и профилактики речевых нарушений | 2021 |
|
RU2788132C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
Изобретение относится к логопедии и может быть использовано при стимуляции речи у неговорящих детей любого возраста. Занятия длятся продолжительностью от 30 до 45 минут от двух-трех раз в неделю. Последовательно выполняют действия. Демонстрируют предмет или картинку и произносят звук, слог или слово взрослым. Демонстрируют взрослым жест из жестовой системы. Ребенок повторяет звук и жест за взрослым. Ребенок самостоятельно повторяет звук и жест. Способ обеспечивает стимуляцию речевых способностей ребенка за счет последовательного выполнения заявленных действий. 31 ил., 3 пр.
Способ стимуляции речевых способностей ребенка, включающий активацию произносительной способности речи, отличающийся тем, что проводят занятия продолжительностью от 30 до 45 минут от двух-трех раз в неделю, включающие последовательность действий:
- формируют психофизиологические предпосылки речевой деятельности ребёнка путем демонстрации предмета или картинки и произнесение звука, или слога, или слова взрослым, которые по смыслу связаны с предметом или картинкой;
- демонстрируют взрослым в момент произнесения звука определенного жеста из жестовой системы:
1) Звук [А] - исходное положение: рот открыт, ладонь расположена параллельно полу, под подбородком;
2) Звук [О] - исходное положение: губы округлены, указательные пальцы находятся в вертикальном положении около уголков рта;
3) Звук [И] - исходное положение: губы растянуты в улыбке, кулаки сжаты и при произнесении звука выбрасываем в сторону большой палец и разворачиваем кулаки;
4) Звук [У] - исходное положение: губы вытянуты трубочкой, указательные пальцы около уголков рта, при произнесении звука двигаем пальцы вперёд ото рта;
5) Звук [Ы] - исходное положение: зубы сомкнуты, губы растянуты и напряжены, руки сжаты в кулаки, указательные пальцы направлены вверх;
6) Звук [Э] - исходное положение: рот приоткрыт, руки подняты по сторонам около лица, ладонями наружу;
7) Звук [ЙА] - исходное положение: рот открыт так же, как на звук [А], ладонь прижата к грудной клетке;
8) Звук [ЙУ] - исходное положение: губы вытянуты трубочкой, руки подняты около лица, ладони раскрыты, при произнесении ладони двигаем вперёд;
9) Звук [ЙО] - исходное положение: губы округлены, как на звук [О], указательные пальцы скреплены в замок;
10) Звук [ЙЭ] - исходное положение: губы приоткрыты, как на звук [ЙО], указательные пальцы размыкают замок;
11) Звук [М] - исходное положение: губы сомкнуты, ладонь прижата к щеке;
12) Звук [Б] - исходное положение: губы сомкнуты и с усилием размыкаются, кулак ударяется о щёку;
13) Звук [П] - исходное положение: губы смыкаются и размыкаются, указательный и большой палец соединяются и разъединяются синхронно с губами;
14) Звук [Н] - исходное положение: губы приоткрыты, зубы сомкнуты, указательным пальчиком дотрагиваемся до крыла носа;
15) Звук [Д] - исходное положение: зубы разомкнуты, пальцы сжаты в кулак, производим однократное движение кулаком вниз;
16) Звук [Т] - исходное положение: губы в улыбке, зубы сомкнуты, указательным пальцем производим движения вверх-вниз;
17) Звук [В] - исходное положение: губы приоткрыты, указательным пальцем нажимаем на нижнюю губу;
18) Звук [Ф] - исходное положение: положение губ и руки как на звук [В], при произнесении звука указательный палец выбрасываем вниз;
19) Звук [Г] - исходное положение: губы приоткрыты, голова приподнята, ладонь приложить к горлу;
20) Звук [К] - исходное положение: губы и зубы приоткрыты, пальцы сжаты в кулаки, расположенные на уровне груди или плеч, при произнесении звука кулаки разворачиваем;
21) Звук [Х] - исходное положение: губы и зубы приоткрыты, ладонь прикрывает рот;
22) Звук [С] - исходное положение: губы в улыбке, зубы разомкнуты, ладонь параллельно полу, при произнесении звука ладонь опускаем вниз;
23) Звук [З] - исходное положение: губы в улыбке, зубы сомкнуты, указательный и большой палец соединены подушечками, при произнесении звука делаем короткие движения влево-вправо;
24) Звук [Ш] - исходное положение: губы округлены, зубы разомкнуты, рука расположена ладонью вверх параллельно полу, произнося звук, медленно поднимаем ладонь вверх;
25) Звук [Ж] - исходное положение: положение губ и руки, как на звук [Ш], при произнесении ладонь поднимаем вверх, одновременно двигая её влево-вправо;
26) Звук [Щ] - исходное положение: положение губ и руки, как на звук [Ш], при произнесении ладонь поднимаем вверх и закрываем в кулак;
27) Звук [Ч] - исходное положение: губы округлены, зубы разомкнуты, сжатый кулак держим на уровне груди и при произнесении открываем ладонь;
28) Звук [Ц] - исходное положение: губы растянуты в улыбке, зубы разомкнуты, подушечкой указательного пальца касаемся кончика носа перпендикулярно рту;
29) Звук [Й] - исходное положение: губы в улыбке, зубы разомкнуты, ладонь поднята пальцами вверх, при произнесении делаем ею круговое движение;
30) Звук [Л] - исходное положение: губы в улыбке, зубы разомкнуты, указательный палец поднят вверх, при произнесении делаем им круговое движение;
31) Звук [Р] - исходное положение: положение губ, как на звук [Л], указательный палец держим параллельно полу, при произнесении делаем им круговые движения;
- повторение ребёнком звука и жеста из указанной жестовой системы за взрослым путем формирования ассоциативной связи между звуком и жестом;
- самостоятельное повторение ребенком звука и жеста из указанной жестовой системы одновременно с произнесением звука.
ГЛУХОЕДОВА О.С | |||
Использование средств альтернативной коммуникации как принцип интеграции в логопедической работе с неговорящими детьми | |||
Сб | |||
тез | |||
Межд | |||
симпозиум "Л.С | |||
Автомобиль-сани, движущиеся на полозьях посредством устанавливающихся по высоте колес с шинами | 1924 |
|
SU2017A1 |
Способ утилизации отработанного щелока из бучильных котлов отбельных фабрик | 1923 |
|
SU197A1 |
КОМПЛЕКСНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЧИ, КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖАННОГО РЕЧЕВОГО, ПСИХИЧЕСКОГО, ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ | 2019 |
|
RU2744332C1 |
СПОСОБ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ | 2014 |
|
RU2557696C1 |
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2741863C1 |
СОРОКИНА Н.А | |||
Запуск речи на основе |
Авторы
Даты
2024-09-24—Публикация
2023-06-19—Подача