1
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в устройствах контроля нагрева роликовых букс железнодорожных вагонов.
Известно устройство для автоматической остановки поезда при недопустимом нагреве роликовых букс 1, содержащее электрическую цепь сигнальной лампы и звонка, соединенную через исполнительное реле с термодатчиком, установленным на буксе, контрольный тумблер и включенный в электрическую цепь взаимодействующий с тормозной магистралью соленоидный вентиль.
Недостаткам устройства является возможность ложного срабатывания из-за того, что любое нарушение цепи обмотки реле и датчиков, ведущее к потере питания обмотки реле, воспринимается устройством как перегрев буксы.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство для контроля перегрева букс локомотива 2, содержащее температурные датчики, установленные на буксах и включенные параллельно, один вывод которых соединен с источником питания через последовательно включенное электромагнитное реле, а второй - с
выводом обмотки другого электромагнитного реле, второй вывод обмотки которого подключен к источнику питания непосредственно, а также три контрольные лампы, соединенные через контакты реле с источником 5 питания.
Недостатком ч;тройства является, во-первых, его Ненадежность, обусловленная тем, что используемые в устройстве температурные датчики с нормально разомкнутыми контактами в случае окисления контактов
теряют работоспособность, а оперативный контроль за состоянием контактов термодатчиков в буксах невозможен, и, во-вторых, пожароопасность использования в качестве электропроводной линии корпуса вагона.
Цель изобретения - повыщение надеж15ности определения состояния роликовых букс.
Указанная цель достигается тем, что в предлагаемом устройстве, содержащем мост постоянного тока, цепи сигнальных лапм,
20 звонков и реле автоблокировки, подключенные через контакты исполнительных реле к источнику постоянного тока, в одно плечо , моста включены последовательно соединенные и расположенные в буксах термодатчики, каждый из которых состоит из резистора, шунтированного легкоплавкой перемычкой, другие плечи моста состоят из резисторов, сопротивление каждого из которых равно нешунтированному резистору термодатчика, к одной диагонали моста подключены две параллельные цепи, каждая из.которых состоит из обмотки исполнительного реле и диода, причем диоды включены встречно, а другая диагональ соединена с источником постоянного тока.
На фиг. 1 изображен термодатчик; на фиг. 2 - принципиальная электрическая схема предлагаемого устройства.
Устройство для сигнализации о нагреве роликовых букс содержит установленные в буксах вагонов термодатчики, каждый из которых содержит резистор 1, шунтированный легкоплавкой перемычкой 2. Термодатчики соединены последовательно и через клеммы 3 и 4 включены в одно плечо моста постоянного тока. Другие плечи моста состоят из резисторов 5-7, сопротивление каждого из которых равно сопротивлению нешунтированного резистора 1 термодатчика. К одной диагонали моста клеммами 8 и 9 подключены две параллельные цепи, состояшие каждая из обмотки 10 (11) первого (второго) исполнительных реле и диода 12 (13), причем диоды 12 и 13 включены встречно. Другая диагональ моста соединена с источником постоянного тока. К источнику постоянного тока через контакты 14-17 исполнительных реле, включены также цепи сигнальных ламп 18-20, звонков 21 и 22 и реле автоблокировки с обмоткой 23 и контактом 24.
Нормально разомкнутый контакт 14 первого исполнительного реле включен в цепь сигнальной лампы 18 контроля нормальной температуры буксы, контакт 15 второго исполнительного реле - в цепь сигнальной лампы 19 и звонка 2Г контроля исправности термодатчика.
Нормально замкнутые контакты 16 и 17 первого и второго исполнительных реле включены в цепь сигнальной лампы 20 и звонка 22 контроля нагрева буксы.
Для предотвращения возможности изменения сигнала нагрева буксы сигналом обрыва термодатчика при дальнейшем нагреве буксы до температуры выплавления резистора или проводов термодатчика предусмотрено реле автоблокировки, к обмотке 23 которого подключен конденсатор 25 задержки включения и резистор 26. Обмотка реле подключена к источнику постоянного тока через нормально замкнутые контакты 16 и 17 исполнительных реле и собственный нормально разомкнутый контакт 24.
Для контроля работоспособности устройства предусмотрены кнопка 27 с резистором 28 и кнопка 29, имитирующие нагрев и обрыв датчиков.
Устройство работает следующим образом.
В рабочем состоянии устройство находится под напряжением, и ток с плюсового привода источника питания проходит через резисторы 6 и 7 моста постоянного тока и параллельно через резистор 5, кнопку 27, термодатчики и кнопку 29 на минусовый.
При исправности термодатчиков.сопротивление их резисторов 1 равно нулю, и на клемме 8 имеется потенциал - 50 В, на клемме 9 - потенциал - 25 В, что обеспечивает прохождение тока по диагонали моста через диод 12 и обмотку 10 первого исполнительного реле. При этом его нормально разомкнутый контакт 14 замыкается и включает сигнальную лампу 18, сигнализирующую о нормальной работе устройства.
При обрыве одного из термодатчиков на клемме 8 потенциал равен + 50 В, на клемме 9 -25 В, что обеспечивает прохождение тока по диагоналям моста через обмотку 11 второго исполнительного реле и диод 13. Нормально разомкнутый контакт 15 замыкается и включает цепь сигнальной лампы 19 и звонка 21, сигнализирующих об обрыве термодатчика.
При нагреве буксы свыше 93°С легкоплавкая перемычкая 2 установленного в буксе термодатчика выплавляется, и в цепи термодатчиков между клеммами 3 и 4 появляется сопротивление резистора 1--сработавшего термодатчика, равное сог|ротивлению каждого резистора 5-7 в отдельности. Мост уравновешивается, и разность потенциалов на клеммах 8 и 9 исчезает.
Обмотки 10 и 11 исполнительных реле обесточиваются и своими нормально замкнутыми контактами 16 и 17 включают цепь сигна.льной лампы 20 и звонка 22, сигнализирующих о нагреве буксы, и цепь реле автоблокировки, которая блокирует контакты 16 и 17, предотвраш,ая возможность изменения сигнала нагрева буксы сигналом обрыва термодатчика в случае несвоевременной реакции на сигнал и дальнейшего нагрева буксы до выплавления резистора термодатчика или его проводов.
Выполнение термодатчика в виде резистора, шунтировнного легкоплавкой перемычкой, позволяет-получить различную сигнализацию при нагреве или обрыве термодатчиков. Применение в схеме устройства моста постоянного тока позволяет повысить надежность работы устройства, исключая возможность ложного сигнала при наличии влаги в термодатчиках и соединительных проводах.
Формула изобретения
Устройство для сигнализации о нагреве роликовых букс, содержашее мост постоянного тока, цепи сигнальных ламп, звонков и реле автоблокировки, подключенные через контакты исполнительных реле к источнику постоянного тока, отличающееся тем, что, с
целью повышения надежности определения состояния роликовых букс, в одно плечо моста включены последовательно соединенные и расположенные в буксах термодатчики, каждый из которых состоит из резистора, шунтированного легкоплавкой перемычкой, другие плечи моста состоят из резисторов, сопротивление каждого из которых равно нешунтированному резистору термодатчика, к одной диагонали моста подключены две параллельные цепи, каждая из которых
состоит из обмотки исполнительного реле и диода, причем диоды включены встречно, а другая диагональ соединена с источником постоянного тока.
Источники информации, принятые во внимание экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 348408, кл. В 60 Т 7/12, 23.08.72.
2.Авторское свидетельство СССР
№ 423698, кл. В 61 К 9/04, 15.04.74 (прототип).
.,./
/
-V
734045
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля нагревароликовых букс пассажирских вагонов | 1974 |
|
SU509483A1 |
Устройство для сигнализации о нагреве роликовых букс | 1982 |
|
SU1171387A1 |
Устройство для сигнализации о нагреве букс | 1986 |
|
SU1342795A1 |
Устройство для автоматической остановки подвижного состава при перегреве букс | 1973 |
|
SU494301A1 |
КОНТАКТНЫЙ ТЕРМОДАТЧИК ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 1994 |
|
RU2080569C1 |
УСТРОЙСТВО для АВТОМАТИЧЕСКОЙ ОСТАНОВКИ ПОЕЗДА ПРИ НЕДОПУСТИМОМ НАГРЕВЕ РОЛИКОВЫХ БУКС | 1972 |
|
SU348408A1 |
Устройство для контроля нагрева букс | 1985 |
|
SU1301740A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ БУКС ПАССАЖИРСКИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ | 1995 |
|
RU2093398C1 |
УСТРОЙСТВО для МНОГОТОЧЕЧНОГО КОНТРОЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ | 1973 |
|
SU408171A1 |
Устройство для контроля работы и защиты трехфазной электроустановки | 1986 |
|
SU1504713A1 |
+
5
J L
V:5
i
tx
Авторы
Даты
1980-05-15—Публикация
1973-05-16—Подача