Устройство для обучения операторов систем управления Советский патент 1980 года по МПК G09B9/00 

Описание патента на изобретение SU734796A1

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ. УПРАВЛЕНИЯ Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для обучения операторов контролю и управлению различными непрерывно протекающими технологическими процессами, и может быть использовано при обучении и переподготовке операторов по контролю и управлению теплоэнергетическими, химическими и т. п. процессами, а также при обучении диспетчерским функциям; кроме того, оно может быть применено при создании абстрактных тренажеров, необходимых, например, при психологических исследованиях. Известны устройства для обучения операторов, содержащие пульты операторов, блоки моделирования реальных процессов, генераторы, формирователи, распределители 1 и 2. Однако указанные устройства не позволяют воспроизводить различные технологические и аварийные ситуации. Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство для обучения операторов, содержащее нелинейный преобразователь, генератор импульсов, многоканальный распределитель. подключенный к программному блоку, соединенному с триггерами, подключенными к соответствующим индикаторам позиций контрольного табло, а также блок моделирования инерционных процессов, соединенный с нелинейным преобразователем и с соответствующими контрольно-измерительными приборами контрольного табло 3. Недостатком известного устройства является его сложность, что ограничивает возможность полного воспроизведения динамики управляемого объекта на информационной модели, т. е. на контрольном табло, а следовательно существенно сказывается на качестве подготовки соответствующих специалистов. Цель изобретения - повыщение точности устройства за счет неограниченных возможностей воспроизведения на контрольном табло управляемого объекта любых технологических и аварийных ситуаций при одновременном его упрощении и удешевлении, а также повыщении надежности его работы. Указанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее последовательно включенные генератор тактовых импульсов. распределитель и блок задания программы, соединенный через параллельно включенные формирователь командных сигналов и блок моделирования реальных процессов с индикаторным табло и пультом оператора, введены блоки суммирования, делитель частоты и блок контроля действий оператора, подключенный к пульту оператора и блоку задания программы, соединенному с блоками суммирования, один из которых подключен к индикаторному табло и пульту оператора, а другой - к пульту оператора, соедипенному через делитель частоты с генератором тактовых импульсов, причем блоки суммирования содержат последовательно включенные преобразователи код-аналог, узлы сопряжения, соединенные соответственно со входами и выходами блоков. На чертеже схематически изображено устройство для обучения операторов систем управления. Устройство содержит индикаторное табло 1, пульт 2 оператора, блок 33 задания программы, формирователь 4 ко.мандных сигналов, индикаторы 5 позиций, многоканальный распределитель б импульсов, генератор 7 тактовых импульсов, реверсивные преобразователи 8 код-апалог, делитель 9 частоты импульсов, узлы 10 сопряжения, блок 11 контроля действия оператора и . блок 12 моделирования реальных процесссов, блоки 13 суммирования, включающие гфеобразователи 8 код-аналог и узлы 10 сопряжения. Устройство для обучения операторов систем управления работает следующим образом. Инфор.мация о ходе управляемого технологического процесса подается на контрольпо-измерительные приборы индикаторного табло 1 и пульта 2 оператора, на которых размещены мнемосхемы (на чертеже не показаны). Эта инфор.мация заложена в блоке 3 задания программы, который, в виде импульсов по соответствующим каналам воспроизводит шклограмму всех изменений, зафиксированных на информационной модели реально действующего объекта, характерных для конкретной ситуации. В программу по отработке конкретного упражнения циклограмма управляющих воздействий, осуществленных оператором, не вводится. Эти воздействия, необходимые для качественного поддержания заданного технологического процесса в определенной последовательности, должен соверщить обучаемый. При этом оператору могут выдавать ся обучающие указания по последовательности, частоте и продолжительности обращения к соответствующи.м приборам и органам управления. Обучающие указания осуществляются загорание.м индикаторов 5 позиций, расположенных под каждым контрольноизмерительным прибором и рядо.м с органом управления. Выбор одного или нескольких индикаторов позиций и время их работы запрограммированы и подаются в виде импульсов в формирователь 4. Блок 3 является коммутационным полем, к которо.му подсоединены выходы многоканального распределителя 6 импульсов, работающего от генератора 7 тактовых импульсов. На каждое отрабатываемое комплексом упражнение в блок 3 вкладывается в виде легкосъемной коммутационной доски программа, которая направляет и.мпульсы от многоканального распределителя б к соответствующим реверсивным проебразователям 8 код-аналог. Последовательность и продолжительность подачи импульсов к реверсивным преобразователям код-аналог соответствует воспроизводимой циклограмме изменений на индикаторном табло 1. Реверсивный преобразователь 8 превращает поданные на него импульсы в непрерывное напряжение, вводимое затем в свой узел 10 сопряжения. Причем каждый реверсивный преобразователь 8 имеет два входа: «больше и «меньще. Если импульсы подаются на вход «больше, то соответственно числу поданных импульсов возрастает и напряжение на выходе преобразователя .8 и наоборот. Эти изменения напряжения , введенные в узел 10 сопряжения, вызывают изменения показаний управляемого им контрольно-измерительного прибора. Управляющие воздействия от обучаемого, пользующегося соответствующими органами управления на пульте 2, передаются от делителя 9 частоты к соответствующим преобразователя.м код-аналог, а затем в свои узлы 10 сопряжения. На делитель 9 частоты импульсов импульсы подаются от генератора 7 тактовых импульсов. Делитель 9 частоты обеспечивает более активное воздействие обучаемого на тот или иной прибор контрольного табло 1, чем воздействия, поступающие от блока 3. Он увеличивает частоту и.мпульсов, поступающих от генератора 7 тактовых импульсов, в два или четыре раза, а в узлах 10 сопряжения выходные напряжения от обоих реверсивных преобразователей 8 не имеют приоритета и алгебраически суммируются. Коптроль действий оператора осуществляется блоком 11, который обеспечивает запись управляющих воздействий обучаемого и фиксирование от программы временных отметок на ленте, необходимых при сравнении ее с циклогра.ммой управляющих воздействий опытного оператора, выполнявшего это же упражнение на реально действующем оборудовании. В целях качественной отработки упражнений сменные программы содержат как законченные технологические циклы (пуск, останов, пиковый режим, базовый режим и т. п.), так и их элементы. Кроме того, на комплексе возможна отработка упражпенпй в различных темпах (нормальный, замедленный или ускоренный), путем изменения частоты подачи импульсов от генератора 7 тактовых импульсов и от делителя 9 частоты. Имитация медленно нарастающих аварийных ситуаций осуществляется с помощью реверсивных преобразователей 8, а мгновенно наступающих аварийных состояний (обрыв токопровода, короткое замыкание в цепи, разрыв трубопровода и т. п.) - с помощью блока 12, состоящего из набора реле, связанных электрическими цепями с соответствующими контрольно-измерительными приборами и индикаторами на табло 1 и пульте 2 оператора. Имитацию больщинства аварийных ситуаций осуществляют одновременно через реверсивные преобразователи 8 и блок 12. Наличие программы на каждое отрабатываемое упражнение обеспечивает синхронность подачи обучающих указаний с отрабатываемой ситуацией. Универсальность обучающего комплекса заключается в том, что изложенный метод воспроизведения технологических и аварийных ситуаций на контрольном табло возможен для любых инерционных и дискретных технологических процессов, но при этом требуется замена табло 1 и пульта 2 оператора. В качестве приборов на табло 1 могут быть применены индикаторы любого типа (стрелочные, цифровые, щелевые, на электроннолучевых трубках и т. д.). Роль генератора 7 -тактовых импульсов, многоканального распределителя 6 импульсов, формирователя 4 обучающих указаний и делителя 9 частоты импульсов может выполнять цифровая вычислительная мащина. Использование предлагаемого- универсального обучающего комплекса во многих случаях избавляет от необходимости разработки сложных и дорогостоящих электронных моделей, являющихся основой современных тренажеров, позволяет создавать тренажеры, более полно отражающие технологические процессы реально действующих объектов и дает возможность сократить сроки обучения операторов. Формула изобретения 1.Устройство для обучения операторов систем управления, содержащее последовательно включенные генератор тактовых импульсов, распределитель и блок задания программы, соединенный через параллельно включенные формирователь командных сигналов и блок моделирования реальных процессов с индикаторным табло и пультом оператора, отличающееся тем, что, с целью повыщения точности устройства, оно содержит блоки суммирования, делитель частоты и блок контроля действий оператора, подключенный к пульту оператора и блоку задания программы, соединенному с блоками суммирования, один из которых подключен к индикаторному табло и пульту оператора, а другой - к пульту оператора, соединенному через делитель частоты с генератором тактовых импульсов. 2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блоки суммирования содержат последовательно включенные преобразователи коданалог и узел сопряжения, соединенные соответственно со входами и выходами блока. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 249105, кл. G 09 В 7/00, 1969. 2.Авторское свидетельство СССР № 440803, кл. G 09 В 7/00. 1975. 3.Авторское свидетельство СССР .№ 413521, кл. G 09 В 7/02, 1974 (прототип).

Похожие патенты SU734796A1

название год авторы номер документа
Устройство для обучения операторов систем управления 1983
  • Малышев Георгий Петрович
SU1095221A2
Устройство для обучения операторов систем управления 1988
  • Грибков Владимир Александрович
  • Гусев Сергей Львович
  • Никитин Александр Адольфович
  • Жигадло Валентин Эдуардович
SU1571642A1
Устройство для обучения операторов 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
SU1737488A1
Устройство для обучения операторов 2016
  • Башкирцев Андрей Сергеевич
  • Гнедь Евгений Максимович
  • Елизаров Вячеслав Владимирович
  • Паращук Игорь Борисович
  • Салюк Дмитрий Владиславович
RU2615836C1
Тренажер радиотелеграфиста 1980
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Соколенко Анатолий Константинович
  • Чижов Александр Юрьевич
SU938299A1
Устройство для обучения операторов систем управления 1985
  • Кузин Анатолий Владимирович
  • Бондарь Евгений Михайлович
SU1267462A1
Тренажер-манипулятор для подготовки операторов комплексов вооружения 2016
  • Курочкин Сергей Александрович
  • Качаев Евгений Дмитриевич
  • Коротеев Алексей Геннадьевич
  • Коротеев Геннадий Леонидович
  • Пимошин Антон Алексеевич
  • Сигитов Виктор Валентинович
RU2641612C2
Тренажер оператора 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
SU1748167A1
Система автоматического контроля параметров оператора в контуре 1973
  • Вершинин Виктор Владимирович
  • Комаров Леонид Александрович
  • Полтев Михаил Константинович
  • Полтев Константин Михайлович
  • Динкелис Владимир Рувимович
SU442460A1
Тренажер оператора систем управления 1981
  • Шишков Вадим Константинович
  • Покровский Владимир Борисович
  • Первушин Владимир Васильевич
  • Невзоров Александр Евгеньевич
  • Пугаев Александр Иванович
SU987655A1

Иллюстрации к изобретению SU 734 796 A1

Реферат патента 1980 года Устройство для обучения операторов систем управления

Формула изобретения SU 734 796 A1

SU 734 796 A1

Авторы

Малышев Георгий Петрович

Даты

1980-05-15Публикация

1977-11-16Подача