Станок для намотки якорей электрических машин Советский патент 1980 года по МПК H02K15/08 

Описание патента на изобретение SU736280A1

1

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления якорей электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности.

Известен станок для намотки якорей электрических машин 1.

Этот станок содержит устройство для фиксации магнитопровода, механизм для укладки провода в пазы магнитопровода и привод. Причем механизм для укладки провода выполнен в виде двух укладочных головок, каждая из которых содержит корпус, перемещающийся вдоль оси магнитопровода, и гильзу, перемещающуюся вдоль корпуса, в продольных пазах которой располагаются подпружиненные прессующие планки, предназначенные для поджима проводов в пазах магнитопрсвода. На гильзе расположено кольцо с торцовыми пазами, с помощью которых происходит укладка проводов в пазы магнитопровода при поступательном перемещении укладочной головки .

Кроме того, соосно гильзе установлен стакан с зубчатым венцом, формующий лобовые части обмотки якоря при повороте его вокруг оси магнитопровода.

Однако указанный станок обеспечивает намотку якорей только с открытым и прямым пазом. Шпиц такого паза равен ширине nasg, сам паз расположен вдоль о аэующей цилиндрической поверхности якоря.

Цель изо етения - расширение

10 технологических воэмэжностей станка путем обеспечения укладки проводников в полузакрытые пазы магнитопровода.

Это достигается тем, что в станке

15 для намэтки якорей электрических машин, содержащем два механизма для укладки проводников в пазы магнитопровода якоря с приводами их поворота и возвратно-поступательного пере20мещения, расположенные соосно относительно устройства для фиксации вала якоря, каждый из которых сос тоит из укладочной обоймы с пазами и с ограничительными элементами и 25 цилиндрической гребенки, каждый механизм для укладки проводников содержит стакан с приводом его поворота относительно устройства для

фиксации вала, на торцовой поверх30 ности которого со стороны расположения якоря выполнены пазы. Кроме того, для обеспечения укладки ггЕ)Оводииков в магнитопровод со скошенными лазами на цилиндрической поверхности гребенки выполнен винтовой паз, а на .внутренней поверхности обоймы закреплен палец, расположенный в пазу.

На фиг. 1 показан предлагае1.й станок, общий вид; на фиг. 2 - узел на фиг.1; на фиг, 3 - узел II на фиг.1; на фиг. 4 - узел III на фиг.З на фиг.З - вид по стрелке Б на фиг.2 перед разворотом стакана; на фиг. 6 - то же, после разворота с:гакана; на фиг. 7 - вид по стрелке В на фиг.5; на фиг. 8 - сечение А-А на фиг. 2,

Станок для намотки якорей электрических машин содержит сварную станину 1, привод 2, левый пpoгpaм ный Кулачковый механизм 3, левую 4 и правую 5 стойки, правый программный: кулачковый механизм 6 и пульт упрс1вления 7. Механизм б жестко крепится к станине 1,а механизм 3 расположен в направляющих 8 с возможностью перемещения относительно них штоком пневмопривода 9. Механизма 6 и 3 связаны валом 10, причем правый б - жестко, а левый 3 - через муфту 11, позволяющую ему перемещаться вверх с фиксацией углового положения вала 10. К левому 3 и правому 6 программным кулачковьям механизмам крепятся соответственно левая 4 и правая 5 стойки В корпусе левой стойки 4 в шариковых направляющих 12, обеспечивающих только продольное перемещение, расположена левая штанга-опора 13 устройств для фиксации вала, фиксируемая в краних положениях пневматическим механизмом зажима 14. На левой штангеопоре 13 расположены левые гребенка 1.5 цилиндрической , стакан 16 и обойма 17.

Левая гребенка 15 состоит иа втулки 18 и трубы 19. Втулка 18 (см.фиг. 7) имеет пазы 20 по числу пазов якоря. Труба 19 своей левой шлицевой частью входит в зацепление с шестерней 21, расположенной в корпусе левой стойки 4. На поверхности трубы 19 (фиг,8) выполнен винтовой паз 22, шаг винтовой линии которого согласован с шагом .винтовой линии паза якоря. На трубе 19 расположен винтовой peгyлиpyё ый упор 23,

Левый стакан 16 в своей правой части имеет пазы 24 по числу пазов якоря. Своей левой шлйдевой частью стакан 16 входит в зацепление с шестерней 25, расположенной в корпусе лвой стойки 4. Шестерни 21 и 25 зацепляются соответственно с рейками 26 и 27,- перемещающимися в корпусе певой стойки 4 от тяг 28, связанных с левым программным кулачковым мехаг низмом 3. .

Левая обойма 17 состоит из втулки 29, имеющей пазы 30 по числу пазов якоря., и стакана 31, несущего ограничительные элементы 32 и планку 33. Втулка 29 и стакан 31 связаны подпружиненной планкой 34. Шарик 35, вхдящий в цилиндрический паз втулки 29 касается одной своей точкой планки 34, а другой точкой - поверхности трубы 19. На стакане 31 закреплен палец 36, входящий в зацепление с винтовой поверхностью паза 22 на поверхности трубы 19.

Левая обойма 17 перемещается в осевом направлении поводком рейки 37 находящейся в зацеплении с зубчатым сектором 38, закрепленном на одном валу с рычагом 39. Вращение рычага 39 осуществляется тягой 40, связанной с механизмом 3.

Левая штанга-опора 13 может перемещаться вручную в осевом направлении поворотом рукоятки 41, что возмоно при расцеплении сектора 38, перемещающего левую обойму 17 от механизма 3.

В корпусе правой стойки 5 втулками 42 зафиксирована правая штангаопора 43 устройства для фиксации вала, которая поворачивается вручную рукояткой 44 относительно корпуса. Стопорение штанги-опоры 43 осуществляет пневматический механизм зажима 45. На правой штанге-опоре 43 расположены правые гребенка 46,ста,кан 47 и обойма 48, конструктивное исполнение которых идентично левым гребенке 15, стакану 16 и обойме 17.

На левом конце штанги-опоры 43 (фиг,4) закреплена втулка 49, цилиндрическая поверхность 50 которой является опорой для образования дна обмотки, а торец 51 буртика строго ограничивает величину вылета лобовой части обмотки якоря. Вращение правой гребенки 46, правого стакана 47 и перемещение правой обоймы 48 осуществляют соответствующие тяги,связанные с механизмом 6.В торцах левой 1-3 и правой 43 штанг-опор устройства для.фиксации вала выполнены соответственно гнезда 52 и 53, в которых фиксируется вал якоря. В гнезде 53 расположена шпонка 54; 55 и 56 - боковые поверхности пазов 24 и 20 гребенки .46. Втулка 18 и труба 19 соединены поводком 57. Для установки межвитковой изоляции в лобовой части обмотки якоря,гребенки и стаканы отводятся от торца якоря. Для предотвращения выпадания проводников из пазов гребенки паз 20 гребенки выполнен с уступом, что обеспечивает удержание проводников в пазу.

Станок работает следующим, образом

В исходном положении левая стойка 4 Haxof fTCH в верхнем положении. Левая штанга-опора 13 отведена в крайнее левое положение.

Якорь с вложенными в пазы его коллектора заготовками проводников вставляют вручную в гнездо 53 правой штанги-опоры 43 и фиксируют там по шпонке 54. Левая стойка 4 опускается вниз при переключении давления в пневмоприводе 9. Левую штангу-опору 13 вручную досылают вправо до упора, фиксируя левую часть вала якоря. Якорь вместе с правой штангойопорой 43 проворачивают вручную до совпадения шлицев его пазов с пазами правой гребенки 46.

В этом положении переключением давления в механизмах зажима 14 и 45 производят фиксацию якоря в станке. Станок к работе готов. При нажатии соответствующей кнопки на пульте управления 7 начинается рабочий цикл работы станка.

Последовательность и характер перемещения гребенок 15 и 46, стаканов 16 и 47, обойм 17 и 48 обеспечивают механизмы 3 и 6.

Рабочий цикл начинается с перемещения вправо левой обоймы i7, состоящей из втулки 29 и стакана 31, связанных планкой 34. Втулка 29 и стакан 31 перемещаются вправо по винтовой первоначально .совместно, укладывая проводники в.пазы якоря. Это совместное перемещение продолжается до тех пор, пока планка 33 не встане на упор 23. В этот момент шарик 35 перемещается по конусу трубы 19 и выводит планку 34 из зацепления с втулкой 29. Втулка 29 останавливаетс дойдя до плоскости правого торца якоря, а стакан 31 с ограничительным элементами 32 продолжает свое перемещение вправо. Ограничительные элементы 32 входят с торца в пазы якоря раскладывая и притопляя в них проводники по высоте. При этом проводники западают в пазы правой гребенки 46. После остановки стакана 31 правые гребенки 46 и стакан 47 совместно разворачиваются. Проводники, находящиеся в пазах гребенки 46 при этом деформируются в области лобовой част обмотки якоря относительно опорной втулки 49, располагаясь относительно ее поверхности по касательной (фиг.5

После окончания совместного разворота гребенки 56 со стаканом 47 происходит совместный отвод гребенки 46 и стакана 47 вместе с проводниками обмотки, от торца якоря, тем самым освобождает место для установки вручную межвитковой изоляции. Станок автматически останавливается.

При завершении укладки изоляции вновь нажимают соответствующую кнопк на пульте управления 7 и начинается новый рабочий цикл работы станка.

Происходит совместный подвод гребенки 46 и стакана 47 с проводниками к торцу якоря. Затем при неподвижной гребенке 46 стакан 47 вращается в

направлении, противоположном первоначальному. При этом происходит строгая ориентация проводников в радиальном направлении относительно шлицев пазов якоря (фиг.6).

По окончании разворота стакана 47 боковая поверхность 55 его паза 24 образует с боковой поверхностью 56 паза 20 гребенки 46 направление, по которому происходит укладка провод0ников в шлиц паза якоря при последующем перемещении правой обойкы 48 влево по винтовой линии.

Количество проводников, укладываемых одновременно в каждый паз

5 якоря, не играет роли, так как при развороте гребенки, азатем и стакана, проводники сориентированы боковыми поверхностями пазов .гребенки и стакана и расположены вдоль на0правления шлица паза якоря друг за другом.

По окончании перемещения правой обоймы 48 влево по винтовой следует совместный разворот левых гребенки 15 и стакана 16, а затем их совмест5ный отвод вместе с проводниками от торца якоря.

На этом заканчивается рабочий цикл укладки проводников в пазы якоря в обратном направлении. Затем вруч0ную устанавливается г южвитковая изоляция. В процессе дальнейшей работы циклы повторяются до завершения полной намотки якоря.

При завершении намотки якоря

5 переключением давления в механизме зажима 14 производят расфиксирование штанг-опор 13 и 43. Левую штангуопору 13 вручную отводят в крайнее левое положение, -а переключением

0 давления в пневмоприводе 9 левую стойку 4 поднимают вверх, намотанный якорь извлекают из станка.

Экономический эффект данного станка заключается в том, что он обеспечивает возможность укладки провод5ников в полузакрытые пазы магнитопровода со скошенными пазами.

изобретения

1. Станок для намотки якорей электрических машин, содержащий два механизма для укладки проводников в пазы магнитопровода якоря с приводами их поворота и возвратно-поступательного перемещения, расположенные соосно относительно устройства для фиксации вала якоря, каждый из которых состоит из укладочной обоймы с пазам1{ и с ограничительными элементами и цилиндрической гребенки, отли чающий ся тем, что, с целью расширения технологических вoз южнocтeй станка путем обеспечения укладки проводников в полузакрытые пазы магнитопровода, каждый механизм для укладки проводников содержит стакан с приводом его поворота относительно устройства для фиксации вала якоря, на торцовой поверхности которого со стороны расположения якоря выполнены пазы.

2. Станок по п.1, о т л и ч а юц и и с я тем, что, с целью укладки проводников в магнитопровод со скошенными пазами, на цилиндрической поверхности гребенки выполнен винтовой паз, а на внутренней поверхности обоймы закреплен палец, расположенный в пазу.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке 2363454/07, кл. Н 02 К 15/08, 15.06.76. 57 /7

Похожие патенты SU736280A1

название год авторы номер документа
Станак для намотки якорей электрических машин 1976
  • Картавцев Виктор Митрофанович
  • Быцак Владимир Сергеевич
  • Послейдер Григорий Яковлевич
  • Бухтеев Павел Иванович
SU616692A1
Станок для намотки якорей коллекторных электрических машин 1976
  • Дубенчук Василий Иванович
  • Нагорнов Владимир Иванович
SU688962A1
Станок для намотки и укладки катушекВ пАзы МАгНиТОпРОВОдА CTATOPOB элЕКТРи-чЕСКиХ МАшиН 1978
  • Буачидзе Нодар Иванович
  • Геселев Марк Моисеевич
  • Топчиашвили Гиви Абрамович
  • Чибурданидзе Джемал Харитонович
SU817885A1
Станок для намотки якорей коллекторных электрических машин 1977
  • Дубенчук Василий Иванович
  • Нагорнов Владимир Иванович
SU666616A1
Станок для намотки коллекторных элек-ТРичЕСКиХ МАшиН 1978
  • Миндели Гиви Валерианович
  • Буачидзе Нодар Иванович
  • Ахаладзе Тенгиз Прокофьевич
SU817886A1
Станок для намотки якорей электрических машин 1975
  • Хохлов Игорь Васильевич
  • Кетов Борис Петрович
  • Аникин Иван Яковлевич
  • Левченко Виктор Николаевич
  • Богданов Владимир Федорович
  • Соколов Евгений Михайлович
SU653690A1
Машина для кладки кирпичных стен 1938
  • Ефремов С.Г.
SU60292A1
Станок для намотки и укладки катушек в пазы статора электрических машин 1980
  • Миндели Гиви Валерьянович
  • Рамишвили Джемал Вахтангович
  • Габуния Нугзар Викторович
  • Чадунели Кукури Михайлович
  • Дшхунян Виктор Леонидович
SU907711A1
Станок для укладки двухслойных обмоток в пазы статора электрической машины 1971
  • Быков Валентин Иванович
SU771811A1
Станок для намотки якорей коллекторных электрических машин 1980
  • Бударин Лев Константинович
  • Демидович Станислав Владимирович
  • Лебедев Александр Генрихович
  • Нейман Леонид Евсеевич
SU877718A1

Иллюстрации к изобретению SU 736 280 A1

Реферат патента 1980 года Станок для намотки якорей электрических машин

Формула изобретения SU 736 280 A1

SU 736 280 A1

Авторы

Бергман Эдуард Александрович

Иванов Нил Иванович

Даты

1980-05-25Публикация

1977-10-18Подача