(54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
1
Изобретение относится к машиностроению.
Известна зубчатая, передача, содержащая сдвоенное зубчатое колесо, части которого связаны одна с другой посредством несамотормозящейся резьбы, одна из которых имеет конусный торец, размещенные на другой части поджимную гайку с конусным торцом, противолежащим конусному торцу части колеса, подпружиненную вдоль оси колеса втулку с внутренней конусной поверхностью, охватывающей зазор между конусными торцами, и расклинивающий элемент, контактирующий с конусными торцами колеса и гайки и конусной поверхностью втулки 1.
Недостатком известной передачи являются .точечные или линейные контакты расклинивающего элемента, выполненного в виде набора щаров с конусными поверхностями, что приводит к преждевременному износу передачи..
Целью изобретения является повыщение нагрузочной способности и долговечности передачи.
Это достигается тем, что расклинивающий элемент выполнен в виде упругого в радиальном направлении кольца.
Кроме того, кольцо может быть выполнено в виде сепаратора сразмещенными 5 в нем телами качения, взаимодействующими с конуснь ми торцами колеса и гайки.
На фиг. 1 изображена зубчатая передача с расклинивающим элементом в виде упругого кольца.; на фиг. 2 - упругое кольцо; на фиг. 3 - зубчатая передача с упругим кольцом, выполненным в виде сепаратора с размещенными в нем телами качения - щарами; на фиг. 4 - то же, но тела качения - конические ролики.
Зубчатая передача состоит из сдвоен15ного зубчатого колеса, одна из частей 1 которого жестко крепится на валу, а другая 2 связана с ней несамотормозящейся резьбой 3. На стугГице части 1 установлена поджимная гайка 4, на которой с возможностью осевого перемещения установлена
20 втулка 5. Между гайкой 4 и втулкой 5 установлена пружина 6. На части 2 и гайке 4 выполнень противолежащие конусные торцы 7 и 8, а на втулке 5 - внутренняя
конусная поверхность 9, охватывающая зазор между торцами 7 и 8, в котором установлен расклинивающий элемент в виде упругого в радиальном направлении кольца 10, контактирующего с торцами 7 и 8 и поверхностью 9 втулки 5. Кольцо 10 может быть выполнено также в виде сепаратора с размещенными в нем телами 11 качения, взаимодействующими с торцами 7 и 8. Телом качения Хогут быть щары или конические Р олйки.
Со сдвоенным зубчатым колесом взаимодействует колесо 12.
Ра.бота передачи осуществляется следующим образом.
При осевом перемещении втулки 5 под действием пружины 6 конусная поверхность 9 втулки давит на кольцо 10, заставляя поворачйваться часть 2 до полной выборки зазора взацеплении.
Формула изобретения
1. Зубчатая передача, содержащая сдвоенное зубчатое колесо, части которого связаны одна с другой посредством несамотормозян1,ейся резьбы, одна из которых имеет конусный торец, размещенные на другой части поджимную гайку с конусным торцом, противолежащим конусному торцу части колеса, подпружиненную вдоль оси колеса втулку с внутренней конусной поверхностью, охватывающей зазор между конусными торцами, и расклинивающий элемент, контактирующий с конусными торцами колеса и гайки и конусной поверхностью втулки, отличающаяся тем, что, ,с целью повыщейия нагрузочной способности и долговечности передачи, расклинивающий элемент выполнен в виде упругого в радиальном направлении кольца.
2. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что кольцо выполнено в виде сепаратора с размещенными в нем телами качения, взаимодействующими с конусными торцами колеса и гайки.
Источники информации,принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 366292, кл.-Р16 Н 55/18, 1970 (прототип).
(риг.З
Авторы
Даты
1980-05-30—Публикация
1977-06-16—Подача