Изобретение относится к транспортному машиностроению, и в частности, к движителям высокой проходимости, обеспечивающим переди1жение машины по снегу, болоту и другим слабонесушим грунтам.
Известен шнековый движитель, содержащий два побортно расположенных винтовых ротора, концы которых шарнирво установлены в корпусе транспортнсяО cpeдства и посредством редукторов соединены с трансмиссией l} .
Недостатки такого движителяя - пониженная тяга и маневренность транспортного средства.
Известен другой шнековый движитель содержащий две пары побортно располс женных винтовых роторов, крайние концы которых шарнир но установлены в корпусе транспортного средства, а средние в редукторах, соединенных вертикальными приводными валами с трансмиссией, причем каждый из редукторов жестко установлен в корпусе транспортного ередетваf23,
Этот двияитель имеет повышенную тягу и лучшую маневренность, однако яду жес псого расположения роторов ва корпусе, в нем нельзя регулирооать опорной поверхнос-га роторов нли иэменять $1ро(ль опорной поверхности рЪторов в соответствии с неровиостямк почвы.
Цель изобретен1гя - улушвеше проходимости путем изменения высоты распо10ложения средних onqp роторов.
Поставленная цель достигается тем, что в предлагаемом швековом движителе сод жащем две пары побортио расположенных винтовых роторов, в фужные
5 концы которых ш нирно устансшлены в корпусе транспортного средства, а внутренние - в средних опорах IT соединены силовой передачей, размешенной в опорах через приводной вал с трансмиссией, шар20ниры наружных концов роторов вьтолнены двухстепенными, силовая передача на каждый борт вьтолнена в виде редуктора с приводным вертикальным валом в виде
гидроцилиндра, шток которого связан с его корпусом скользящим соединением, передающим крутящий момент.
На фиг. 1 показан предлагаемый движитель с прямолинейной образующей опорной поверхности роторов, на фиг. 2 - то же, с криволинейной образующей опорной поверхности роторов, на фиг. 3 - средняя опора редукторов привода роторов.
Шнековый движитель состоит из корпуса 1, роторов 2, опор 3, на которых посредством двухстепенных шарниров 4 закреплены крайние концы роторов 2, и редукторов 5, силового привода, соединенных посредством вертикальных приводгных валов 6 с трансмиссией 7 транспортного средства. Каждый редуктор 5 посредством опор 8 укреплен на нижнем конце вала 6, который снабжен конической шестерней 9, передающей вращение роторам 2 при помощи шестерен 10, шлицевых валов 11 и фланцев 12,установленных на подшипниках 13. Если роторы 2 выполнены гибкими, то они жестко соединены с фланцами 12, а если роторы 2 жесткие, их соединение с фланцами 12 должно быть подвижным, обеспечивающим двухстепенный поворот. Верхний конец каждого вала 6 выполнен в виде гидроцилиндра, корпус 14 кот рого установлен на подшипниках 15 в корпусе 1 транспортного средства, а шток 16 имеет поршень 17 и снабжен скользящим соединением, например шлицами 18, передающими крутящий момент. Во внутреннюю полость гидроцнлиндра посредством штуцера 19 подводится давление текучей среды, например ъоэцула или масла.При движеши транспортного средства крутящий момент от трансмиссии 7 передается на корпус 14 гидроцилиндра, а от него за счет шлиц 18 вертикальному валу 6, шестерне 9, шестерням 1О и от них фланцам 12, врашающим роторы 2. Опорная нагрузка от роторов 2 передается через подшипники 13 корпусу редуктора 5, и через опоры 8 валу 6, а через жидкость, расположенную в кс пусе 14 гидроцилиндра, - к корпусу 1 транспортного средства.
При необходимости изменить высоту расположеш1я средних опор жидкость под давлением подается через шту цер 19 в корпус 14 гидроцилиндра, при этом поршень 17 вместе с валом 6 и группой подшипников 13 опускается, в результате движитель принимает вид, изораженный на фиг. 2. Роторы изгибаются при этом площадь их контакта с груигом уменьшается, что полезно на фрикционных и весьма прочных средах, так как приводит к уменьшению потерь на трение Прк движении через единичные преттятставя средняя опора может быть поднята, что облегчает их прохождение. Возможно также обеспечить амортизацию корпуса путем соединения штуцера 19 с гидроаккумулятором (не показан).
Внедрение такого изобретения позволяет значительно расширить диапазон удельных давлений на опорную поверхность грунта и увеличить проходимость за счет увеличения на 15-20% силы тяги. Изобретение позволяет также осуществлять приспособляемость движителя к неровностям почвы, а также амортизацию корпуса.
Формула изобретения
Шнековый движитель, содержащий две пары побортно расположенньпс винтовых роторов, наружные концы которых шарннрно установлены в травспортного средства, внутренние - в Средних опорах и соединены силовой передачей, размешенной в опорах, через приводной вал с трансмиссией, отличающийс я тем, что, с целыо улучшения проходимости путем изменения высоты расположения средних опор роторов, шар«я(ы наружньос концов роторов выпоп- иены двухстепенными, а силовая передач на каждый борт вьшолнена в виде редуктора с приводным вертикальным валом в Ёиде.гйдроцялиндра, шток которого связан с его корпусом скользящим соедииевнем, передающим крутящий момент.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское сишетельство СССР № 48140, кл. В 62 D 57/00, 1947.
2.Патент Фракции №.1510219, кл. Б 60 F , 1967.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2016 |
|
RU2641951C1 |
Шнековый движитель | 1980 |
|
SU901141A1 |
Комбинированный движитель транспортного средства | 1978 |
|
SU745762A1 |
Амфибийная дежурная шлюпка | 2023 |
|
RU2817306C1 |
ВЕЗДЕХОД | 2012 |
|
RU2498922C1 |
Движитель транспортного средства | 1978 |
|
SU781105A1 |
ШАГАЮЩАЯ ОПОРА ДЛЯ МНОГООПОРНЫХ ТРАНСПОРТНО-ПОГРУЗОЧНЫХ СРЕДСТВ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ | 2000 |
|
RU2171194C1 |
Транспортное средство и внутритрубный движитель динамического типа для него | 2017 |
|
RU2668367C1 |
ШАГАЮЩАЯ ОПОРА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ | 2008 |
|
RU2368529C1 |
ШАГАЮЩАЯ ОПОРА ДЛЯ МНОГООПОРНЫХ САМОХОДНЫХ МАШИН И ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ | 1993 |
|
RU2063353C1 |
Авторы
Даты
1980-06-15—Публикация
1978-06-19—Подача