1
Изобретение относится к движителям транспортных средств с высокой проходимостью, а более конкретно, к роторно-винтовым движителям, j
Известен движитель транспортного средства, содержащий побортно расположенные винтовые роторы, каждый из которых соединен с приводом его вращения fl .Ю
Недостатком данного движителя является недостаточная величина его опорной поверхности, поэтому для движения по грунтам с малой несущей способностью , необходимо предусмотри- j вать роторы с большой длиной или большим диаметром.
Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности и достигаемому результату является дви- «житель, содержащий побортно расположенные винтовые роторы, каждый из которых состоит из неподвижного сер- дечника треугольной в поперечном сечении, охваченного бесконечной jjj лентой с винтовой лопастью на ее наружной поверхности, и соединенного с лентой привода ее вращения вокруг сердечника в поперечной плоскости. При движении транспортного средства.
. 2
оборудованного таким движителем,винтовые роторы опираются на грунт широкой площадкой, имеющей ширину нижнего основания треугольного сердеч- , ника, что значительно увеличивает опорную плсацадь, а, следовательно, и несущую способность при небольших габаритах 27 .
Недостатком данного движителя является невозможность изменять величину опорной площади, что не позволяет регулировать проходимость на разных грунтах.
Цель изобретения - адаптация к грунтам с различной несущей способностью.
Поставленная цель достигается тем, что каждый сердечник установлен шарнирно в опорах корпуса и снабжен приводом его ступенчатого поворота.
На фиг.1 схематически изображен движитель, вид сбоку; на фиг.2 - движитель, опирающийся на малые плоскости винтовых роторов, вид спереди на фиг.З - то же, опирающийся на большие плоскости роторов; на фиг.4то же, опирающийся на ребра роторов; на фиг.5 - винтовой ротор, поперечное сечение; на фиг.6 - схема приводов вращения сердечника винтового ротора и его бесконечной ленты с винтовым гребнем. Движитель транспортного средства состоит из корпуса 1, в опорах 2 и 3 которого установлены побортно винтовые роторы 4. Каждый ротор 4 состоит из треугольного сердечника 5, в вершинах которого защеплены звездочки б с зубчатыми венцами, которые находятся в зацеплении с внутренней поверхностью 7 бесконечной ленты 8. На наружной поверхности ленты 8 закреплена винтовая лопасть 9. Звездочки б .связаны цепной передачей 10 с центральной звездочкой 11, вал 12 которой приводится во вращение от силовой передачи 13. Соосно с валом 12 разметен полый вал 14, один конец которого соединен с треугольным сердечником, а другой - с конической шестерней 15, приводимой во вращение механизмом ступенчатого поворота сер дечника, например червячньвч механизмом 1б . . : - . , . При Движении по грунту крутящий момент от силовой передачи 13, вал 12, звездочку 11 и цепную передачу 10 передается на звездочки б, зубчатые венцы которых взанмодей- . ствуют с поверхностью 7 ленты 8. Лен та 8 перемещается по поверхности сер дечника 5 в направлении, пей пендикулярном его продольной оси. При этом лопасть 9 внедряется в грунт и созда ет тяговое усилие в направлении продольной оси сердченика. Нагребание грунта перед передними (задними, при движении задним ходом) кромками рото ров 4 предотвращается выполнением овальной формы торцовой части сердеч ника (фиг.1). Для устранения осевого смещения ленты 8 по сердечнику 5 и отстаивания ленты от сердечника всле ствие действия центробежных сил, мо гут быть,применены любые известные средства. При движении по слабонесущим гру там необходимо повернуть в сторону полотна пути большую или меньшую сто рону треугольника сердечника 5 (фиг или 3). При движении по твердой поверхности/ например по льду/ целесо
781105 рбразно повернуть в сторону полотна пути вершину треугольника сердечника 5 (фиг.4). Это позволяет уменьшить потери на трение при скольжении ленты по опорной поверхности, изменяет величину последней,что обеспечивает достаточное ..внедрение винтовой лопасти в твердую среду (лед) для создания тягового усилия. Поворот сердечника 5 относительно корпуса 1 осуществляется посредством механизма 16, вращение от которого передается на шестерню 15, вал 14 и сердечник 5. При этом сердечник поворачивается на требуемый угол. Силовой привод на каждый борт размещается в опоре 3. Применение предлагаемого изобретения позволяет npocTfcWH техническими средствами обеспечить хорошую приспособляемость винтовых роторов к грунтам с различной несущей способностью, что дает возможность использовать этот движитель для машин, ,передвигающихся как по торфянникам гак и по снегу, и льду. Формула изобретения Движитель транспортного средства, содержащий побортно расположенные винтовые роторы, каждый из которых состоит из неподвижного сердечника . треугольной формы в поперечном сечении, охваченного бесконечной лентой с винтовой лопастью на наружной поверхности и соединенного с лентой привода ее вращения вокруг сердечника в поперечной плоскости, отличающийся тем, что, с целью, адаптации к грунтам с различной несущей способностью, каждый сердечник установлен шарнирно в опорах корпуса и снабжен приводом его ступенчатого поворота. Источники информации, принятые.во внимание при экспертизе 1.Патент Ге1 лании 432403, кл. 63 К 23, 1926. 2.Авторское свидетельство СССР № 42816, кл. В 62 М 27/00. 1935 (прототип) .
СИ QD
Фиг. 2
D О
-Фиг.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭНЕРГОСРЕДСТВО УНИВЕРСАЛЬНОЕ БОЛОТОХОДНОЕ | 2016 |
|
RU2618607C1 |
СРЕДСТВО ТРАНСПОРТНОЕ БОЛОТОХОДНОЕ | 2012 |
|
RU2511195C1 |
Винтовой движитель транспортного средства | 1977 |
|
SU630117A1 |
Транспортное средство высокой проходимости | 1980 |
|
SU996254A1 |
Комбинированный движитель транспортного средства | 1980 |
|
SU918162A1 |
ШАГАЮЩАЯ ОПОРА | 1994 |
|
RU2086450C1 |
Движитель транспортного средства | 2016 |
|
RU2627913C1 |
Шнековый движитель | 1978 |
|
SU740591A1 |
Винтовой движитель транспортного средства | 1980 |
|
SU975487A1 |
Стенд для испытания транспортных средств | 1977 |
|
SU659925A1 |
GD a
Авторы
Даты
1980-11-23—Публикация
1978-11-13—Подача