Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортному маши ностроению. Известна двойная фрикционная муфта, содержащая корпус и размещенные в не Два пакета фрикционных дисков, сжимаемые поршнями l J. Недостаток ее заключается в жесткос ти включения . Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является двойная (икционная муфта, каждая из частей которой содержит размещенный в корпусе пакет фрикционных дисков, основной и дополнительный поршни, установленные в заполненной жидкостью полости между корпусом и пакетом фрикционных дискрв Однако эта муфта имеет большие габариты и недостаточную плавность включения. Цель изобретения - повышение плавно ти включения. Это достигается тем, что в предлагаемой конструкции в каждом основном поршне выполнена центральная расточка, дополнительный поршень установлен в этой расточке, разделяя ее на две части; соединенные друг с другом посредством выполненного в дополнительном поршне дроссельного канала. На чертеже представлена конструкция двойной фрикционной муфты. Каждая из частей двойной фрикционной муфты содержит опорный диск 1, напротив которого расположен пакет фрикционных дисков 2, сжимаемых подпружиненным поршнем 3. Опорный диск 1, фрикционные диски 2 и поршень 3 обеих частей муфты расположены в обшем корпусе 4. На каждой из частей фрикционной муфты смонтированы дополнительные поршни 5, установленные в основных поршнях 3 и подпружиненные друг относительно друга с помощью пружин 6. Пруокины 6 размещены в толкателях 7. Поршень 3 образует с корпусом 4 и дополнительным поршнем 5 полость для рабочей жидкости, сливаемой из нее через отверстие 8 и кран 9. Этот кран содержит проход 10, соединенный с атмосферой, и выполнен в виде валика, на конце которого имеется эксцентрично расположенный шип 11, вход5ший в кольцевую проточку 12, выполненную на толкателе 7. Дополнительный поршень 5 в каждой из частей муфты разделяет.полость для рабочей жид кости на внешнюю и внутреннюю камеры 13 и 14, сообщенные между собой через дроссельное отверстие 15. Внутренняя камера 14 через канал 16, выполненный в корпусе и в валу фрикционной муфты, сообщена с источником рабочей жидкости. Внешняя и внутренняя камеры 13 и 14 изолированы рруг от друга с помощью металлического уплотнительного кольца 17j Кроме того, в канавке, выполненной на торце каждого дополнительного поршня 5, установлено и приклеено резиновое уплотнительное кольцо 18, при смещении дополнительного поршня закрывающее щел 19, сообщающую внешнюю камеру 13 с атмосферой через отверстие 20, выполненной в корпусе муфты. Муфта работает следующим образом. При включении фрикционной муфты жид кость под давлением по каналу 16 подают во вну;треннюю камеру 14, После заполнения этой камеры давление в ней повышается до величины, при которой происходит перемещение поршня 3 в стороку пакета фрикционных дисков. При это дополнительный поршень 5 остается пока на месте, поскольку суммарное усилие пружин 6 больше усилия возвратных пружин поршня 3. При перемещении поршня 3 увеличивается объем внешней камеры 13, и в нее поступает воздух из атмосферы как через отверстие 8 и проход 10, так и через отверстие 20 и щель 19 После замыкания пакета фрикционных дисков 2 давление в камере 14 еще боль ше повышается, и тогда дополнительный поршень 5 смещается в сторону стенки корпуса, поворачивая с помощью толкателя 7 валик крана 9. который перекрывает сливное отверстие 8 в корпусе муфты. При этом дополнительный поршень 5 при помощи уплотнительного кольца 18 закрывает также щель 19, изолируя внешнюю камеру 13 от атмосферы. После перемещения дополнительного поршня 5 давление в камере 14 поднимается поч ти до номинальной величины и соответственно возрастает усилие сжатия уплот нительного кольца 18 между дополнитель .74 8 ным поршнем 5 и Kopiij :,/M 4, способствуя надежной герметизации щели 19. После смещения поршня 3 открывается прикрытое его стенкой отверстие 15. Жидкость из внутренней камеры 14 через Это отверстие поступает во внешнюю камеру 13, постепенно ее заполняя. При этом под действием центробежной силы, вызванной вращением муфты, жидкость располагается кольцом на периферии этой камеры, вытесняя внутрь камеры находя - щийся в ней воздух. Происходит постепенное возрастание усилия на поршень 3 и далее на пакет дисков фрикционной муфты. Сжимающийся в камере 13 воздух не может уйти ни в атмосферу, поскольку имеется уплотнительное кольцо 18, ни во внутреннюю камеру 14, так как в последней в это время давление выше, чем во внешней камере. После того, как давление во внешней камере станет близким по величине к номинальному, воздух из этой камеры через .дроссельное отверстие 15 перейдет во внутреннюю камеру 14 и затем через стыки в ее металлических уплотнительных кольцах уйдет в атмосферу. Включение фрикционной муфты окончено. При включении фрикционной- муфты внутреннюю камеру 14 через канал 16 сообщают со сливом, давление в ней падает, итогда дополнительный поршень 5 под действием пружин 6 отходит от стенки корпуса, поворачивая кран 9 в положение, при котором открывается сливное отверстие 8 -в корпусе муфты. Через это отверстие и проход 10 происходит полное опорожнение камеры 13, после чего поршень 3 под действием его возвратных пружин отходит в сторону стенки корпуса муфты, размыкая пакет фрикционных дисков 2. Двойная фрикционная муфта обеспечивает плавное включение ступеней в короб-, ке передач благодаря раздельному заполнению отдельных частей ее рабочей полости и постепенному повышению давле- ; ния в большей ее камере, где происходит сжатие запертого в ней воздуха. Эта фрикционная муфта имеет надежную и компактную конструкцию, так как благо--. даря расположенному внутри муфты крану происходит четкое выключение муфты с полным опорожнением ее рабочей полости от жидкости и выпадающего из нее осадка, при этом требуются лишь небольшие пружины для во.зврата поршня муфты в исходное положение.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двойная фрикционная муфта | 1976 |
|
SU616472A1 |
Фрикционная муфта коробки перемены передач транспортного средства | 1974 |
|
SU602399A1 |
Фрикционная муфта | 1976 |
|
SU631711A1 |
Фрикционная муфта | 1976 |
|
SU616471A1 |
Фрикционная муфта | 1975 |
|
SU585341A1 |
ДВОЙНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ С ГАСИТЕЛЕМ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 2018 |
|
RU2690118C1 |
Двойная фрикционная муфта | 1976 |
|
SU663908A1 |
ДВОЙНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ | 2018 |
|
RU2689670C1 |
ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ | 2018 |
|
RU2694426C1 |
ДВОЙНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2017 |
|
RU2662337C1 |
Авторы
Даты
1980-06-15—Публикация
1978-03-20—Подача