1
Изобретенпе касается технических средств обучения и может быть использовапо для ускоренного обучения различным дисииплннам, в том числе иностранным языкам, в частности, суггестокибернетиче- 5 скмм методом.
Одно из 1звестных устройств для обучения содержит блоки ввода информации, блок предъявления информации, блок ввода ответных реакии учащихся, блок онеи- ю ки, блок иидикапии 1.
такое устройство не иозволяет осуществлять информапиоииую стимуляцию при обучении.
Наиболее близки.м техиическим решенп- 15 ем к изобретению является устройство, содержащее блок управления, устройства анализа и регистрации ответов и состояння обучаемого, устройства ввода ответов и реакпий обучаемого, б.ток формировагии сиг- 20 налов учебной информации, аудиовизуальный демонстрационный блок, а также блок стимулирующего информационного фона, устройство рсфлекторно-устаиовочиых воздействий, устройство управления воеприя- 25 тием, состояиием и работоспособностью обучаемого 2.
Это устройство иозволяет в процессе обучения осуществлять сеанс информационной стимуляции, в ироцессе которого сигна- зо
2
ЛЬ информационной стимуляции сум.ируются с сигиалами учебной информации при помощи б.тока формирования сигналов учебной информации ц ноступают в аудиовизуальный демонстраццонный блок. В процессе воспроизведения указан1 ых сигналов обучаемому регистрируют его биореакции, ир1 помощи которых управляют скоростью п ритмом воспроизведения сигналов информационного фона.
Такое устройство позволяет восироизводить обучаемому сигналы информациопной стп.муляпии только в виде информацнонного фона, при этом осиовным сигналом является сигнал учебиой ииформаипп. Кроме того, ycTpoiicTBO позволяет управлять только скоростью ц ритмом информационной стимуляции, 11сио.1ьзуя для этого регистрацию биореакций обучаемого, что создает для пего гзвестиые неудобства (закреплеппе иа его те.те электродов).
Целью пpeдлaгae ioгo изобретеиия является обеспечение вoз иJЖИocти дозпроваиня иараметро сигиа.тов ии()ормаииоииой стимуляции в зависимости от восприятия обучаемого и возможности предъявления еигналов ииформациоиноГ стиму.тяции как основных обучаюигих сигиа.тов. т. е. повышение точности обучеиия.
Это достигается тем, что в известное устройство, содержащее пульт управления, соединенный с блоками ввода ииформаннн, которые подключены к блоку предъявлепия информации, и блок ввода ответных реакций учан егося, введены блок определенна порога Боснрпятия учебной информации и блок регулироваиия выдачи учеб1:ой информации, подключенный к блоку предъявления ннформаиии и блоку онределения порога 1юснриятия учебной ииформацин, соедииепцому е блоком ввода ответных реакций учащегоея, блоками ввода пнфо)мации и пультом управления.
Предлагаемое изобретеиие иозволяет дозировать скорость, освещенность и громкость сигналов ииформациопной стимуляции в зависимости от измецения порогов восприятия обучаемого, а также иозволяет предъявлять спгпалы информациопиой стимуляции как основные обучающие сигиалы без сигналов собственно учебной Н1формации. Предъявление сигналов учебной пиформаццц подобным способом иозволяет существенно актпвнзировать мнемнческую деятельность обучаемого. Кроме того, нредлагаемое устройство конструктивно легк( вписывается в разработанные ранее обучающие устройства и не исключает возможности предъявления еигналов ииформаццонной стимуляции совместно с сигналами учебной информации.
На фиг. 1 дана структурная схема предлагаемого устройства; иа фиг. 2 - блок определения порога восприятия учебной информации и блок регулирования выдачи учебной информации.
Устройство для обучения содержит пульт 1 (см. фиг. 1) управления, к еоответствующим выходам которого подключены входы блоков 2 и 3 ввода информации, выходы которых подключены к входу блока 4 предъявления (учебной) информации.
Устройство содержит также блок 5 ввода ответных реакций учащегося, выход которого подключен к одному входу блока б определення порога восприятия учебной ипформацпп, к другому входу которого подключен выход блока 2 ввода информации. Выход блока 6 подключен к блоку 7 регулирования выдачи учебной ииформации и к иульту 1 управления. Выход блока 7 подключен к соответствующему входу блока 4. Конструктивно блок 7 совмещен с блоком 4.
Блок 6 (см. фиг. 2) определения порогов воеприятпя учебной информации содержит анализатор 8 количества реакций обучаемого, анализатор 9 патентного периода реакцни обучаемого и аиализатор 10 длительности обучаемого, включенные параллельно.
Блок 7 содержит регулятор 11 скорости предъявлення информационной стимуляции, регулятор 12 ocBCHteHHOCTH иредъявля(мой ииформаццц и регулятор 13 громкости. Выход аиализатора 8 подключси к входу рег -лятора 11, выход аиализатора 9- к входу регулятора 12, а выход аналнзатора 10 подключен к входу регулятора 13, Устройство работает следующнм обра:;()м. Пред1 явле11ие обучаю1це1 г информации при помощи иредлагаемого устройства вк.чючается в цикл обучеиня к р.иде сеанса
информаи.иоиной стимуляции.
Сигиалы цифop :aциoииoй стимуляции ггредставляют собой аудиовизуальиыс сигиалы учебиой ииформациц, параметры которых иаходятся в области от физиологического порога восприятия обучаемого до порога оссхзнанного восирпятия включите. ьио.
В иача.че указаниого сеанса обучаемому блоком 2, уиравляемым с пульта 1, при иомондп блока 4 предъявляют аудиовизуальиые сигналы тестов. При этом обучаемому выдается ииструкпия иажимать иа киоцочиый датчик блока .5. Например, дается зрительный или слуховой ряд, каждый э.теMCirr которого надо зафиксировать нажатием кнопкн. Сигнал ноступает на анализатор 8 блока 6. На иего поступает также сщнал сравнения с блока 2. С выхода анализатора 8 па вход регулятора 11 блока 7
поступает разностный сигнал, пзменяющий скорость предъявления информации.
При необходимости измереиия иатентного периода реакции обучаемого последнему даетея инструкция нажать на кнопку датчнка блока 5 при иоявлении определенного зрительного сигнала, например сигнала, изменяющегося по яркости. Спгнал датчика поступает па аиализатор 9, на который ноступает также сигнал сравнения с блока 2. Разностный сигнал иоступает на регулятор 12, который изменяет интенсивность иредъявляемого зрительного сигнала. Для оиределения длительности реакции обучаемому дается инструкция нажать
кнопку ири появлении звукового сигнала, измеияющегося ио громкости, и отпустить ири его исчезновении. Этот сигнал поступает на анализатор 10, на который поступает также сигнал сравнения с блока 2. Разностиый сигнал подается па регулятор 13 и изменяет уровень аудиоснгналов.
Показатели порогов восприятия обучае.мого с выхода блока 6 поступают также
на пульт 1. После определения указанных иорогов учащийся по программе включает блок 3, сигналы которого при помощи блока 4 воспроизводят текст обучаемому. По программе через задаппые интервалы времени отключают блок 3 и включают блок 2. При этом оиределяют один или несколько иорогов восприятия обучаемого и регулируют соответствующие иараметры воспроизводимой информационной стимуляции
(скорость, освещенность, громкость).
Таким образо1г, осуществляют дозирование информацпоиной стимуляции, параметры которой должны соответствовать порогам восприятия обучаемого, что способствует активизации его миемической деятельности.
Принциппальио возможно определить п другие пороги восприятия обучаемого, еслл включить дополиительные аиализаторы i; блок 6 п пзменпть структуру связей между анализаторами п регуляторами блока 7.
При использовапии предлагаемого устройства в суггестокпбернетичееком обученпп пностраппым языкам предварительпо подобранных но тестовым показателям обучаемых нозЕюляет за 5-7 дней обученпя (30-45 часов) повысить пассивный лексический запас обучаемого на уровне узнавания на 4000-6000 слов. Формула изобретения
Устройство для обучения, содержащее пульт управления, соединенный с блоками
ввода информации, которые подключены к блоку предъявления информации, и блок ввода ответных реакццй учащегося, отличающееся тед1, что, с целью повыщения точности обучения, оно содержит блок определения порога восприятия учебной информации и блок регулирования выдачи учебной информации, подключенный к блоку предъявлення информации и блоку определеиия порога восприятия учебной пнформацни, соедпненному с блоком ввода ответных реакций учащегося, блоками ввода информации и пультом управления.
Источники информации, нринятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР Ло 327510, А1кл2 G 09 В 7/00, 1970.
2.Авторское свидетельство СССР по заявке .Yg 2321495/24, МклЗ G 09 В 7/00, 1976 (ирототин).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ | 1995 |
|
RU2110095C1 |
Автоматизированная система для обучения и контрля знаний | 1976 |
|
SU635508A1 |
Автоматизированный класс для обу-чЕНия и КОНТРОля зНАНий учАщиХСя | 1979 |
|
SU841018A1 |
Способ тренировки памяти и устройство для его осуществления | 1989 |
|
SU1748164A1 |
Обучающее устройство | 1980 |
|
SU875434A1 |
Обучающее устройство | 1979 |
|
SU966724A1 |
Способ ускорения изучения иностранного языка | 2018 |
|
RU2685093C1 |
Устройство для обучения | 1981 |
|
SU985813A1 |
Устройство для обучения быстрому чтению | 1990 |
|
SU1737490A1 |
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2020872C1 |
1 JA. 5 I
w
/
Авторы
Даты
1980-06-25—Публикация
1978-05-18—Подача