Способ тренировки памяти и устройство для его осуществления Советский патент 1992 года по МПК G09B9/00 

Описание патента на изобретение SU1748164A1

2

00

О

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для тренировки памяти как при ускоренном обучении различным дисциплинам, так и при формировании профессиональных умении и навыков.

Целью изобретения является увеличение дидактических возможностей и области применения за счет активации эйдетической памяти обучаемого.

Сущность предлагаемого способа состоит в том, что формируются синхронизи- рованные, например, визуальный, звуковой, тактильный и запаховый и другие сигналы, соответствующие информацией- ному символу. Затем этими сигналами с помощью каналов визуального,звукового, тактильного и запахового предъявления информации воздействуют на обучаемого. При этом информационный символ предъявля- ется обучаемому на табло, в качестве которого может выступать экран телевизора, дисплей, цифровой индикатор, этому информационному символу соответствует звук определенной частоты или определен- ная мелодия, воздействующие на обучаемого с помощью любого электроакустического преобразователя (наушники, акустические колонки и т.д.), определенное механическое и/или тепловое воздействие г на кожу с по- мощью тактильных виброраздражителей, сдавливания, покалываний, нагревания и определенный запах, например, с помощью аэрозолей, распылителей запаха и т.д. Воздействие продолжается в течение несколь- ких секунд (время выбирается индивидуально для каждого обучаемого). Затем параметры сигналов одновременно меняются (либо плавно, либо ступенчато) по определенному заданному программным задатчиком алгоритму4, т.е. информационный символ на табло меняет свои размеры и/или цвет, и/или четкость, и/или яркость, меняется громкость звука или мелодии, меняется интенсивность механического и/или теплового раздражения кожи и интенсивность запаха и снова воздействуют на обучаемого в течение заданного времени (5-10 с). После этого на обучаемого в течение другого заданного времени воздействуют толь- ко сигналом одного из каналов визуального звукового тактильного или зал ахового одно- временно и регистрируют восприятия обучаемым информации по всем каналам (и по которым в этот момент воздействия не про- исходит).

В момент регистрации, о котором обучаемому сигнализирует специальный индикатор, обучаемый должен нажать кнопку, соответствующую тому каналу, по которому

он ощущает воздействие. Так как в момент регистрации на обучаемого воздействуют сигналом одного из каналов, то он обязательно должен нажать соответствующую ему кнопку, другие же кнопки он нажимает в том случае, когда у него при воздействии одного из сигналов возникает полная иллюзия одновременного воздействия и сигналами других каналов. Все нажатия кнопок, а значит, ощущения обучаемого регистрируются.

Цикл воздействия на обучаемого сигналами различных параметров всех каналов, затем одного из каналов и регистрации продолжают до тех пор, пока обучаемый не начнёт воспринимать информационный символ по всем каналам, по которым в этот момент воздействие не производится, т.е. до тех пор, пока у обучаемого не произойдет целостного - эйдетического восприятия предъявляемого символа, и он не нажмет в момент регистрации все кнопки После этого формируются синхронизированные визуальный, звуковой, тактильный и запаховый сигналы, соответствующие новому информационному символу, и воздействие ими на обучаемого продолжается в указанной последовательности.

В некоторых случаях формирование новых сигналов учебной информации необходимо производить через определенное время, необходимое для восстановления чувствительности органов чувств (обоняния, осязания), обладающих заметной инерционностью.

В процессе такого преобразования учебной информации у обучаемого происходит активация эйдетического запоминания, при котором каждому запоминаемому информационному символу соответствует появление ярких образов (цветового, звукового, тактильного, теплового и запахового) этих символов, при этом обучаемый не вспоминает, бы продолжает видеть, слышать, чувствовать, ощущать объект, который исчез из поля восприятия, что позволяет увеличить обучаемому одномоментно воспринимаемый объем информации в 2-10 раз,

На фиг. 1 изображено устройство, реализующее предлагаемый способ; на фиг. 2 - блок формирования учебной информации; на фиг. 3 - блок ввода ответных реакций на фиг, 4 - блок предъявления визуальной информации; на фиг. 5 - блок предъявления звуковой информации; на фиг. 6 - блок предъявления тактильной информации; на фиг, 7 - блок предъявления запахоаой информации; на фиг. 8 - блок управления; на

фиг. 9 - блок регистрации; на фиг. 10 - блок индикации.

Устройство для тренировки памяти содержит блок 1 формирования учебной информации, блок 2 ввода ответных реакций, блок 3 предъявления визуальной информации, блок А предъявления звуковой информации, блок 5 предъявления тактильной информации, блок б предъявления запахо- вой информации, блок 1 управления, блок 8 коммутации, блок 9 ключей, блок 10 регистрации и блок 11 индикации.

Блок 1 содержит генератор 12 тактовых импульсов, генератор 13 псевдослучайной последовательности импульсов, регистр 14, элементы 15 и 16 задержки, счетчик 17, дешифратор 18.

Блок 2 содержит триггеры 19, элемент 20, элементы 21 коммутации (кнопки с возвратом) и элемент 22 задержки

Блок 3 содержит узел 23 дешифраторов, узел 24 усилителей, табло 25 индикации.

Блок 4 содержит цифроэналоговый преобразователь 26, генератор 27 перестраиваемой частоты (звуковой), усилитель 28, электроакустический преобразователь 29,

Блок 5 содержит узел 30 дешифраторов, узел 31 усилителей, матрицу 32 тактильных раздражителей.

Блок 6 содержит узел 33 дешифраторов, узел 34 ключей, блок 35 электромагнитов, управляемые 3S крышки, узел 37 пробирок с пахнущими веществами, усилитель 38, вентилятор 39.

Блок 7 управления содержит генератор 40 тактовых импульсов, триггер 41, счетчик 42, цифроаналоговый преобразователь 43, элемент 44 дифференцирования.

Блок 10 регистрации содержит регистры 45-48, мультиплексоры 49-53, счетчик 54, регистр 55 и дешифратор 56,

Блок 11 индикации содержит элемент 57 задержки, триггер 58, индикаторы 59-61 и узел 62 индикаторов.

Устройство работает следующим обра- зом.

Включают питание. В исходное состояние (нулевое) устанавливаются все счетчики, триггеры и регистры устройства (цепи установки и запуска для упрощения блок- схемы устройства не показаны).

Запускается генератор 12. тактовые импульсы с выхода которого поступают на вхо- ды генератора 13 псевдослучайной последовательности импульсов, на вход элемента 16 задержки и счетный вход счетчика 17. Случайная последовательность нулей и единиц с выхода генратора 13 поступает на информационный вход регистра 15, записываясь в нем тактовыми импульсами с выхода элемента 16 задержки, время задержки которого больше времени переходных процессов в генераторе 13. Количество записанных в регистр 14 нулей и единиц подсчитывается счетчиком 17, и как только регистр 14 полностью заполняется, срабатывает дешифратор 18 и через элемент 15 задержки включает работу генератора 12. Случайное число, записанное в регистре 14, поступает на входы узлов дешифраторов 23.30 и 33 и вход цифроэнало- гового преобразователя 26. В соответствии с поступившим на йход узлов дешифрато ров 23,30 и 33 числом срабатывают дешифраторы, настроенные на это число, и сигналы с их выходов поступают на вход соответствующих им усилителей в узлах усилителей 24 и 31 и вход ключа узла 34 ключей.

Сигнал с выхода усилителя узла 24 высвечивает соответствующий ему информационный символ на табло 25 индикации

Сигнал с выхода усилителя 31 приводит и действие определенные тактильные раздражители матрицы 32. Сигнал с выхода ключа узла 34 подключает к источнику питания определенный электромагнит узла 35 который открывает крышку 36 соответствующей пробирки узла 37 На выходе преобразователя 26 аналоговый сигнал настраивает генератор 27 ни определенную частоту, электрический сигнал этой частоты, пройдя через усилитель 28, преобразуется в звуковые колебания преобразователем 29

При запуске устройства генератор 40 также начинает вырабатывать тактовые импульсы, период следования которых 5-10 с. Первый импульс включает триггер 41, сигнал с его прямого выхода обнуляет триггеры 19, проходит через коммутатор 8 и открывает ключи блока 9, а также приводит к срабатыванию счетчика 42 Сигнал с обратного выхода триггера в этот момент запирает элемент И 20 В соответствии с комбинацией на выходе счетчика 42 аналоговый сигнал с выхода преобразователя 43. пройдя через открытые ключи блока 9. устанавливает определенные коэффициенты усиления в усилителях узлов 24 и 3 f и усилителе 28, что приводит к установлению определенной фиксированной яркости информационного символа на табло 25, определенной громкости звука преобразователя 29, определенной силе воздействия тактильными раэражителями 32 и определенной скорости вращения вентилятора 39. Таким образом, в течение 5-10 с обучаемому предъявляется блоком 3 информационный символ определенной яркости, блоком 4 - звук, соответствующей этому символу частоты и определенной громкости, блоком 5 тактильный символ определенной силы и блоком б - запах, соответствующий информационному символу и определенной интенсивности. Второй импульс генератора 40. переключает триггер 41 в обратное положение и снимается блокировка триггеров 19 и элемента И20, а также закрываются все ключи, кроме одного блока 9 и закрываются усилители 28 и 38 и усилители узла 31, В результате этого преобразователь 29 не воспроизводит звук, прекращается действие тактильных раздражителей матрицы 32, останавливается вентилятор 39 и прекращается воздействие запахом из пробирки узла 37 Кроме того, зажигается индикатор 61, сигнализирующий обучаемому, что он может вводить свои реакции.

Следовательно, в течение следующих 5-10 с обучаемому предъявляется только визуальный информационный символ на таб ло 25 и он может вводить свои реакции на этот символ. Если обучаемый видит символ, он нажимает первую кнопку, слыиТит - вторую, ощущает кожей - третью А чувствует запах - четвертую, что приводит к срабатыванию соответствующих этим элементам 21 коммутации триггеров 19 Если хотя бы один из триггеров 19 не срабатывает, т е, у обучаемого не происходит активации одного из органов чувств на предъявляемый символ, то генератор 40 вырабатывает следующую пару импульсов и указанный цикл предъявления того же самого информационного символа повторяется, меняется только его яркость, громкость, сила раздражения кожи и интенсивность запаха, так как срабатывает счетчик 42 и на выходе преобразователя 43 меняется уровень сигнала, управляющего коэффициентами усиления усилителей. Циклы предъявления обучаемому одного и того же символа с различными параметрами повторяются до тех пор, пока обучаемый при предъявлении ему символа не. начнет образно представлять себе, что на него в этот момент времени воздействует соответствующий этому символу звук, кожное воздействие и запах В этом случае обучаемый задействует все элементы 21 коммутации (нажмет все кнопки) что приведет к срабатыванию всех триггеров 19 и элемента И 20, сигнал с выхода которого обнулит счетчик 17, дешифратор 18 перейдет в нулевое состояние, сработает элемент 44 дифференцирования, обнулив счетчик 42, в результате чего сигнал на выходе преобразователя 43 пропадет и предъявление учебной информации прекратится Кроме того, сигнал с элемента И20 переведет триггер 58 в единичное состояние и засветится индикатор 59, сигнализируя обучаемому, что данный информационный символ им закреплен, в течение времени прохождения сигнала обнуления триггера 58 через элемент 57 задержки.

Приход следующего импульса с выхода

генератора 40 опять перебросит триггер 41 в единичное состояние, что приведет к обнулению триггеров 19 и пропаданию сигнала на выходе элемента И20, в результате

0 чего снимется блокировка счетчика 17 и блок 1 сформирует новый символ учебной информации.

Количество предъявляемых символов фиксируется счетчиком 54, и как только оно

5 достигает необходимого числа, срабатывает дешифратор 56, высвечивая на индикаторе 60 сигнал об окончании тренировки, и блокирует работу генераторов 40 и 12 устройства

0 Все действия обучаемого при запоминании каждого информационного символа регистрируются в блоке 10 При этом значение каждого символа и уровни сигналов учебной информации, при которых было достигнуто

5 закрепление символа, фиксируются в регистре 55 и высвечиваются на информационной панели узла 62 индикаторов. Процесс восприятия во времени каждого символа зрением, слухом, кожей и обонянием фикси0 руется соответственно в регистрах 45-48 и высвечивается на информационных панелях узла 62 индикаторов Такая информация об обучаемом позволяет оценить его способности к образному восприятию инфор5 мации

Использование предлагаемого устройства для тренировки памяти приводит к организации у обучаемого эйдетического запоминания любой информации, когда

0 каждый информационный символ представляет собой яркий цветовой звуковой, тактильный и запаховый образ

Формула изобретения

1. Способ тренировки памяти, включаю5 щий циклы тренировки, каждый из которых содержит формирование синхронизированных визуального и звукового сигналов учебной информации воздействие ими на обучаемого в течение заданного промежутка

0 времени, измерение параметров реакции обучаемого и последующую регистрацию реакции обучаемого на воспринимающую учебную информацию, отличающийся тем, что. с целью расширения дидактических воз5 можностей и области применения способа за счет активации эйдетической памяти обучаемого, в каждом цикле тренировки дополнительно формируют синхронизированные с визуальным и звуковым сигналами тактильный и запаховый сигналы учебной информации и воздействуют ими на обучаемого одновременно с визуальным и звуковым сигналами учебной информации в течение заданного промежутка времени, после чего прекращают воздействие на обучаемого всеми сигналами учебной информации, кроме одного, в течение заданного промежутка времени и одновременно регистрируют реакцию обучаемого на все сигналы учебной информации, затем изменяют по заданной программе одновременно параметры всех сигналов учебной информации, воздействуют ими на обучаемого в течение заданного промежутка времени, после чего прекращают воздействие на обучаемого всеми сигна- лами, хроме одного, в течение заданного промежутка времени и одновременно регистрируют реакцию обучаемого на все сигна- лы учебной информации, циклы воздействия на обучаемого сигналами раз- личных параметров учебной информации продолжают до момента регистрации восприятия обучаемым всех сигналов учебной информации, после чего через определенный промежуток времени производят но- вый цикл тренировки.

2. Устройство для тренировки памяти, содержащее блок ввода ответных реакций, блок формирования учебной информации, блок регистрации, блок коммутации и блок управления, первый выход которого соединен с входом блока коммутации, группа выходов блока формирования учебной информации подключена к информационным входам блока предъявления визуальной учебной информации, выходы блока ввода ответных реакций подключены к информационным входам первой группы блока регистрации, выходы первой группы которого соединены с информаци- онными входами первой группы блока индикации, отличающееся тем, что, с целью увеличения дидактических возможностей устройства за счет активации эйдетической памяти обучаемого, в него введены блок ключей, блоки предъявления звуковой, тактильной и запаховой информации, информационные входы которых

соединены с информационными входами второй группы блока регистрации и подключены к группе выходов блока формирования учебной информации, выходы блока ключей соединены с управляющими входами блоков предъявления визуальной, звуковой, тактильной и запаховой информации, а информационные входы - с выходами блока коммутации, управляющий вход блока ключей соединен с вторым выходом блока управления, первый выход которого дополнительно соединен с первым информационным входом блока регистрации и установочным входом блока ввода ответных реакций, а третий выход - с управляющими входами блока индикации и блока ввода ответных реакций, один из выходов которого подключен к установочному входу блока формирования учебной информации, управляющий вход которого соединен с управля ющими входами блока управления и блока индикации и с управляющим выходом блока регистрации, выход блока формирования учебной информации соединен с установочным входом блока управления, группа выходов которого соединена с информационными входами третьей группы блока регистрации, выходы второй группы которого соединены с входами второй группы блока индикации.

3. Устройство по п. 2, о т л и ч а ю щ е е- с я тем, что блок управления содержит триггер, счетчик, элемент дифференцирования, цифроаналоговый преобразователь и генератор тактовых импульсов, вход которого является управляющим входом блока, а выход соединен с входом установки триггера, первый и вторйй выходы которого являются соответственно первым и вторым выходами блока, первый выход триггера соединен со счетным входом счетчика, обнуляющий вход которого соединен с выходом элемента дифференцирования, вход которого является установочным входом блока, выходы счетчика соединены с входами цифрозналогового преобразователя, выход которого является третьим .выходом блока, группой выходов которого являются выхо ды счетчика.

Фиг. 6

ригЮ

Похожие патенты SU1748164A1

название год авторы номер документа
Устройство для психофизиологических исследований 1989
  • Матюгин Игорь Юрьевич
SU1653739A1
Устройство для обучения операторов 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
SU1737488A1
Тренажер оператора 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
SU1748167A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ И ОЦЕНКИ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА 1991
  • Кудряшов Н.И.
  • Кирюхин В.А.
  • Мухортов В.В.
  • Карлов А.В.
RU2018971C1
Устройство для тренировки памяти оператора 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
  • Мухортов Василий Васильевич
SU1749903A1
Устройство для обучения 1981
  • Слипченко Владимир Георгиевич
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Мозговая Людмила Николаевна
SU985813A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОПЕРАТОРА 1991
  • Кудряшов Н.И.
  • Кирюхин В.А.
  • Карлов А.В.
  • Мухортов В.В.
RU2024067C1
Тренажер радиотелеграфиста 1986
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Попенко Владимир Степанович
SU1336086A1
Устройство для обучения 1983
  • Бабий Владимир Иванович
SU1273974A1
Устройство для тренировки и контроля профессиональных навыков оператора 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
  • Мухортов Василий Васильевич
SU1714650A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 748 164 A1

Реферат патента 1992 года Способ тренировки памяти и устройство для его осуществления

Сущность изобретения: устройство для тренировки памяти содержит блок формирования учебной информации 1, блок ввода ответных реакций 2, блоки предъявления информации , блок управления 7. блок коммутации 8, блок ключей 9, блок регистрации 10, блок индикации 11. 8-9-(3,4,5,6), 1-

Формула изобретения SU 1 748 164 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1748164A1

Устройство для тренировки памяти обучаемого 1987
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
  • Гетман Александр Сергеевич
  • Мухортов Василий Васильевич
SU1418799A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Механическая топочная решетка с наклонными частью подвижными, частью неподвижными колосниковыми элементами 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1988A1
Способ преобразования информации 1977
  • Петрусинский Вячеслав Вячеславович
SU699537A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Устройство для тренировки памяти обучаемого 1985
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
SU1305757A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1985A1

SU 1 748 164 A1

Авторы

Матюгин Игорь Юрьевич

Даты

1992-07-15Публикация

1989-08-09Подача