Изобретение относится к текническим средствам обучения, в частности к устро ствам для контроля знаний учащихся, и явлется усовершенствованием известного устройства, описанного в авт. св. № 395887. По основному авт. ев, № 395887 известно устройство для контроля знаний учащихся, содержащее корпус, прозрачную крышку с маской и отверстиями для ввода ответов, световое табло с окнами сиг нализации, узел памяти и сравнения, установленный между сигнальной лампой и окнами светового табло, состоящий из обоймы со сквозными отверстиями, расположенными на оптических осях сигналь ных ламп, и размещенных в гнездах обой мы пластмассовых прямоугольных подпружиненных стержней с отверстиями; поддон, расположенный в нижней части корпуса, связанный со стержнями, и эксцентрик подъема поддона, связанный с нижней частью поддона. Часть обойм с прямоугольными стержнями, расположен- на оптической оси одной сигнальной лампы, образует логическую линейку, соответствующую одному вопросу ClJ. Каждый из прямоугольных стержней, выполняющих функции элементов памяти и фиксирующих ответ органов, имеет на одной из половин одно сквозное отверстие для прохождения света. Поэтому световой канал для засветки окна сигнализации данного вопроса образуется при одной единственной комбинации положений всех стержней логической линейки, соответствующей только одновременно правильному и полному ответу на вопрос. Следовательно, при такой конструкции стержйей (стержень имев одно отверстие, расположенное на одной из его половин) известное устройство не позволяет раапичачгь неправильные и неподные многоэлвмевтные ответы, так как отсутствие любого элемента ответа, независимо от его важности (соответствующий стержёнь не утоплен), и наличие неправильных влементов 37 ответа (утоплены не предусмотренные программой стержни) приводят к одинаковому эффекту - перекрытию светового канала и отсутствию aacBeTKH окна сигнализации, что оценивается как неправиль ный ответ. Поскольку в практике контроля знаний неполный ответ очень часто может оцениваться как положительный, указанный недостаток известного устройства свидетельствует о его ограниченных дидактических возможностях. Целью дополнительного изобретения является расширение дидактических воз- можностей устройства путем выявления неполных ответов наряду с правильными полными и неправильными ответами. Эта цель достигается за счет того, что в известном устройстве fll в одних из отверстий пластмассовых прямоугольных подпружиненных стержней установлены светофильтры. На фиг. 1 изображен общий вид описываемого устройства; на фиг. 2 - разрез устройства А-А на фиг. 1; на фиг. - 3 - общий вид стержня с одним отверсттием; на фиг. 4 - общий вид стержня с двумя отверстиями; на фиг. 5 - упрощенпая схема логической с закодированным вопросом; на фиг. О - упрощен ная схема логической линейки при введен ном правильном и полном ответе; на фиг. 7 - при введенном первом неполном ответе (не введен один элемент ответа); на .фиг. 8 - при введенном втором неполном ответе (не введен один элемент ответа); на фиг. У - при неполном ответе с двумя невведенными элементами ответа. Устройство для контроля знаний учащихся включает корпус 1, прозрачную крышку 2 с маской (непрозрачные участки 3) и отверстиями 4 для ввода ответов с помощью толкателя 5, табло с окнами б сигнализации, узел памяти и срав нения, .состоящий из обоймы 7 со сквозными отверстиями 8, расположенными на оптических осях ламп 9, и размещенных в гнездах обоймы прямоугольных стержней Ю с одним отверстием пластмассовых прямоугольных подпружиненных стержней 11 с двумя отверстиями, причем в дополнительных отверстиях установлены светофильтры 12, механизм .восстановлени программы в виде, например, поддона 13 и эксцентрика 14.Часть обоймы со стержнями, например десятью стержнями 15 - 24, расположен ными на оптической оси одной сигнальной 9 лампы и соответствующими элементам одного вопроса, образует логическую линейку данного вопроса. Прямоугольные стержни 10 и 11 служат элементами памяти и фиксирующими ответы органами. Прямоугольный стержень 10 (фиг. 3) имеет на одной стороне одно сквозное отверстие для прохождения света. На торцах стержня имеются цилиндрические выступы, для обозначения сторон стержня (например, с помощью точки на одном из выступов). Стержень 11 (фиг. 4) отличается от стержня 1О только наличием дополнительного отверстия, расположенного симметрично основному отверстию и закрытого светофильтром 12. Каждый стержень может быть установлен в одно из двух положений - верхнее (как, например, стержень 10 на фиг. 2) или нижнее ( как, например, стержень 11 на фиг. 2). В любом из двух названных положений каждый стержень может быть установлен меткой на торцовом выступе вверх (к крышке) или вниз ( от крышки). В верхнем положении стержня торцовый выступ входит в углубление в крышке, расположенное под непрозрачным участком 3 маски, в связи с чем визуально невозможно определить, в каком положении (меткой вверх или меткой вниз) находится стержень. В нижнем положении стержни упираются в поддон. Из верхнего положения в нижнее стерж- ни переводятся с помощью толкателя 5 через отверстия 4 в крышке 2. Из нижнего положения э верхнее переводятся подъемом поддона 13 в верхнее положение посредством поворота эксцентрика 14. Рассмотрим работу устройства на примере работы одной логической линеи ки, содержащей десять стержней. При подготовке программы намечает- ся набор элементов ответа (таких элементов может быть до десяти). Набор должен содержать верные элементы ответа, неверные элементы ответа, а также элементы неполного ответа т. е. элементы, являющиеся верными, но не обязательныии для положительной оценки ответа в целом. элементы ответа нумеруются та,„ образом, чтобы каждому из них однозначно соответствовал номер одного „з стержней логической линейки. После этого определяется набор стержней, Элементам неполного ответа должны со- 574 ответствовать стержни с двумя отверстиями, всем остальным элементам ответа- стержни с одним отверстием. До набора коца вопроса все стержни должны быть установлены в верхнее положение метками на торцах вниз. При этом основные отверстия всех стержней будут совпадать с отверстиями в стенках обоймы, и световой канал будет открыт. При наборе кода вопроса крышку 2 снимают и стержни, соответствующие вер ным элементам ответа и элементам неполного ответа, переворачивают метками на торцах вверх, оставляя стержни в верх нем положении. Вследствие этого световой Канал перекрывается непрозрачными половинами, перевернутых стержней с одним отверстием и светофильтрами перевер нутых стержней с двумя отвертиями. Крышку 2 ставят на место, в результате чего положение стержней становится ненаблюдаемым для обучаемого. Логическая линейка готова к работе. Для ввода ответа обучаемый должен с помощью толкателя 5 утопить (опустить в нижнее положение) стержни, которые, по мнению обучаемого, соответствуют верным элементам ответй. При правильном и полном ответе (утоплены все ранее перевернутые стержни) основ- ные отверстия утопленных стержней сов падут с отверстиями обоймы и остальных (неутопленных) стержней, вследствие чего образуется световой канал; по чистому засвечиванию окна сигнализации определяется правильный и полный ответ. Если введен неполный ответ (не утоплены один или несколько стержней с дву- ся отверстиями, соответствующих элементам неполного ответа), световой канал будет перекрыт одним или несколькими светофильтрами; по цвету засветки окна сигнализации оценивается полнота ответа (сколько и какие элементы неполйого ответа не введены). Если введен неправильный ответ (не утоплены один или несколько стержней, соответствующих верным элементам ответа, либо утоплен один или несколько стержней, соответствующих неверным элементам ответа) , световой канал будет -перекрыт и окно сигнализации засвечиваться не будет; по отсутствию засветки оценивают неправильный ответ. После ввода ответа (стержни утоплены) обучаемый может через прозрачную крышку 2 наблюдать метки на удаленных от маски торцах утопленных стержней и тем самым 9 осуществлять самоконтроль правильности ответов. Восстановление исходного состояния устройства осуществляется в следующем порядке: вначале поддон 13 и с ним все стержни поднимаются в верхнее положение посредством поворота эксцентрика с помощью специального ключа (наличие специального ключа исключает возможность восстановления программы обучаемым в процессе набора ответов); затем перевернутые стержни устанавливаются в исходное положение, а поддон опускается. Проиллюстрируем на примере работу одной логической линейки, например линейки, содержащей стержни 15 - 24, с помощью упрощенных схем линейки, показанных на фиг. 5-9. Предположим, что поставлен следующий вопрос с многоэлементным ответом: Указать элементы схемы многокаскадного RC - автогенератора синусоидальных кс лебаний. Набор элементов ответа: 15. Колебательный контур, 16. Первый усилительный каскад. 17. Кварцевый резонатор. 18. Фазосдвигающая цепь. 19. Катушка обратной связи. 2О. Эмиттерный повторитель. 21. Мост Вина. 22. Второй каскад усиления. 23. Цепь отрицательной обратной связи. 24. Третий каскад усиления. Номера элементов ответа совпадают с номерами стержней. Верные элементы ответа: 16, 21, 22. Неверные элементы ответа: 15, 17, 18, 10, 24. Элементы неполного ответа: 20, 23. Правильный и полный ответ: 16, 2О, 21, 22, 23. Правильные неполные ответы с опним пропущенным элементом неполньго отиота:.16, 20, 21, 22; 1C, 21, 22, 2Л. Правильный неполный ответ с двумя пропущеннь1ми элементами неполного ответа: 16, 21, 22. Все остальные кбмбинамии элементов ответов составляют в целом неправильные ответы. Поскольку допустимыми элементами неполного ответа являются элементы 20 и 23, то набор стержней должен быть следующим: стержни 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 24 - с одним отверстием; стержни 20 и 23 - с двумя отверстиями. Предположим, что в дополнительном отверстии стержня 20 установлен светофильтр желтого цвета, а в дополнительном отверстии, стержня 23 - голубого цвета.
После кодирования вопроса логическая линейка принимает положение, показанное на фиг. 5, Стержни 16, 20, 21, 22, 23 перевернуты метками вверх, oci тальные стержни в йскодном положении. Световой канал перекрыт. Засветка окна сигнализации отсутствует.
При правильном и полном ответе утоп лены стержни 16, 20, 21, 22, 23 (фир. 6). Световой канал открыт, окно сигнализации засвечено без окраски, что и свидетельствует о правильном и полном ответе.
При правильном неполном ответе, когда не утойлен стержень 23 (фиг. 7), световой канал перекрыт голубым свето- фильтром; окно засвечено голубым светом.
При правильном неполнок о№ётё, не утоплен стержень 20 (фиг. 8); , световой канал перекрыт Желтым светофильтром, окно засвечено желтым светом
При правильном неполном ответе, когда не утоплейы сразу стержни 2О и 23 (фиг. 9), световой канал перекрыт двуйя светофильтрами; окно засвечено смеШавййш, гГ е.Г зелейым светом.
Из рйскШотрения фиг. 5 - 9 видно, чтЬ, §iehe при вводе ответа будет утоплен хотя бы один из стержней 15, 17, 18,.19, 24, соответст1ауюагих неверным
элементам ответа, либо на будет утоплен хотя бы один из стержней 16, 21, 22, соответствующих верным элементам ответа, то световой канал будет перекрыт.
Таким образом, предлагаемое усовер-шенствование устройства для контроля знаний учащихся позволяет дополнительно фиксировать неполные ответы, что по-
вышает объективность оценки знани и расширяет дидактические возможности устройства.
Формула изобретения
Устройство для контроля знаний учащихся по авт. св. NJ 395887, о т л и чаюЬаееся тем, что, с целью расширення дидактических возможностей устройства путём оценки знаний по правильньш, неправильным и неполным ответам, в одних из отверстий пластмассовых прямоугольных подпружиненных стержней
установлены светофильтры.
Т сточники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 395887, кл. G 09 В 3/00, 1974 (ПРОТОТИП) .
tf ii 2
4-.
- О
7J
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО для КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ | 1973 |
|
SU395887A1 |
Устройство для контроля знаний учащихся | 1976 |
|
SU573807A1 |
Узел ввода ответов для обучающейМАшиНы | 1978 |
|
SU836648A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ | 1993 |
|
RU2060559C1 |
Устройство для контроля знаний учащихся | 1987 |
|
SU1420606A1 |
Устройство для контроля зна-Ний | 1979 |
|
SU830496A1 |
Устройство для контроля знаний | 1990 |
|
SU1785025A1 |
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся | 1977 |
|
SU734791A1 |
УСТРОЙСТВО для КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ и ОБУЧЕНИЯ | 1970 |
|
SU269643A1 |
Обучающая машина для изучения иностранных языков | 1970 |
|
SU380192A1 |
23 Л
2Г 20
a It.
n
}f ff
C5i
744709
(put,3
n
12
16 n 18 15 10 21 22 23 2ff
„ jg 17 IS jy
12 lit
(
15
17 /I fS 20
14
Авторы
Даты
1980-06-30—Публикация
1978-01-30—Подача