(54) ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТРАКТОРА
.. : .- -. .- ..
Изобретение относится к сельскохозяйствеинойу машиностроению, а именно к гидрбпневматнческнм системам тракторов.
Известна гидропневматйческая система трактора, содержащая гндроцилиндр, шток которого кинематически, связан с прицепным устройством навесной снстемы, и пневматический тормозной привод |1.
Недостатком указанной снстемы является невозможность регулирования тормозного давлення в зависимости от статического веса трактора, что снижает безопасность двнження.:
. ../
: Наиболее близким решением из известных является гидропневматйческая система, содержащая гидрбцилнндр, шток которого кинематически связан с прицепным устройством навесной, Системы, и пневматическнй тормозной привод с регулятором тормозных сил, управляющий поршень которого имеет частичную рабочую поверхность, образующую с корпусом полость управления. Использование данной снстемы повышаем безопасность движения трактора, регулируя тормозные силы на осях в зависим эсти ot веса |2}.
Однако прн торможении трактора в агрегате с прицепом происходит перераспределение веса прицепа на навесную систему трактора. В этом случае необходимо осуществить регулирование давления в тормозных камерах трактора в зависимости от динамической нагрузки, приходящейся на навеску, чего известная система обеспечить не может.
Цель изобретения - повышение безопасности движения путем регулировання
10 тормозного давления в соответствин с динамической нагрузкой на навеснук) систему ; при торможении трактора с прицепом.
Для этого рабочая полость гидроцнлиндра сообщена магистралью с упомянутой лостью управлення регулятора тормозных сил, который снабжен пневмоуправляемым клапаном, установленным между полостью управления н магистралью к гидроцилиндр.
Кроме этого, регулятор тормозных сил снабжен дополнительным пневмоуправляе20мым клапаном, установленным между полостью управлейня и сливной магистралью.
На чертеже изображен схема гндронневматической снстемы трактора при его работе с прицепом.
Гидропневматнческая система трактора содержит ресивер 1, соединенный через тормозной кран 2, который кинематически связан с тормозной педалью 3, и трубопровод 4 с полостью 5 нагнетания регулятора б тормозкых сил. Полость 5 нагнетания соединена с выходной полостью 7 посредством впускного клапана 8, соединенного стержнем 9 с выпускным клапаном 10. Седло 11 соединено с диафрагмой 12. Полость 5 связана посредстволз канала 13 с полостью 14 управления, которая соединена с полостью 15 и посредством канала 16 с полостью 17. Выходная полость 7 сообщена через трубопровод 18 с тормозными камерами 19 задней оси трактора, а также посредством канала 20 с полостью 21. Кроме этого, выходная полость 7 соединена через выпускной клапан 10 и канал 22 т полостью 23, а каналом 24 с атмосферой.
Полость 25 управления образована корпусом 26 регулятора 6 тормозных сил и частичной рабочей поверхностью управляющего поршня 27, опирающегося на пружину 28, а также отсоединена пневмоуправл емым клапаном 29, поджатым пружиной 30, от магистрали 31, сообщенной С рабочей полостью 32 гидроцилнндра 33 навесной системы.
Щток 34 гидроцилиндра 33 кинематически связан с прицепным устройством, выполненным в виде рычагов 35 и гидрокрюка 36, который соединён с дыщлом 37 одноосного прицепа 38, образуя шарнир 39. . Дополнительный пневлшуправляемый 40, опирающийся на пружину 41, установлен между полостью 25 управления и сливной магистралью 42. Трубопроводом 43 ПОЛОСТИ гидроцйлиндра 33 соединены с гидросистемой трактора..
Гидропневматнческая система работает следующим образом..
При отсутствии воздействия на тормозную педаль 3 нагнетатель.ная полость 5 регуяятора 6 тормозных сил сообщена через тормозной кран 2 с атмосферой. В результате полость 14 управления также соединена с атмосферой. Поскольку на управляющий поршень 27 не действует сила сжатого воздуха, то Пружина 28 находится в свободном состоянии, а значит между седлом И и вьтускны1у5 клапаном 10 образован зазор,. посредством которого выходная полость 7, трубопровод 58 и тормозные камеры 19 соединены с атмосферой. ,
Так как давление, сжатого воздуха в полости J5 отсутствует, то пружина 30 не позволяет клапану 29 подниматься и сообщать полость 25 управления с магистралью 31. Поэтому при воздействии однооского прицепа 38 через дышло 37, гндрокрюк 36 и рычаги 35 на шток 34 гидроцилнндра 33 давление масла не передается в полость 25 управлепня.
Шток 34 практически не ггеремещается, поскольку полости гидроцилиидра 33 находятся в запертом положении, а при утечках масла по трубопроводам 43 осуществляется их подпитка.
При на тормозную педаль 3 открывается тормозной кран 2 и воздух из ресивера 1 поступает через трубопровод 4 в полость нагнетания 5. Одновременно из полости 5 нагнетания сжатый воздух поступает по каналу 13 в полость 14 управления. Под действием сжатого воздуха, находящегося в полости 14 управления, порщень 27 перемещается и воздействует через пружину 28 на седло 1 выпускного клапана 10. При этом диафрагма 12 прогибается и седла 11 перемещается по направлению к выпускному клапану Ю, после соприкосновения с которым перекрывается сообщение выходной полости 7 через канал 22, полость 23 И канал 24 с атмосферой. Перемещение выт пускного клапана 10, связанного стержнем 9 с впускным клапаном 8, приводит к тому, что впускной клапан 8 открывается и сжатый воздух из полости нагнетания 5 поступает в выходную полость 7 трубопровода 18 и тормозные камеры 19 задней оси трактора.
Нарастание давления воздуха в выходной полости 7 происходит до тех пор, пока сила давления сжатого воздуха на диафрагму 12, поступающего через каналы 20 в полость 21, не достигает величины усилия, развиваемого пружиной 28. Как только усилия, действующие по обе стороны диафрагмы, уравняются, впускной клапан 8 закроется и давление 19 стабилизируется. Одновременно с поступлением воздуха в полость управления 14 сжатый воздух поступает также через канал 16 и в полость 17, давит на поджатый пружиной 41 дополнительный клапан 40 и запирает сливную магистраль 42. Кроме этого, сжатый воздух поступает в полость 15, и давит на клапан 29, который, сжимая .пружину 30, перемещается, вследствие чего рабочая полость 32 гидроцилиндра 33 навесной системы сообщается через магистраль 31 с полостью 25 управления. Следовательно, жидкость из рабочей полости 32 гидроцилиудра 33 навесной системы поступает через магистралз 3 в пел ость 25 управления, воздействуя на порщень 27.
.В результате торможения одноосного прицепа 38, вследствие действия сил инерции, происходит перераспределение веса с задней оси на дыщло 37, которое давит через щарнир 39 на гидрокрюк 36 трактора. Увеличение нагрузки, приложенной к гидрокрюку 36 трактора, вызывает увеличение силы, воздействующей на ЩТОК 34 гидроцйлиндра 33. Вследствие этого возрастает давление жидкости & полости 32 гидроцилиндра 33 навесной системы, магистрали 31 и полости 25 управления.
Увеличение давления жидкости в полости 25 управления вызывает перемещение управляющего поршня 27 влево, который посредством пружины 28 воздействует на седло П и диафрагму 12 пропорционально увеличению весовой нагрузки на гидрокрюке 36 трактора. Диафрагма 12 вместе с седлом 11, выпускным клапаном 10 и стержнем 9 перемещается влево и открывает впускной клапан 8, вследствие чего давление воздуха в выходной полости 7, трубопроводе 18 и тормозных камерах 9 задней оси трактора увеличивается пропорционально перераспределению весовой нагрузки на гидрокрюк 36 трактора. Это происходит до тех прр, пока сила давления сжатого воздуха на диафрагму 12 не .достигает величины, равной усилию развиваемому пружиной 28. При равенстве указанных усилий впускной клапан 8 закроется и давление воздуха в выходной полости 7, трубопроводе 18 и тормозных камерах 19 задней оси трактора стабилизируется. В результате осуществляется автоматическое регулирование давления воздуха в тормозных камерах 19 {т. е. тормозных сил на задней оси трактора) пропорционально изменению весовой нагрузки на гидрокрюк 36 трактора.
При оттормаживании тормозной кран 2 сбрасывает давление воздуха в трубопроводе 4, полости нагнетания 5, канале 13, полости 14 управления, полостях 15, 17. Вследствие падения давления в полостях 17 и 15 дополнительный клапан 40 под давлением масла открывается и соединяет полость 25 со сливом, а клапан 29 под действием пружины 30 перекрывает магистраль 31. При падении давления в полОсти 25 клапан 40 под воздействием пружины 41 закрывается и прекращает слив масла из полости 25.
Вследствие падения давления в полостях 14 и 25 управления, диафрагма 12 под воздействием сжатого воздуха, поступающего из выходной полости 7 через канал 20 в полость 21, вместе с седлом 11 выпускного клапана 10 перемещается в исходное положение, что приводит к открытию клапана 10 и.воздух из выходной полости 7, трубопровода 18, тормозных камер 19 задней оси трактора выходит в атмосферу. Поскольку прицеп 38 тормозится, то силы инерции направлены по ходу прицепа, т. е. они всегда стремятся повернуть прицеп по часовой стрелке, а гидрокрюк соответственно против часовой стрелки. Таким образом, в процегс затормаживания прицепа гидрокрюк всег;;а догружается, т. е. давление в рабочей полости 32 гидроцилиндра навески увеличивается.
Рычажная система прицепного устройства позволяет вращаться гидрокрюку 36 до
часовой стрелке при поднятии дышла 37 одноосного прицепа 38 к против часовой - при его опускании. Поднятие дышла 37 при подсо.единении одноосного прицепа к трактору осуществляется подачей масла в полость 32 гядроцилиндра 33по трубопроводу 43 из гидросистемы трактора. Опускание дышла 37 осуществляется при разъединении трактора и одноосного прицепа 38 путем выпуска масла из полости 32 через трубопровод 43, который связан с гидросистемой трактора.
Аналогичным образом работает система при торможении трактора, движущегося с другими прицепными сельскохозяйственными машинами, например сеялкой.
Таким образом, сообщение рабочей полости гидроцилиндра магистралью с полостью управления регулятора тормозных сил, который снабжен пневмоуправляемым клапаном, установленным между полостью управления и магистралью к гидроцилиндру, позволяет повысить безопасность движения трактора в агрегате с прицепом.
Формула изобретения
1Гидропневматическая система трактора, содержащая гидроцилиндр, щток которого кинематически связан с прицепным устройством навесной системы, и пневматический тормозной привод с регулятором тормозных сил, управляющий поршень которого имеет частичную рабочую поверхность, образующую с корпусом полость управления, огличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности движения путем, регулирования тормозного давления.в соответствии с динамической нагрузкой на навесную систему при торможении трактора с прицепом, рабочая полость гидроцилиндра сообщена магистралью с указанной полостью управления, регулятора тормозных сил, который снабжен пнезмоуправляемым клапаном, установленным между полостью управления и магистралью к гидроцилиндру.
2. Система по п. I, отличающаяся тем, что регулятор тормозных сил снабжен дополнительным пневмауправляемым клапаном, установленным между полостью управления к сливной магистралью.
Источники информации, принятые во взимание при экспертн.зе
1.Трактор Т-150К. Инструкция по эксплуатации. Харьков, «Прапор, 1971, с. 237.
2.Беленький О.,Б. и др. Новое в расчете и конструкции тормозов автомобилей. М., «Мащиностроение, .1965, с. 107-109 (прототип)
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидравлическая тормозная система сельскохозяйственного колесного трактора | 1980 |
|
SU943044A1 |
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАКТОРНОГО ПРИЦЕПА, АГРЕГАТИРУЕМОГО ПОСРЕДСТВОМ ГИДРОКРЮКА | 2012 |
|
RU2497706C1 |
Прицеп | 1977 |
|
SU737287A1 |
Прицеп | 1978 |
|
SU948744A2 |
Тормозной кран пневматической системы трактора | 1982 |
|
SU1063670A1 |
Тормозной кран пневматической системы трактора | 1983 |
|
SU1114574A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГОВО-МОЩНОСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРАКТОРОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2566513C1 |
Прицеп | 1981 |
|
SU1028551A2 |
Гидропневматическая система тракторного поезда | 1975 |
|
SU727493A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1984 |
|
SU1191314A1 |
Авторы
Даты
1980-07-05—Публикация
1977-03-29—Подача