1
Изобретение относится к регулируемым электродвигателям переменного тока с индукционными сопротивлениями в цепи ротора.
Известны фазные роторы асинхронных регулируемых электродвигателей, обмотки которых подключены к индукционным сопротивлениям 1. Недостатком известных роторов является ограничение их области применения односкоростными электродвигателями.
Кроме того известен ротор трехфазного многоскоростного асинхронного двигателя, содержащий магнитопровод с размещенной на нем трехфазной обмоткой, состоящей из 12 одинаковых -катущечных групп, фазы которой соединены в звезду, и индукционные сопротивления, соединенные по cxeMeYYVVVY, подключенные к фазам обмотки 2.
К недостаткам этих роторов относятся использование индукционных сопротивлений только на двух скоростях, что ухудщает использование ротора на больщем числе скоростей.
Целью изобретения является повышение использования активных материалов.
Указанная цель достигается тем, что обмотка ротора выполнена из двух трехфазных звезд, каждая из которых содержит по две параллельные ветви, причем одна параллельная ветвь первой трехфазной звезды образована катушечными группами с номерами 1, 5, 9, вторая параллельная ветвь первой звезды образована катушечными группами с номерами 3, 7, 11,одна параллельная ветвь второй трехфазной звезды образована катушечными группами с номерами 2, 6, 10, вторая параллельная ветвь второй трехфазной звезды образована катушечными группами с номерами 4, 8, 12, а индукционные сопротивления выполнены в виде двух трехфазных звезд, нулевые точки
которых сбединены между собой и с нулевыми точками обеих трехфазных звезд обмотки.
На фиг. 1 представлена схема соединения элементов обмотки ротора и индукционных сопротивлений трехскоростного асинхронного двигателя, на фиг. 2 показана диаграмма ЭДС параллельной ветви обмотки при различных числах пар полюсов, на фиг. 3 представлена развернутая схема обмотки ротора трехскоростного асинхронного двигателя с индукционными сопротивлениями. Трехскоростная обмотка ротора с отношением чисел полюсов 2:3:4 состоит из 12 катушечных групп 1 -12, равномерно распределенных по окружности ротора (фиг. 2). Обмотка разделена на две части, одна из которых состоит из четных, а другая из нечетных катушечных групп. Каждая часть обмотки выполнена в три параллельные ветви с двумя последовательно соединенными катушечными группами и является одной из фаз двухфазного исполнения обмотки при р 3.. Катушечные группы в параллельных ветвях включены между собой согласно, что обеспечивает встречное направление индуктируемых в них одинаковых по амплитуде ЭДС Е и Ец при р 3. По отношению к числам пар полюсов р 2 и р 4 одна из частей обмотки, например с нечетными катушечными группами, лредставляет собой половину обмотки, в которой при изменении числа пар полюсов двигателя ср 2нар 4 направление тока остается неизменным, а вторая часть с четными катушечными группами является второй половиной обмотки, в которой при изменении числа полюсов направление тока изменяется на обратное. Первая половина обмотки с нечетными катушечными группами представляет сочленение соединенных в звезду катушечных групп 1, 5, 9, относяшихся к трем различным фазам при р 2 и р 4 с аналогичной .звездой катушечных групп 3, 7, 11 во второй половине обмотки сочленяются соединенные в звезду катушечные группы 2, 6, 10 с катушечными группами 4, 8, 12 (фиг. 1). Особенность соединения элементов обмотки заключается в том, что в каждой параллельной ветви сочленяются между собой Катушечные группы, принадлежашие к различным фазам обмотки как при р 2, так и при р 4, например, coeд lняютcя катушечные группы 1 и 3, 5 и 7, 9 и 11, принадлежаш,ие соответственно к фазам А и Сз. BS и AS, Сз, и БЗ при 2р 8 и к фазам иВ,С1 иА4,В4 иС при 2р 4 (фиг. 1). Во второй половине обмотки между собой соединяются четные катушечные группы 2 и 4, 6 и 8, 10 и 12. Соединение катушечных групп обеспечивает в каждой половине обмотки при р 2 и р 4 смешения одной звезды индуктированных ЭДС по отношению к другой на угол -|, то есть в каждой параллельной ветви обмотки при данных числах пар полюсов индуктируются две одинаковые по aMj плитуде ЭДС, направленные между собой под углом 120°. При этом составляюшие. индуктированные в параллельных ветвях ЭДС Е и ЕК и направленные встречно, являются преобладаюшими (фиг. 2). Индукционные сопротивления выполнены из 6 одинаковых катушек с массивными ферромагнитными сердечниками и соединены в две отдельные «звезды, каждая из которых -подключена к средним точкам параллельных ветвей одной из частей обмотки ротора (фиг. 1). Нулевые точки индукционных сопротивлений соединены между собой и с точками соединения параллельных ветвей обмотки ротора. Такое соединение обмотки ротора с индукционными сопротивлениями обеспечивает на каждой из трех скоростей полное использование индукционных сопротивлений, по которым протекают токи, обусловленные встречными составляюшими ЭДС в параллельных ветвях обмотки ротора. При этом двухфазное включение осушествляется при р 3, а трехфазное при р 2 и р 4. Формула изобретения Ротор трехскоростного асинхронного двигателя, содержащий магнитопровод с размешенной на нем трехфазной обмоткой, состояшей из 12 одинаковых катушечных групп, фазы которой соединены в звезду, и индукционные сопротивления, соединенные в отдельные звезды, подключенные к фазам обмотки, отличающийся тем, что, с целью повышения использования активных материалов, обмотка ротора выполнена из двух трехфазных звезд, каждая из которых содержит по две параллельные ветви, причем одна параллельная ветвь первой трехфазной звезды образована катушечными группами с номерами 1, 5, 9, вторая параллельная ветвь первой звезды образована катушечными группами с номерами 3, 7, 11, одна параллельная ветвь второй трехфазной звезды образована катушечными группами с номерами 2, 6, 10, вторая параллельная ветвь второй трехфазной звезды образована катушечными группами с номерами 4, 8, 12, а индукционные сопротивления выполнены в виде двух трехфазных звезд, нулевые точки которых соединень между собой и с нулевыми точками обеих трехфазных звезд обмотки. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Пиотровский Л. М. Электрические машины. Л.-М.., Госэнергоиздат , 1949, с. 393. 2.Авторское свидетельство СССР № 470040, кл. Н 02 К 17/14, 1972.
ФагЛ
fir/
кг
3d с параллельной SemSu при
f/ff
с параллельной ВетВи при и
Риг.2
-.. aiaaaSfcSsSKS SS;aaS;SSS:KRE3K3S5 §feS3S5§5:%J5t5S §
Авторы
Даты
1979-03-25—Публикация
1974-05-13—Подача