Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым опорам с саморегулируемым натягом для шпинделей металлорежущих станков. Известна подшипниковая опора шпин дельного узла, содержащая смонтиро-ванные на шпинделе подшипник и регулятор натяга, выполненный в виде под пружиненной втулки, взаимодействующей с подшипником, гильзы с подпятни ком и инерционных грузиков 1. Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату. . Недостатками известной подшипниковой опоры являются невысокая точность ишиндельного узла и большие га бариты опоры. Невысокая точность выз вана тем, что подпружиненная втулка регулятора- натяга является базовым элементом только для опоры, в которо регулятором регулируется натяг. Другая же шпиндельного узла (обыч но задняя опора) отделяется от регулятора плохо сбазированным коротким подпятником гильзы. Базирование ее по этому короткому подпятнику неточн отчего точность шпиндельного- уаПа Нег высокая, а также ограничен диапазон регулировки натяга. Большие габариты опоры обусловлены в основном сложным и массивным подпятником гильзы. Целью изобретения является увеличение диапазона регулировки натяга и уменьшение габаритов опоры. Для достижения поставленной цели в подшипниковой опоре шпиндельного узла подпятник выполнен в виде установленной между подшипником и втулкой шайбы с дугообразными пазами, а втулка - с торцевыми выступами, проходящими через зти пазы и упирающимися в подшипник. На фиг. 1 изображен шпиндельный узел с предлагаемой подшипниковой опорой; на фиг. 2 - сечение А-А фиг.1; на фиг. 3 - сечение В-Б фиг. 1. Шпиндельный узел содержит шпиндель 1, установленный на передней и Зсщней опорах. Передняя опора содеркит смонтированный на шпинделе подзшпник 2 и регулятор натяга в этом подшипнике. Регулятор натяга выполнен в виде подпружиненной коническими шайбами 3 втулки 4 с окнс1МИ 5, взаимодействующей с подшип(иком 2, гильзы 6 с коническими выточками 7,
инерционных грузиков, вьтолненных в виде шариков 8у и подпятника гильзы. Шарики 8 размещены в полостях, образованных окнами 5 и выточками 7. Подпятник гильзы 6 выполнен в виде шайбы 9 с дугообразными пазами 10. Шайва 9 установлена на шпинделе 1 между подшипниками 2 и втулкой 4. На торце втулки 4 выполнены выступы 11, которые через пазы 10 шайбы 9 взаимодействуют с внутренним кольцом подшипника 2. Второй торец втулки 4 выполнен гладким. Он упирается во внутреннее кольцо подшипника 12 заднейопоры шпиндельного узла. Оба торца длинной, хорошо сбазированной втулки 4являются базой для подшипников 2 и 12, соответственно, передней и задней опор шпиндельного узла.
Работает подшипниковая Опора шпиндельного узла следующим образом. Шпиндель 1, вращаясь на низких оборотах, создает незначительные центробежные силы на шариках 8. Шарики 8, упираясь в конические выточки 7 гильзы & и стенки окон 5, смещают втулку 4 и подшипники 12 задней опоры, деформируя упругие шайбы 3. Гильза 6 при этом неподвижна, так как через свой подпятник она фик1 ируется относительно ишинделя 1. По мере увеличения чисел оборотов шпинделя 1 центробежные силы на шариках 3 увеличиваются, шарики 8, упираясь в конические выточки 7 гильзы б и стенки окон 5, больше смещают втулку 4 с подшипниками 12 задней опоры шпинделя, деформируя упругие шайбы 3. В процессе работы предлагаемой опоры шпиндельного узла подпружиненная втулка 4 регулятора - всегда надежная и точная база для подшипников передней и задней опор шпиндельного узла.
Подпятник гильзы 6 предлагаемой опоры работает на сжатие и потому может быть выполненным в виде тонкостенной шайбы, тогда как в прототипе подпятник гильзы работает на растяжение и поэтому конструктивно сложный и крупногабаритный.
Формула изобретения
Подшипниковая опора шпиндельного узла,, содержащая смонтированные на шпинделе подшипник и регулятор натяга, выполненный в виде подпружиненной, взаимодействующей с подшипником втулки с окнами, в которых размещены инерционные грузики, а также гильзы с подпятником, отличающаяс я тем, что, с целью увеличения диапазона регулировки натяга и уменьшения габаритов опоры, подпятник выполнен в виде установленной между подшипником и втулкой шайбы с дугообразными пазами, а втулка - с торцовыми выступами, проходящими через эти пазы и упирающимися в подшипник.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство по заявке № 2459930/25-27,
5 KJi. В 23 В 19/02, 1977 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипниковая опора шпиндельного узла металлорежущих станков | 1981 |
|
SU1076654A1 |
Подшипниковая опора | 1984 |
|
SU1207635A2 |
Подшипниковая опора | 1980 |
|
SU1016078A1 |
Шпиндельный узел металлорежущего станка | 1983 |
|
SU1135558A1 |
Подшипниковый узел | 1977 |
|
SU703245A1 |
Шпиндельный узел металлорежущего станка | 1987 |
|
SU1447578A1 |
Шпиндельный узел расточного станка | 1975 |
|
SU529013A1 |
Шлифовальный шпиндель | 1981 |
|
SU1007945A1 |
Шпиндельная опора | 1990 |
|
SU1784766A1 |
ШПИНДЕЛЬ ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2010 |
|
RU2433241C1 |
Риг.г
tii.S
Авторы
Даты
1980-09-15—Публикация
1978-02-06—Подача