(54) СПОСОБ ДИАГОНАЛЬНОГО ФРЕЗЕРОВАНИЯ ЗУБЬЕВ
1
Изобретение относится к метал.71Ообработке и может быть использовано для нарезания зубчатых колес цилиндрических передач с зацеплением Новикова.
Известен способ фрезерования косозубых колес для цилиндрических передач с зацеплением Новикова обкаткой, при котором нарезание зубьев каждого колеса производится отдельной червячной фрезой, выполненной с постоHHHfciM осевым шагом витка на соосных цилиндрах, делящим пополам головку (ножку) зуба, и с плавно изменяющимся по мере удаления от этих цилиндров переменным осевым шагом витка на других соосных цилиндрах, причем направления изменения щага для одноименных сторон зуба в обеих фрезах противоположны (jl3
Недостатком известного способа является необходимость использования двух разных фрез для нарезания пары колес, что увеличивает номенклатуру, усложняет способ и ведет к потере технологического времени при замене фрезы, а в конечном счете к снижению производительности обработки.
Цель изобретения - упрощение способа. ПАРЫ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Поставленная цель достигается тем, что фрезерование каждого колеса производят с установкой одной и той же фрезы в начальное положение по разные стороны от плоскости, проходящей через ось симметрии колеса и межосевую линию, причем при фрезеровании второго колеса пары фрезу устанавливают в начальное положение определяемое
10 приведенным соотношением и диагональный угол перемещения определяют приведенным соотношением.
На чертеже изображена схема нарезания зубьев колес пары.
При нарезании зубьев колес 1 (на15пример левого) фрезу 2 (например пра еозаходную), развернутую на угол V, устанавливают на зубофрезерном станке в начальное Положение, определяе20мое расстоянием от торца колеса до межосевой линии, затем перемещают под диагональным углом J, к оси обрабатываемого колеса.
В процессе обработки начальный
25 профилирующий зуб (точка а Нормирует зубья колеса 1 по торцу Т-Т , а конечный профилирующий зуб (точка с) формирует зубья колеса 1 по торцу l-ii Таким образом, формируются зубья ко30леса 1 на полной ширине зубчатого венца. Для нарезания зубьев сопряженного колеса 3 (например правого) фрезу 2 развернутую на угол ()„, устанавливают по другую сторону от плоскости, проходящей через ось стола станка и межосевую линию (эта плоскость перпендикулярна к плоскости чертежа и оставляет на ней след W -w), в начальное положение, определяемое расстоянием от торца заготовки до межосевой линии, затем перемещают под диагональным углом к оси обрабатываемого колеса. Правильное зацепление нарезных ко лес 1 и 3 в их рабочем положении характеризуемом расстоянием д6 межд торцами 1-1 и Ц) - Ш , возможно только в случае, если направление ad диагональной подачи начального зуба (точка d) при фрезеровании колеса 1 и направление cd диагональной подачи конечного зуба (точка с) при фре зеровании колеса 3 пересекают одну и ту же прямую (точка d), перпенди-кулярную плоскости разворота суппорта и оси обрабатываемого колеса и ле жащую в торцовой плоскости I - Т колеса 1, а направление се при фрезеро вании колеса 1 и направление ае при врезеровании колеса 3 пересекают пря мую (точка е), перпендикулярную пло кости разворота суппорта и оси колеса и лежащую в торцовой плоскости 5. - t колеса 1. Фрезу 2 выполняют с постоянныгл осевым шагом витка на соосных цилин драх, делящих пополам головку (ножк зуба, и с плавно изменяиицимся по мер удаления от этих цилиндров переменным осевым шагом витка на других соосных цилиндрах. Начальное положение фрезы при фре зеровании второго колеса пары опред ляют по зависимости -L P KI-AO 4- b, ) si nVj sec a диагональный угол перемещения опр деляют соотношением sinjj cos(j -V. )si,TJ, cos(g -Va), где LnKj - расстояния межосевого перпендикуляра от ближайшего торца фрезы и торца колеса соответсвенно в начальном поло жении фрезы при нареза НИИ второго колеса пары Ц - расстояние от начально профилирующего зуба фр зы до ее ближайшего то ца при фрезеровании пе вого колеса пары; Цр- полная длина фрезы; - ж Vj - диагональный угол при фрезеровании соответст венно первого и второг колеса пары; угол разворота фрезерного суппорта при фрезеровании соответственно первого и второго колеса пары ширина зубчатого венца первого колеса пары; расстояние между торцаГ4И колес пары в их рабочем зацеплении, первыми вступакяцими в контакт с фрезой в процессе фрезерования. Формула изобретения Способ диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес для цилиндрических передач с зацеплением Новикова обкаткой, при котором обработку косозубых колес производят червячной фрезой с постоянным осевым шагом витка на соосных цилиндрах, д елящих пополам головку (ножку) зуба, и с плавно изменяющимся по мере удаления от этих цилиндров переменным осевым шагом витка на других соосных цилиндрах, причем фрезе сообщают перемещение под диагональным углом к обрабатываемому колесу, отличающийся тем, что, « с целью упрощения способа за счет обработки обоих колес одной и той же фрезой., фрезерование каждого колеса производят с установкой фрезы в начальное положение по разные стороны от плоскости, проходящей через ось симметрии колеса и межосевую линию, причем при фрезеровании второго колеса пары фрезу устанавливают в начальное положение, определяемое соотношениемfl.-e -UфpЧЧ-лЪ ЪOsmSгSec() 6in a cosCx,- VJ sin,cos(,-S)) , где t-oKn - расстояние межосевого перпендикуляра от ближайшего торца фрезы и торца колеса соответственно в начошьном положении фрезы при нарезании второго ко леса пары; Jjgj- диагональный угол при фрезеровании соответственно первого и второго колеса пары; ViVg - угол разворота фрезерного суппорта при фрезеровании соответственно первого и второго колеса пары ; 1, - расстояние от начального профилирующего зуба фрезы ДО ее ближайшего торца при фрезеровании первого колеса пары; Ц - ширина зубчатого венца первого колеса пары ; Цыг полная длина фрезы ;
- расстояние между торцами
колес пары в их рабочем эазацеплении, первыми вступающими в контакт с фрезой в процессе фрезерования.
Источники информации принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР 440033, кл. В 23 F 5/22, 13.12.71.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес | 1971 |
|
SU492358A1 |
Способ диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес для цилиндрических передач | 1971 |
|
SU440033A1 |
Способ диагонального фрезерования зубчатых колес | 1986 |
|
SU1468690A1 |
Зубофрезерный станок | 1985 |
|
SU1255316A1 |
СТАНОК ДЛЯ ОБРАБОТКИ АРОЧНЫХ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1994 |
|
RU2074794C1 |
ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА, СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЕЁ ВЫПОЛНЕНИЯ | 1998 |
|
RU2200262C2 |
БЕЗЗАЗОРНАЯ ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА И СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ЗУБЬЕВ ЧЕРВЯЧНОГО КОЛЕСА БЕЗЗАЗОРНОЙ ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2005 |
|
RU2291337C1 |
ЧЕРВЯЧНАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 1999 |
|
RU2136987C1 |
Зубчатая передача с перекрещивающимися осями | 1966 |
|
SU208396A1 |
СПОСОБ НЕПРЕРЫВНОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛОСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2011 |
|
RU2518818C2 |
Авторы
Даты
1980-09-23—Публикация
1978-06-15—Подача