Способ диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес Советский патент 1980 года по МПК B23F9/08 

Описание патента на изобретение SU764885A1

(54) СПОСОБ ДИАГОНАЛЬНОГО ФРЕЗЕРОВАНИЯ ЗУБЬЕВ

1

Изобретение относится к метал.71Ообработке и может быть использовано для нарезания зубчатых колес цилиндрических передач с зацеплением Новикова.

Известен способ фрезерования косозубых колес для цилиндрических передач с зацеплением Новикова обкаткой, при котором нарезание зубьев каждого колеса производится отдельной червячной фрезой, выполненной с постоHHHfciM осевым шагом витка на соосных цилиндрах, делящим пополам головку (ножку) зуба, и с плавно изменяющимся по мере удаления от этих цилиндров переменным осевым шагом витка на других соосных цилиндрах, причем направления изменения щага для одноименных сторон зуба в обеих фрезах противоположны (jl3

Недостатком известного способа является необходимость использования двух разных фрез для нарезания пары колес, что увеличивает номенклатуру, усложняет способ и ведет к потере технологического времени при замене фрезы, а в конечном счете к снижению производительности обработки.

Цель изобретения - упрощение способа. ПАРЫ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Поставленная цель достигается тем, что фрезерование каждого колеса производят с установкой одной и той же фрезы в начальное положение по разные стороны от плоскости, проходящей через ось симметрии колеса и межосевую линию, причем при фрезеровании второго колеса пары фрезу устанавливают в начальное положение определяемое

10 приведенным соотношением и диагональный угол перемещения определяют приведенным соотношением.

На чертеже изображена схема нарезания зубьев колес пары.

При нарезании зубьев колес 1 (на15пример левого) фрезу 2 (например пра еозаходную), развернутую на угол V, устанавливают на зубофрезерном станке в начальное Положение, определяе20мое расстоянием от торца колеса до межосевой линии, затем перемещают под диагональным углом J, к оси обрабатываемого колеса.

В процессе обработки начальный

25 профилирующий зуб (точка а Нормирует зубья колеса 1 по торцу Т-Т , а конечный профилирующий зуб (точка с) формирует зубья колеса 1 по торцу l-ii Таким образом, формируются зубья ко30леса 1 на полной ширине зубчатого венца. Для нарезания зубьев сопряженного колеса 3 (например правого) фрезу 2 развернутую на угол ()„, устанавливают по другую сторону от плоскости, проходящей через ось стола станка и межосевую линию (эта плоскость перпендикулярна к плоскости чертежа и оставляет на ней след W -w), в начальное положение, определяемое расстоянием от торца заготовки до межосевой линии, затем перемещают под диагональным углом к оси обрабатываемого колеса. Правильное зацепление нарезных ко лес 1 и 3 в их рабочем положении характеризуемом расстоянием д6 межд торцами 1-1 и Ц) - Ш , возможно только в случае, если направление ad диагональной подачи начального зуба (точка d) при фрезеровании колеса 1 и направление cd диагональной подачи конечного зуба (точка с) при фре зеровании колеса 3 пересекают одну и ту же прямую (точка d), перпенди-кулярную плоскости разворота суппорта и оси обрабатываемого колеса и ле жащую в торцовой плоскости I - Т колеса 1, а направление се при фрезеро вании колеса 1 и направление ае при врезеровании колеса 3 пересекают пря мую (точка е), перпендикулярную пло кости разворота суппорта и оси колеса и лежащую в торцовой плоскости 5. - t колеса 1. Фрезу 2 выполняют с постоянныгл осевым шагом витка на соосных цилин драх, делящих пополам головку (ножк зуба, и с плавно изменяиицимся по мер удаления от этих цилиндров переменным осевым шагом витка на других соосных цилиндрах. Начальное положение фрезы при фре зеровании второго колеса пары опред ляют по зависимости -L P KI-AO 4- b, ) si nVj sec a диагональный угол перемещения опр деляют соотношением sinjj cos(j -V. )si,TJ, cos(g -Va), где LnKj - расстояния межосевого перпендикуляра от ближайшего торца фрезы и торца колеса соответсвенно в начальном поло жении фрезы при нареза НИИ второго колеса пары Ц - расстояние от начально профилирующего зуба фр зы до ее ближайшего то ца при фрезеровании пе вого колеса пары; Цр- полная длина фрезы; - ж Vj - диагональный угол при фрезеровании соответст венно первого и второг колеса пары; угол разворота фрезерного суппорта при фрезеровании соответственно первого и второго колеса пары ширина зубчатого венца первого колеса пары; расстояние между торцаГ4И колес пары в их рабочем зацеплении, первыми вступакяцими в контакт с фрезой в процессе фрезерования. Формула изобретения Способ диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес для цилиндрических передач с зацеплением Новикова обкаткой, при котором обработку косозубых колес производят червячной фрезой с постоянным осевым шагом витка на соосных цилиндрах, д елящих пополам головку (ножку) зуба, и с плавно изменяющимся по мере удаления от этих цилиндров переменным осевым шагом витка на других соосных цилиндрах, причем фрезе сообщают перемещение под диагональным углом к обрабатываемому колесу, отличающийся тем, что, « с целью упрощения способа за счет обработки обоих колес одной и той же фрезой., фрезерование каждого колеса производят с установкой фрезы в начальное положение по разные стороны от плоскости, проходящей через ось симметрии колеса и межосевую линию, причем при фрезеровании второго колеса пары фрезу устанавливают в начальное положение, определяемое соотношениемfl.-e -UфpЧЧ-лЪ ЪOsmSгSec() 6in a cosCx,- VJ sin,cos(,-S)) , где t-oKn - расстояние межосевого перпендикуляра от ближайшего торца фрезы и торца колеса соответственно в начошьном положении фрезы при нарезании второго ко леса пары; Jjgj- диагональный угол при фрезеровании соответственно первого и второго колеса пары; ViVg - угол разворота фрезерного суппорта при фрезеровании соответственно первого и второго колеса пары ; 1, - расстояние от начального профилирующего зуба фрезы ДО ее ближайшего торца при фрезеровании первого колеса пары; Ц - ширина зубчатого венца первого колеса пары ; Цыг полная длина фрезы ;

- расстояние между торцами

колес пары в их рабочем эазацеплении, первыми вступающими в контакт с фрезой в процессе фрезерования.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР 440033, кл. В 23 F 5/22, 13.12.71.

Похожие патенты SU764885A1

название год авторы номер документа
Способ диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес 1971
  • Короткин Виктор Ильич
  • Журавлев Герман Александрович
SU492358A1
Способ диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес для цилиндрических передач 1971
  • Короткин В.И.
  • Журавлев Г.А.
SU440033A1
Способ диагонального фрезерования зубчатых колес 1986
  • Ефименко Владимир Федорович
  • Лангофер Александр Робертович
  • Бабичев Дмитрий Тихонович
  • Герасимов Владимир Васильевич
SU1468690A1
Зубофрезерный станок 1985
  • Мокрицкий Борис Яковлевич
SU1255316A1
СТАНОК ДЛЯ ОБРАБОТКИ АРОЧНЫХ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 1994
  • Беляев А.И.
  • Сирицын А.И.
  • Лобанов Н.А.
  • Сирицын Д.А.
RU2074794C1
ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА, СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЕЁ ВЫПОЛНЕНИЯ 1998
  • Настасенко Валентин Алексеевич
RU2200262C2
БЕЗЗАЗОРНАЯ ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА И СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ЗУБЬЕВ ЧЕРВЯЧНОГО КОЛЕСА БЕЗЗАЗОРНОЙ ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ 2005
  • Лагутин Сергей Абрамович
  • Долотов Станислав Владимирович
RU2291337C1
ЧЕРВЯЧНАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА 1999
  • Егоров И.М.
  • Иофик Б.Ш.
RU2136987C1
Зубчатая передача с перекрещивающимися осями 1966
  • Георгиев А.К.
  • Гольдфарб В.И.
SU208396A1
СПОСОБ НЕПРЕРЫВНОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛОСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 2011
  • Штадтфельд,Герман,Й.
RU2518818C2

Реферат патента 1980 года Способ диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес

Формула изобретения SU 764 885 A1

SU 764 885 A1

Авторы

Короткин Виктор Ильич

Даты

1980-09-23Публикация

1978-06-15Подача