Изобретение относится, к системам навигаций в частности, к системам контроля движения самолета на, трассе, и может быть использовано дан точного выдерживания временного графика движения самолетов. Известно устройство для расчета путевой скорости и времени прибытия; содержащее даль номер, .счетно-решающий прибор, задатчик времени прибытия, часы, индикатор временной ошибки, соединенные со счетно-решающим прибором Ц. Это устройство не обладает достаточной точностью при движении самолета на трассе и осо бенно в районе аэропорта. Цель изобретения - повышение точности выдерживания временного графика на трассе и в районе аэропорта. С этой целью в устройство, содержащее сяетно-решающий прибор введен угломер, выход которого связан со входом счетно-решающего прибора. Счетно-решающий прибор содержит блокд управления, соединенный с угломером, блок отработки, соединенный с дальномером и дай потенциометра, причем неподвижные контакты потенциометров связаны с блоком управления , а подвижные - механически связаны с блоком отработки и электрически связаны с чмвдслителем. На чертеже изображена блок-схема устройства контроля движения самолета. Оно содержит угломер 1, дальномер 2, . стетно-решающий прибор 3, блок 4 отработки, блок 5 управления, потенциометры 6, 7, вычислитель 8, часы 9, индикатор 10 временной ошибки и задатчик 11 времени прибьггая. Устройство контроля движения самолета работает следующим образом, С помощью задатчика 11 времени прибытия пилот устанавливает необходамое время выхода самолета в заданную точку tggfl. Коорданаты точки прибытия (Озад . зац) пилот набирает на блоке 5 управления. Ось подвижного контакта, потенциометра 7 механически связана с потенциометром в блоке отработки, причем подвижный контакт поворачивается на угол, 1 пропорциональный текущему значению дальнею376
1И. Ось подвижного контакта потенциометра 6 механически связана с потенциометром в блоке 5 ущзавления, причем подвижный контакт поБорачивается на угол, пропорциональный расстоягмю до точки прибытия. .Механическая связь показана на чертеже двойной линией. Один из двух неподвижных контактов каждого потенциометра заземляется, а на другой подается сигнал с блока 5 управлегшя, причем на контакт потенциометра б поступает напряжение, пропорциональное . косинусу углового положения самолета в точке прибытия, а на контакт потенциометра 7 - напряжение, пропордао. шльное текущему угловому положению самоСигнал снимаемый с подвижного контакта потенциометра 7, будет иметь вид - 4(.t5-K,-15(t)-cosjb.,,,Ct), где D (t) - дальность до маяка в текуи1ИЙ момент времени t; (t) - угол между направлением на точку прибытия и направление на маяк в момент времени t; К.- коэффициент пропорциональСигнал, снимаемый с подвижного контакта потенциометра 5, будет иметь вир .,; дальность до маяка в момент /тахождения самолета в точке прибытия; ,8 . g - угол между направлением на точ ку вылета и направлением на - Маяк в точке прибытия; К J - коэффивдент пропорциональности Эти сигналы поступают на вычислитель 8, который вычисляет отклонение самолета от заданного движения At .
Временняп ошибка поступает .из вычислителя 8 на индикатор 10 временной, ошибки, выполненный в виде стрелочного прибора с нулем посредине шкалы, указывая пилоту отличие от заданного графика движения самолета. При полном соответствии темпа движения самолета расчетному , временная ошибка равна нулю, и стрелка находится посредине.
Использование- устройства {Контроля движения самолета повышает точность времени при& 1тия самолета в контрольные точки полета, сякрашает расходы топлива, улучшает регулярность и безопасность полетов. Формула изобретения . Устройство контроля движения самолета содержащее счетно-решаюший прибор, включаюНЦ1Й вычислитель, а также содержашее дгшьномер, задатчик времени прибытия, часы, индика тор временной ошибки, соединенные со счетнорешающим прибором, отличаю HI ееся тем, что, с целью повьпнення точности выдерживания временного графика на трассе и в районе азропорта, в него дополнительно введен угломер, выход которого связан со входом счетно-решающего прибора. 2. Устройство но п. ), о .т л и ч а ю щ е ес я тем, что счетно-решающий прибор содержит блок управления, соединенный с угломером, блок отработки, соединенный с дальномером и два потенциометра, причем неподвижные контакты потенциометра связаны с блоком управления, а подвижные - механически связаны с блоком отработки и электрически связаны с вычислителем. . Источники информации, Лринятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 3619579, кл. 235/150.2, 1973 (прототип).
r n
n
-Hrl I I
-ч
i
Авторы
Даты
1980-09-30—Публикация
1978-04-03—Подача