Пьезоэлектрический двигатель Советский патент 1980 года по МПК H02N2/14 H01L41/09 

Описание патента на изобретение SU775792A1

Изобретение относится к области ;электрических двигателей, в частности к двигателям особого класса -пьезоэлектрическим, которые находят при менение в приборостроении, автоматике и бытовых приборах. Известны пьезоэлектрические двигатели (вибродвигатели).содержащие ротор и подпружиненный к нему пьезоэлектрический вибратор, колебания которого путем фрикционного зацепления приводят ротор во вращение ij, 2J Известен, например, пьезоэлектрический двигатель, содержащий статор и ротор, по крайней мере один из которых имеет пьезоэлектрический вибратор, установленные с пространствен ным зазором друг относительно друга, и средство их взаимодействия з. В известном двигателе средство взаимодействия статора с ротором выполнено в виде стержней, установленных под углом к поверхности ротора так, что концы стержней взаимодействуют с этой поверхностью фрикционно, а зазор между статором и ротором выб ран из условия возможности размещения в нем указанного средства взаимодействия. Механическое взаимодействие тру- щихся поверхностей приводит к изменению их геометрических размеров вследствие истирания. Попадающие при этом в зазор мельчайшие частички материала изменяют условия фрикционного взаимодействия. Все это ведет к снижению стабильности и надежности работы двигателя. Целью изобретения является обеспечение стабильности работы и увеличение надежности двитателя. Указанная цель достигается тем, что в пьезоэлектрическом двигателе, содержащем статор и ротор, по крайней мере один из которых имеет пьезоэлектрический вибратор, установленные с пространственным зазором друг относительно друга, и средство их взаимодействия, пространственный зазор между статором и ротором имеет величину не меньше амплитуды колебаний пьезоэлектрического вибратора, а средство взаимодействия статора г роторс 1 выполнено в виде укрепленных на них постоянных магнитов и ферромагнитного материала. Сущность изобретения заключается в следующем.

Снабжение составных частей двигателя - статора и ротора - постоянными магнитами и ферромагнитным материалом создает магнитное поле. Геометрическая форма поверхностей статора и ротора, являющихся носителями магнитоактивных элементов, такова, что состоянию равновесия отвечает произвольное положение ротора относительно оси вращения. Это услЪвие удовлетворяется, если одно из двух тел - статор или ротор - являются телом вращения с осью, совпадающей с осью вращения ротора, второе тело должно иметь ось симметрии перпендикулярно оси вращения ротора.

Тело вращения выполнено из пьезокерамики и служит пьезоэлектрическим вибратором.

Под влиянием внешнего напряжения, приложенного к электродам пьезоэлектрика, тело вращения деформируется. Деформация приводит к смещению магнитоактивных элементов и появлению момента, стремящегося установить ротор в положение равновесия, появившееся в связи с деформацией тела вращения. При снятии напряжения с электродов деформация исчезает, но ротор продолжает движение по инерции. Новая деформация опять приводит к появлению момента с тем же направлением. Таким образом, в результате периодической деформации пьезоэлектрического устройства, ротор двигателя получает импульсы строго определенного направления, под действием которых он вводится в состояние равномерного вращения .

На фиг. 1 и 2 показан пьезоэлектрический двигатель с цилиндрическим ротором, в двух проекциях; на фиг. 3 и 4 - тот же двигатель, снабженный дополнительными магнитами на роторе в двух проекциях; на фиг. 5 и б -вариант выполнения двигателя с цилиндрическим статором в двух проекциях; на фиг. 7 и 8 - тот же двигатель с дополнительными магнитами на статоре в двух проекциях.

Двигатель (фиг. 1 и 2) состоит из статора 1, выполненного из постоянны магнитов, и ротора 2, который представляет собой полый цилиндр из пьезокерамики, снабженный электродами 3 на внутренней и внешней поверхностях цилиндра. Они расположены параллельно образующим цилиндра и выполнены из ферромагнитного материала,, Электроды разделены изоляционными полосками 4. Подача питания происходит через контакты-щетки 5, соединенные с источником питания б постоянного тока.

Для-усиления эффекта магнитного взаимодействия ротор может снабжен дополнительно небольшими постоян ными магнитами 7 (фиг. 3 и 4).

На фиг. 5 и б изображен двигатель с цилиндрическим статором. Двигатель состоит из полого цилиндрического статора 8, выполненного из пъезокерамики с электродами, аналогичными описанным выше. Ротор двигателя 9 выполнен в виде плоского постоянного магнита. Двигатель питается от генератора 10 с фазовращателем 11.

Для усиления эффекта магнитного взаимодействия на статоре укреплены постоянные магниты 12(фиг.7 и 8).

Работает пьезоэлектрический двигатель следующим образом.

При подаче питания от источника 6 постоянного тока через шетки 5 на пару диаметрально противоположных электродов 3 (фиг. 1 и 2) происходит деформация цилиндрического ротора (так, как изображено пунктиром).При этом возникает сила F, вызывающая вращение ротора. Когда щетки 5 оказываются на изоляционных полосках 4, напряжение на электроды не поступает пьезокерамика освобояодается от деформации , и ротор продолжает вращаться по инерции. Через определенное время (оно зависит от размеров полосок и электродов) шетки снова оказываются на электродах, что вызывает появлени новой деформации и возникновение вращательного момента и т.д.

Работа двигателей изображенных на фиг. 5-8 аналогична описанной, только для питания их требуется генератйр переменного напряжения и фазовращатель .

Как следует из описания работы устройства, величина магнитного взаимодействия между статором и ротором определяется качеством магнитных элементов и величиной пространственного зазора. При этом, эффект магнитного взаимодействия возрастает с уменьшением расстояния между указанными частями двигателя. Следовательно, статор и ротор двигателя должны быть установлены с минимальным пространственным зазором,, при котором невозможен механический контакт между ними. Последнее условие удовлетворяется, если величина пространственного зазора не меньше амплитуды вибраций пьезоэлектрического вибратора.

Исключение механического взаимодействия между статором и ротором устраняет возмо5яность поломки соударяющихся подвижных элементов устройства, благодаря чему, двигатель отличается высокой надежностью.

Таким образом, установка статора и ротора пьезоэлектрического двигателя с пространственным зазором между ними, величина которого не менее чем амплитуда вибраций пьезоэлектрического вибратора и снабжение хотя бы одного из них постоянными магнитами, а другого - ферромагнитным материалом, приводит к стабильности работы двигателя, увеличению надежности и срока его службы, Формула изобретения Пьезоэлектрический двигатель,содержащий статор и ротор, по крайней мере один из которых имеет пьезоэлектрический вибратор установленные с пространственным зазором один относительно другого и средство их взаимодействия, отличающийс я тем, что, с целью обеспечения стабильности работы и увеличения надежности, пространственный зазор меж ду статором и ротором имеет величину не меньше амплитуды колебаний пьезоэлектрического вибратора, а средство взаимодействия статора с ротором выполнено в виде укрепленных на них постоянных магнитов и пластин из ферромагнитного материала. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР :№ 536578, кл. Н 02 « 11/00,1975. 2.Авторское свидетельство СССР 604058, кп. Н 02 И 11/00, 1976. 3.Авторское свидетельство СССР 573829, кл. Н 01 L 41/00, 1973, (прототип).

Похожие патенты SU775792A1

название год авторы номер документа
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ 1995
  • Житомирский Г.А.
  • Панич А.Е.
RU2122275C1
Пьезоэлектромагнитный шаговый двигатель для перемещения носителя информации 1988
  • Имамвердиев Казанфар Мамед Оглы
  • Юсуф-Заде Эльхан Муса Оглы
  • Гасанов Мехман Гусейн Оглы
SU1583996A1
ВИБРОДВИГАТЕЛЬ 1991
  • Колокольцев Валерий Михайлович
  • Колоднер Александр Григорьевич
  • Шуваев Вячеслав Георгиевич
RU2045124C1
РЕЗОНАНСНЫЙ ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР ТОКА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТА КАЗИМИРА 2014
  • Ской Вадим Рудольфович
RU2577767C2
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ 1990
  • Чесноков Герман Александрович
  • Колесников Дмитрий Павлович
  • Иванов Виктор Алексеевич
  • Котов Валерий Аронович
RU2017314C1
ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МАГНИТНОЙ ВЯЗКОСТИ ФЕРРОМАГНЕТИКОВ 2007
  • Меньших Олег Федорович
RU2338216C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫРАБОТКИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И СПОСОБ ВЫРАБОТКИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ 1999
  • Рощин В.В.
  • Годин С.М.
RU2155435C1
МАГНИТНАЯ ПЕРЕДАЧА (ВАРИАНТЫ) И ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОР, СОДЕРЖАЩИЙ МАГНИТНУЮ ПЕРЕДАЧУ 2022
  • Башмур Кирилл Александрович
  • Абрамов Юрий Владимирович
  • Мусазаде Эльвин Шакир Оглы
RU2794076C1
Пьезоэлектрический двигатель 1980
  • Вишневский Владимир Сергеевич
  • Карташев Игорь Александрович
  • Лавриненко Вячеслав Васильевич
SU1023455A1
СИНХРОННЫЙ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР 2014
  • Петров Роман Валерьевич
  • Колесников Николай Андреевич
  • Бичурин Мирза Имамович
RU2588986C2

Иллюстрации к изобретению SU 775 792 A1

Реферат патента 1980 года Пьезоэлектрический двигатель

Формула изобретения SU 775 792 A1

SU 775 792 A1

Авторы

Гусейнов Ариф Микаил Оглы

Кадымов Ягуб Бала Оглы

Гурбанов Тейгубат Байрам Оглы

Юсуф-Заде Эльхан Муса Оглы

Рагулин Дмитрий Георгиевич

Даты

1980-10-30Публикация

1978-10-20Подача