Изобретение относится к области машиностроения, конкретно к технике обеспечения работоспособности узлов трения или режущего инструмента при работе их в вакууме или других условиях, не позволяющих применить обычные способы их смазки.
Для непрерывной смазки механических передач используются наливные масленки, фитильные масленки, масляные ванны или устройства циркуляционной смазки 1,2, содержащие шестеренчатые, лопастные или плунжерные насосы, трубопров;0ды и сопловые насадки. Все эти смазочные устройства требуют наличия картера, в котором размещается смазочное масло, они сложны по своей конструкции, дороги в изготовлении, делают конструкцию механической передачи громоздкой и утяжеляют ее, не применимы для работы в вакууме.
Известен узел трения 3, в котором в качестве смазки используется сухая порошкообразная магнитоактивная смазка, подающаяся с помощью магнитного возбудителя на пару трения, выполненную из магнитоактивных материалов. Это устройство не позволяет обеспечить смазку пары трения, выполненной из немагнитных материалов, требуют наличия картера для размещения смазки.
Известен узел трения (4), в котором имеется магнитная система с магнитным возбудителем и полюсными наконечниками, размещающимися вблизи зоны трения для
5 удержания в ней жидкой ферромагнитной смаз,ки. Конструкция узла смазки не обеспечивает надежного смазывания самих рабочих поверхностей зубчатых элементов, например червячной передачи. Поскольку
10 при вращении червяка положение его витков относительно наконечников изменяется, наконечники приходится размещать за пределами наружного диаметра витков червяка и не представляется возможным эти наконечники подвести непосредственно к рабочим поверхностям витков червяка. Из-за этого ферромагнитная смазка размещается в основном не на боковых рабочих поверхностях витка червяка, а на его гребнях на
20 наружном диаметре.
Целью изобретения является улучшение условий смазки рабочих поверхностей зубчатых крлес или витков червяка в червячной передаче и повышение их работоспо25 собности.
Указанная цель достигается тем, что полюсные наконечники магнитной системы выполнены в виде свободно вращающихся зубчатых элементов колес, находящихся в
30 зацеплении с зубьями зубчатого колеса или
витками червяка и расположенных в непосредственной близости к зоне трения. В случае изготовления червяка из магнитного материала магнитный поток между наконечниками замыкается через витки червяка и ферромагнитную смазку. Если же червяк заготовлен из немагнитного материала, то магнитный поток замыкается только через смаЗ|Ку. В обоих случаях при указанной форме наконечников в виде зубчатых колес зубья их размещаются непосредственно у боковых рабочих поверхностей витков червяка и обеспечивают лучшую смазку червячной пары.
Конструкция узла смазки поясняется чертежом.
Узел смазки содержит магнитный возбудитель /, элементы магнитной системы 2, наконечники 5 в виде зубчатых колес, посаженные свободно на элементы магнитной системы, и ферромагиитнуЕо смазку 4. удерживаемую между зубьями наконечников магнитными силами и замыкающую магнитную систему. Зубчатые наконечники 3 с одной стороны имеют торцовую поверхность «А, форма которой соответствует форме торцовой поверхности зубчатого венца червячного колеса. Другая торцовая поверхность «Б наконечников плоская.
В процессе работы червячной пары при вращении червяка полюсные наконечники магнитной системы получают вращательное движение, поскольку зубья их располагаются в канавке между витками. Ферромагнитная смазка по зубьям полюсных наконечников под действием магнитного поля стягивается в зону большой напряженности магнитного поля, в зону трения.
Зубчатые вращающиеся наконечники узла смазки обеспечивают хорошее смазывание боковых рабочих поверхностей витков червяка. Хорошая смазка способствует снижению коэффициента трения, интенсивности изнашивания и надежности работы червячной передачи.
Формула изобретения
1. Узел смазки механической передачи, содержащий магнитную систему с магнитным возбудителем, размещенными вблизи зоны трения полюсными наконечниками, в зазоре между которыми помещена жидкая ферромагнитная смазка, отличающийс я тем, что, с целью улучшения смазки и
повышения работоспособности механической передачи, полюсные наконечники выполнены в виде свободно вращающихся колес, находящихся в контакте с элементами узла трения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе;
1. Справочник машиностроителя под. ред. Н. С. Ачеркана, том 4, Машгиз, 1963.
2. Червавский С. А. и др. Проектирование механических передач. Машиностроение, 1976.
3. Авторское свидетельство СССР До 523240, кл. F 16 N 15/00, 1976.
4. Авторское свидетельство СССР Лд 651177, кл. F 16 N 15/00, 1978.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Узел смазки | 1978 |
|
SU651177A1 |
Узел трения | 1980 |
|
SU918648A2 |
Узел смазки | 1983 |
|
SU1122865A1 |
Узел трения с магнитоактивной смазкой | 1982 |
|
SU1117430A1 |
Узел смазки | 1981 |
|
SU1004710A2 |
Механическая передача | 1985 |
|
SU1262173A1 |
Стенд для испытания магнитоактивных смазок в зубчатой передаче | 1987 |
|
SU1506334A1 |
Механическая передача с ферромагнитной смазкой | 1982 |
|
SU1087741A1 |
Устройство для смазки планетарных передач | 1983 |
|
SU1113616A1 |
Способ испытания магнитоактивной смазочной композиции и устройство для его осуществления | 1985 |
|
SU1350549A1 |
Авторы
Даты
1980-11-07—Публикация
1979-02-07—Подача