. 1
Изобретение, относится к области технических средств обучения и может быть использовано в учебном процессе при самостоятельном изучении обучаемыми учебного материала путем его статической проекции с последующим контролем знаний.
Известно устройство для обучения и контроля знаний, содержащее блоки выдачи информации, ввода ответов, памяти, сравнения, кодирования,подсчета верных и,неверных ответов, формирования и выдачи оценок IJ .
Его недостатком является низкая надежность в работе, так как конечный результат - оценка, определяется в результате функционирования сложных блоков.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому является обучающее устройство , которое содержит блоки ввода ответов, выбора режимов работы (распределитель), блок памяти, тактовый генератор,узел сравнения, коммута-гор, табло предъявления вариантов и табло ответов(оцено. Один выход блока выбора режимов соединен через блок памяти с входами узла сравнения и тактового генератора , а другой выход - через тактовый
генератор и коммутатор с входами табло предъявления вариантов и табло ответов (оценок). Вход коммутатора подключен через узел сравнения с выходом блока ввода ответов.
Его недостатком является низкая надежность, так как нормальное функционирование обучающе-контролируюадего устройства зависит от правильной
10 работы взаимосвязанных между собой сложных блоков (узел сравнения,блок памяти) и, кроме того, в обучающеконтролирующем устройстве возможно ложное срабатывание коммутатора и
15 неправильное высвечивание оценки на табло предъявления оценки.в результате несанкционированных действий обучаемого, например в режиме работы обучающе-контролиругацего уст20 ройства Обучение обучаемый с помощью блока ввода ответов может вводить в устройство ответы для контроля своих знаний, что нарушит нормальное функционирование всего обучающе-контроли25 рующего устройства, так как между блоком ввода ответов и распределителем отсутствует функциональная связь, препятствующей реализации одновременно двух взаймоисключаквдих режимов
30 работы Обучение и Контроль Азнаиий. Кроме того, в режиме контроля зна ний результирующая оценка высвечивае ся на табло оценок П5 заба1йёё установленнс 4у в устройстве субъективном критерию, который не учитывает ни соотношения между числом верных и не Beplitdk бтйетов, ни сложности поставленных вопросов и не исключает угады вание ответов, что снижает дидактиче кйе возможности 6бучаю1де-йонтролирукхпего устройства. .--. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства if пбвйшёнйё н ёжнЬстй. , / Эти Ц|ел;ьдостйга1ётЬя тей7 1 S предложенном устройстве бЛок выбора режимов работы подключен через блок ответов к одному из входов таб ло ответов, другой В5сЬдк6тЬ|эйг;б сое динен с одним из входов первого коммутатора, другой выход первЬ;гб комму татора соединен с входом ком MytaTOfia., выход которого подключен к ШодУ Первого коммутатора и к ойному из входов табло прёх ъявления вариантов, а блок выбора вариантов соединен с: одним иэ входоё второго коммутатор другой выход.соединен с одним из входов табло предъявления вар иантов. Функциональная блок-схема устройства изображена на чертеже. , Устройство состоит из блока 1 выбора режимов работы, 2 выбора вариантов, тактового генератора 3, блока 4 ввода ответов, первого коммутатора 5,второго коммутатора 6, табло 7 предъявления вариантов и табло 8 ответов. Кроме того, на чертеже обозначены вход 9 табло 8 ответов, выходы 10 и 11 блока 1 выбора режимов работы, которые соединены через тактовый генератор 3 с входснл первого коммутатора 5 и через блок 4 ввода ответов с входом 9 табло 8 ответов соответственно. Выход блока 2 выбора вариантов подключей к входу табло 7 предъявления вариантов и к входу второго коммутатора б. Выход второго коммутатора б подкл 9Чен к входу табло 7 предъяв ленйя вариантов и к входу первого коммутатора 5, выход которого соединен со входом табло 8 ответов, а дру гой выход - U входом второго коммутатора 6. При выключенном напряжении питания табло 7 предъявления вариантов и табло 8 ответов не подсвечивают учебную информацию, которая выполнена в виде видимых непрозрачных монотомных контуров, укрепленных неподвижно на прозрачную основу табло. В этих табло Установлены световые фильтры, полоса пр5йУскаййЙ 1саадого из которых соответствует определенному варианту (условию задачи) блока 2 выбора вариантов. Предлагаемое обучающее-контролирующее устройство работает следующим образом. в режиме обучения, когда обучаемый на блоке 1 выбора режимов работы установил режим Обучение, например с помощью перементюго резистора с выключателем, то с выхода 10 блока 1 сигнал поступает на вз4од актовОгЬ генератора 3, который включается в работу. Частота генерации блока 3 регулируется обучаемым самостоятельно с помощью переменного резистора, установленного на блоке 1 выбора режимов работы. Обучаемый может самостоятельно выбирать темп обучения в зависимости от его уровня подготовленности и скорости его перцептивных действий. На вход блока 4 ввода ответов сигнал с,, выхода 11 блока 1 не поступает и в режиме Обучение блок. 4 не участвует в работе. Это позволяет исключить отрицательное влияние несанкционированных действий обучаемого на качество работы обучаюи е-контролирующего устройства и повысить тем самым надежность работы устройства. ВйОд отвёто.в обучаемым в режиме Обучение исключен за счет отключения блока 4 ввода ответов. С выхода тактового, генератора 3 сигналы в импульсной форме поступают на вход коммутатора 5, выполненного. Например, в виде шагового искателя на п направлений и т+1 положений, где п -.число вариантов условий задач, am.- число этапов (число разделов взаимосвязанного между собой учебного материала).С помощью m ламёлей шагов О ГО искателя высвечиваются табло 8 ответов по одному из п вариантов. Номер варианта (направления шагового искателя) соответствует номеру ротора.шагового искателя коммутатора 5. С помощью m+i-ой ламёлй шагбвОто искателя коммутатора 5 включается в работу (перемещается на одно положение) шаговый искатель коммутатора 6. Выход коммутатора 6 (п ламелей) подключены к п роторам шагового искателя коммутатора 5 и к входам п табло 7 предъявления условий задач (вариантов) соотЁ1етственно. В зависимости от того, какой вариант (условие згщачи) обучаемьай для изучения с помощью блока 2 выбора вариантов, с выхода блока 2 поступают сигналы на вход одного из п табло 7 предъявления вариантов (условий задачи) и на вход коммутатора 6, который устанавливается в выбранное п-ое положение. Обучаемый может выбрать один из двух вариантов обучения. Обучение сразу по всем п Ёарйантам последовательно идт1и обучение только по одному из п вариантов. В первом режиме обучения учебный материал по m взаимосвязанным между собой разделам (этапам решения задачи) одного из вариантов высвечивается путем стат 1ческой проекции один
раз. Далее автоматически коммутатор 6 по сигналу с m+l ламели шагового искателя коммутатора 5 переключается на другое положение и высвечивается взаимосвязанный учебный материал уже другого варианта.
Во втором режиме.обучения учебный материал высвечивается только по одному из выбранных вариантов многократно. Это позволяет обучаемому в зависимости рт его подготовленности и способности изучать сразу весь учебный материал или один из его вариантов. Переключение коммутатора б на другое положение и соответственно высвечивание с помощью табло 7 другого варианта (условия задачи) осуществляется самостоятельно обучаемым.
В режиме контроля знаний, когда обучаемый на блоке 1 выбора режимов; работы выключил режим Обучение, с выхода 11 блока 1 поступает на вход блока 4 ввода ответов сигнал, под действием которого блок 4 подготавливается к работе, С выхода 10 блока 1 выборов режимов работы на вход . тактового генератора 3 сигнал не поступает. Тактовый генератор 3 не работает и, следовательно, коммутаторы 5 и б тоже не участвуют в работе.
Обучаемый q помощью блока 2 выбора вариантов и табло 7 предъявления вариантов (условий задач) высвечивает выбранный им при самостоятельном контроле своих знаний один любой, вариант из h вариантов задач. Если знания обучаемого проверяются в: присутствии преподавателя, то обучаемый устанавливает с помощью блока 2 выбора вариантов на табло 7 .предъявления вариантов то условие задачи, которое задает преподаватель .
С выхода блока 4 ввода ответов, выполненного, например, с помощью т-1 переключателей на п+1 положений сигналы поступают на вход 9 табло 8 ответов, когда обучаемый выбирает из п равновероятных ответов по каж.дому из m разделов (этапов решения задачи) взаимосвязанного между собой разделов учебного материала один, правильный по его мнению.По завершении ввода m ответов в табло ответов включается и высвечивает все введенные обучаемым ответы: как правильные, так и неправильные. подсветки правильных ответов соответстет тону подсветки условий Задач.Тон подсветки неправильных ответов не соответствует тону подсветки условий задачи.В табло 7 предъявления условий Зс1дачи и табло 8 ответов . тоны подсветки определяются световыми фильтрами.
Учебная информация на табло 7 и 8 изображена монотонно. Тон подсветки наблюдается только при бключении этих .
Результат контроля своих знанйй обучаемый анализирует самостоятельно путем подсчета числа правильных и неправильных отвё оЁ. При этомобучаемому видно не только количество допущённйх ошибок, то и разделы учебного материала (этапы решения), где допущены ошибки.
Кроме того, при установке m-l
0 переключателей в п+1 положение блока 4 ввода ответбв не высвечиваются , соответствующие Табло 8 ответов,что означает ответ не знаю.
Таким образом, в режиме Контроль
5 знаний достигаются высокие дидактические возможности обучающе-контролирующего устройства за счет учитывания при визуальном определении суммарной оценки не только количества
d верных и неверных ответов, но и сложности (веса) вопроса, а так же за счет уменьшения вероятности угадывания правильного ответа обучаемым.
Положительный эффект от использования изобретения в учебном процесSсе состоит в том, что повышается надежность обучающе-контролирующего устройства за счет упрощения конструкции устройства (исключения взаимозависимых друг от друга блоков,
D нормальное функционирование одного из которых зависит от правильной работы другого блока) и исключения режима работы устройства, при котором возможны несанкционированные действия
5 обучаемых, нарушанвдих нормальное функционирование электрической схемы обучающе-контролирующего устройства.
Кроме того, расширяются дидактические возможности обучающе-контролирующего устройстйа за счет уменьшения вероятности угадывания обучаемым правильного ответа при выборочном методе контроля знаний и по. вышения объективности определения результирующей (суммарной) оценки.
Формула изобретения
50
Обучающе-контролирующее устройство, содержащее блок выбора режимов работы, соединенный с тактовым генератором, который соединен с входом одного из коммутато)ов, блок
55 выбора вариантов, блок ввода ответов табло предъявления вариантов и табло ответов, отличающееся тем, что,с целью расширения дидактических возможностей устройства и вышения его надежности, блок выбора режимов работы подключен через блок ввода ответов к одному из входов табло ответов, другой вход которого соединён с одним из выходов первого
/с коммутатора/другой выход первЪго
коммутатора соединен с входом второго коммутатора, выход которого подключен к входу первого коммутатора и к одному из входов табло предъявления вариантов, а блок выбора вариантов соединен с одним из входов второго коммутатсфа, другой выход соединен с одним из входов табло т редъявления вариантов.
Источники информации, принятые -во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР №301730, кл. G 09 В 7/00,10.04.68,
2.Авторское свидетельство СССР 456294, кл. G 09 В 7/00,22.03.73 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для предъявления информации при обучении | 1988 |
|
SU1672507A1 |
Обучающе-контролирующее устройство | 1973 |
|
SU456294A1 |
Обучающе-контролирующее устройство | 1985 |
|
SU1367029A1 |
Обучающее устройство | 1981 |
|
SU989569A1 |
Обучающее устройство | 1982 |
|
SU1024964A1 |
Устройство для обучения | 1988 |
|
SU1531124A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1984 |
|
SU1277170A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1985 |
|
SU1277171A1 |
Автоматизированный класс для обу-чЕНия и КОНТРОля зНАНий учАщиХСя | 1979 |
|
SU841018A1 |
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся "квант | 1983 |
|
SU1145359A2 |
Авторы
Даты
1980-11-15—Публикация
1979-01-15—Подача